Сопоставление текстов

  

Сура 24: Свет - Аят: 11

Коран (ар) - 24:11  إِنَّ الَّذِينَ جَاءُوا بِالْإِفْكِ عُصْبَةٌ مِّنكُمْ لَا تَحْسَبُوهُ شَرًّا لَّكُم بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُم مَّا اكْتَسَبَ مِنَ الْإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ
Кулиев (рус) - 24:11  Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения. [1]
Абу Адель (рус) - 24:11  Те (люди), которые пришли с измышленной ложью (о том, что якобы Аиша, жена Пророка, совершила прелюбодеяние) – группа из вас (о, верующие) [причисляемая к верующим]. Не считайте это [их слова] злом для себя, наоборот, это – благо для вас (так как у этой истории прекрасное завершение и верующие за своё терпение в этом испытании получат большую награду). Каждому человеку из них [тех, которые распространяли эту ложь] – то, что он снискал себе из этого греха [своя доля греха]. А кто из них взял на себя большую часть этого [самый главный лицемер [2]], тому (в Вечной жизни) (уготовано) наказание великое.
Османов (рус) - 24:11  Воистину, те, которые возвели великую ложь, - из вас же самих. Не считайте ее (т. е. ложь) злом для вас, напротив, это добро для вас. Каждого мужа из них постигнет [наказание] за содеянный грех. А тому, кто совершил наибольший грех, уготовано великое наказание.
Порохова (рус) - 24:11  [3]И те, кто ложь тебе принес, - из вашего числа,
Но не считайте это злом себе -
Напротив! Это - благо вам!
Ведь каждому из тех людей воздастся
По соответствию их доле этого греха.
А тот, кто основную тяжесть (клеветы)
Себе (на плечи) положил, -
Тот подлежит великой каре.
Крачковский (рус) - 24:11  Те, которые пришли к тебе с ложью – группа из вас. Не считайте это злом для себя, нет, это – благо для вас. Каждому человеку из них – то, что он снискал себе из этого греха. А кто из них взял на себя большую часть этого, тому – наказание великое.
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 24:11  (Пейгъамбернинъ къадынына) бу агъыр ифтираны уйдургъанлар, шубесиз, сизинъ аранъыздан бир топудыр. Буны озюнъиз ичюн бир феналыкъ санманъ, аксине о, сиз ичюн бир яхшылыкътыр. Олардан эр бир адамгъа, гунах оларакъ, не ишлеген исе (онынъ къаршылыгъы джеза) бардыр. Олардан (ильге ёлбашчылыкъ япып) бу гунахнынъ буюклигини аркъалагъан кимсе ичюн де, чокъ буюк бир азап бардыр.

(Бу ве ашагъыдаки докъуз аетнинъ назиль олувына себеп олгъан ве «ифкъ» (ифтира) адисеси» дие билинген вакъиа къыскъадан бойледир: Аз. Пейгъамбернинъ бир аскерий сеферине Аз. Айше де къатылгъан эди. Къайткъанда, бир ара Аз. Айше итияджындан къуртулмакъ ичюн чекильген бир кошеде герданлыгъыны тюшюре. Сонъ, бунынъ фаркъына барып, къыдырмагъа кете. Бу арада, керван Аз. Айшени девесининъ усьтюндеки хевдедж ады берильген къапалы, томалакъ ве усьтю къуббели къафеси ичинде зан этерек, къонакълав еринден айрылгъаны ичюн, Аз. Айше о ерде къала. Ордуны артындан такъип этмекнен вазифели бир зат Аз. Айшени алып, кервангъа етиштире. Араларында мунафыкъларнынъ реберлеринден Абдуллах б. Убейй де олгъан бир къач адам, бу адисеге эсасланып, Аз. Айшенен оны кервангъа етиштирген адам арасында алякъа япылгъаны ифтирасыны уйдуралар. Бу ифтира Аз. Пейгъамберни зияде кедерлендире. Бу сырада, затен раатсыз олгъан Аз. Айше акъкъында бойле бир ифтира уйдурылгъаныны бир муддет сонъ биле ве буюк бир истирапкъа тюше; артыкъ озю киби кедерли олгъан аилесине, бабасы Аз. Эбу Бекир (р.а.)нинъ эвине бармакъны догъру таный. Бу арада Аз. Пейгъамбер (с.а.) заман-заман Аз. Эбу Бекирнинъ эвине барып, олардан Аз. Айшенинъ сагълыгъыны, ал ве хатирини сорай эди. Иште, кене бойле бир зиярет сырасында ве ифтира вакъиасынынъ чыкъкъанындан тахминен бир ай сонъ, Айше валидемизнинъ къабаатсызлыгъыны ифаде эткен бу аетлер назиль олды:)

Якубович (укр) - 24:11  Воістину, ті які зводять наклеп, є серед вас самих. Не вважайте це злом проти вас. Навпаки, це — добро для вас. Кожна людина отримає за свій гріх! А на того, хто згрішив найбільше, чекає велика кара! [4]
Ас-Саади (рус) - 24:11  Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения.

Откровения о тяжести ложных обвинений в совершении прелюбодеяния в целом предшествовали обсуждению истории, которая произошла с одной из самых достойных женщин – матерью правоверных Правдивейшей Аишей, дочерью Правдивейшего Абу Бакра. Эти аяты ниспосланы по поводу известной истории о том, как на нее возвели ужасный навет. Эта история описана в самых разных сборниках хадисов. Если быть кратким, то это произошло во время одного из военных походов, в котором рядом с Пророком Мухаммадом находилась его жена Правдивейшая Аиша, дочь Правдивейшего Абу Бакра. В дороге у нее порвалось ожерелье, поиски которого заставили ее задержаться. Верблюд с ее паланкином продолжил путь вместе с остальными войсками, и люди не заметили отсутствия Аиши. Когда она вернулась к месту стоянки, то решила, что скоро люди заметят ее отсутствие и вернутся за ней, но войско продолжило свой путь. Сафван б. аль-Муаттил был одним из самых славных сподвижников. Во время привала он остановился в самом конце войска и заснул, а когда проснулся, то увидел Аишу. Узнав ее, он заставил своего верблюда опуститься на колени. Аиша села верхом на его верблюда, причем оба они не промолвили ни слова. Сафван пошел пешком и повел за собой верблюда. Они догнали мусульман, когда в полдень войско остановилось, чтобы сделать привал. Несколько лицемеров, которые присоединились к войску Пророка в этом походе, увидели, как Сафван вел верблюда, на котором сидела Аиша. Они тотчас принялись распространять о них слухи, которые были подхвачены людскими языками. Молва распространилась так быстро, что даже некоторые из правоверных попали под ее влияние. Люди стали обсуждать между собой услышанное, а Пророк в течение долгого времени не получал откровения по этому поводу. Спустя некоторое время слухи дошли до самой Аиши, и это заставило ее сильно опечалиться. И тогда Аллах ниспослал аяты о ее невиновности, которые вошли в эту суру. Аллах предостерег правоверных и подчеркнул, насколько тяжкой является подобная клевета, а также ниспослал полезные заповеди и наставления. Великой ложью в обсуждаемом нами аяте названа клевета, обращенная против матери правоверных Аиши. Эту клевету распространяла группа людей, которые называли себя правоверными. И среди них действительно было несколько правоверных, которые были обольщены рассказами лицемеров, но среди них также были лицемеры. Не думайте, что случившееся является злом. Напротив, это суть добро для вас. Благодаря случившемуся люди узнали о чистоте и невинности матери правоверных Аиши. Похвалы также были удостоены все остальные жены Пророка. Рабам Аллаха были разъяснены предписания, в познании которых они нуждались и которыми они будут руководствоваться вплоть до наступления Судного дня. Все это является великим благом, которое мусульмане обрели благодаря ужасной клевете нечестивцев. Воистину, когда Аллах желает чего-нибудь, Он создает для этого предпосылки и причины. Всевышний обратился к правоверным в целом для того, чтобы подчеркнуть, что поношение правоверными одного из них равносильно поношению самих себя. Это означает, что любовь, снисходительное и милосердное отношение друг к другу и взаимовыручка правоверных делает их подобными одному телу. Правоверных можно сравнить с кирпичами одного строения, которые поддерживают друг друга. И если мусульманин не желает, чтобы кто-либо покушался на его честь, то он не должен желать этого и для своих верующих братьев, относиться к которым следует так же, как к себе самому. Если же человек не достиг этой степени, то его вера является несовершенной и неискренней. Что же касается тех, которые возвели навет на Аишу, то каждый из них несет ответственность за содеянное злодеяние. Эти слова стали предвозвещением того, что злоумышленники непременно будут наказаны за свои слова, и Пророк действительно наказал некоторых из них. А порочный лицемер Абдуллах б. Убей б. Салул, который совершил наибольший грех, будет удостоен великого наказания. И этим наказанием станет вечное пребывание на самой нижней ступени Преисподней. Затем Всевышний Аллах поведал Своим рабам о том, как они должны поступать, если впредь услышат подобную клевету:

Аль-Мунтахаб (рус) - 24:11  Те, которые измышляли клевету об Аише, жене пророка, - да благословит его Аллах и приветствует,- распространяя ложные и порочащие её слухи, живут среди вас. Не считайте эту ложь злом для вас, - нет! Она - добро для вас. Ведь по этому можно отличить лицемеров от искренних праведников. И не будет запятнана честь того, кто не виноват и переживал из- за этой клеветы. Для каждого человека из группы клеветников, виновной в измышлении и распространении этой клеветы, будет наказание, равное его участию в этом ложном обвинении, а тому из них, кто более всех содействовал распространению клеветы, уготовано великое наказание.


[1] Передают, что Аиша рассказывала: «Собираясь в какую-нибудь поездку, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обычно бросал жребий среди своих жен и брал с собой ту из них, на которую падал выбор. Перед одним из своих походов после ниспослания предписания о ношении покрывала он опять бросил среди нас жребий. Выбор пал на меня, и я поехала с ним в паланкине, в котором меня опускали на землю. Мы двинулись в путь, а по завершении этого похода, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвращался обратно, мы остановились недалеко от Медины. Ночью он объявил, что нам следует выступить в путь. После того как был отдан этот приказ, я удалилась от войска и, удовлетворив свою нужду, вернулась обратно. Тут я коснулась рукой груди и обнаружила, что моё ожерелье из оникса порвалось. Тогда я вернулась назад и стала искать его, что и задержало меня. Между тем сопровождавшие меня люди подошли к моему паланкину, подняли его и погрузили на спину верблюда, на котором я ехала, посчитав, что я нахожусь внутри. В те времена женщины были легкими и худыми и ели мало. Я же была совсем молодой девушкой, и люди, которые поднимали паланкин, не почувствовали разницы в весе. Они погнали его и двинулись в путь, а я нашла свое ожерелье после того, как войско уже ушло, и когда я вернулась в лагерь, там никого не было. Решив, что люди обнаружат мое отсутствие и вернутся за мной, я направилась к тому месту, где находилась прежде. Когда я сидела там, глаза мои стали слипаться, и я заснула. Позади всего войска тогда шел Сафван б. аль-Муаттал ас-Сулами (впоследствии аз-Заквани). Он добрался до того места, где я находилась, лишь к утру. Увидев спящего человека, он подошел ко мне, а ему приходилось видеть меня до предписания носить покрывало. Услышав, как он произносит слова: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:156), я проснулась, а он опустил на колени свою верблюдицу и наступил на ее переднюю ногу. Когда я села верхом, он повел верблюдицу, и так мы добрались до войска, остановившегося на полуденный отдых. Вот тогда тот, кому было предназначено погибнуть, погиб. Главным же клеветником оказался Абдуллах б. Убей б. Салул. После этого мы вернулись в Медину, где я проболела целый месяц, а люди стали распространять измышления клеветников. Во время этой болезни мне показалось, что что-то случилось, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уже не был столь добр ко мне, каким он бывал прежде, когда я болела. Он только приходил, здоровался и спрашивал: «Как она?». Это заставляло меня сомневаться, но я еще ни о чем даже не подозревала. После того как я поправилась, мы с Умм Мистах отправились в аль-Манаси, куда мы ходили по большой нужде только по ночам до тех пор, пока отхожие места не устроили поблизости от наших домов. Так же поступали прежде и арабы, уходившие в пустыню или подальше от своих домов. Итак, мы с Умм Мистах бт. Абу Рухм направились туда. На ней был длинный шерстяной плащ, и она споткнулась об него и воскликнула: «Чтоб ты пропал, Мистах!». Я сказала: «Ты говоришь плохие слова! Как ты можешь ругать человека, участвовавшего в битве при Бадре?!». Она сказала: «Девочка, разве ты не слышала, что они говорят?». Так она рассказала мне о том, что говорили клеветники, и я почувствовала себя еще хуже. Когда я вернулась домой, ко мне пришел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Поздоровавшись, он спросил: «Как она?» – я же сказала: «Позволь мне пойти к моим родителям». Я хотела удостовериться во всем от них. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позволил мне сделать это, и тогда я пришла к ним и спросила у матери: «О чем это говорят люди?». Она сказала: «Доченька, не придавай большого значения этому делу! Клянусь Аллахом, очень редко бывает так, чтобы о красивой женщине, которую любит муж, имеющий и других жен, не говорили много всякого!». Я воскликнула: «Пречист Аллах! Так люди действительно говорят об этом?!» – и после этого я плакала всю ночь, не смыкая глаз. Наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидевший, что откровение задерживается, позвал Али б. Абу Талиба и Усаму б. Зейда, чтобы посоветоваться с ними относительно развода со своей женой. Усама рассказал ему о своей любви к нам и добавил: «Не расставайся со своей женой, о посланник Аллаха, а мы, клянусь Аллахом, слышали о ней только хорошее!». Что же касается Али б. Абу Талиба, то он сказал: «О посланник Аллаха, Аллах не ограничивает тебя, и кроме нее есть много других женщин. Спроси ее служанку, и она скажет тебе правду!». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позвал к себе Бариру и спросил: «О Барира, замечала ли ты за ней что-нибудь такое, что казалось тебе подозрительным?». Барира сказала: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной! Самый большой ее недостаток, за который я могла бы ее упрекнуть, заключается в том, что она еще очень молода и иногда засыпает, оставляя тесто, а потом приходит коза и поедает его». В тот же день посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднялся на минбар и попросил поддержать его против Абдуллаха б. Убейя б. Салюля. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто поддержит меня, если я накажу человека, который нанес мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее! Кроме того, они говорят дурное и о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!». Саад б. Муаз поднялся и сказал: «О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я поддержу тебя! Если он из племени аль-Аус, то мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени аль-Хазрадж, то тебе стоит только приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!». Услышав это, со своего места поднялся вождь хазраджитов Саад б. Убада, прежде всегда поступавший так, как подобает поступать праведному человеку. Побуждаемый желанием поддержать своё племя, он сказал: «Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьёшь его и не сможешь сделать этого!». Тут с места поднялся Усейд б. аль-Худайр и сказал: «Клянусь Аллахом, это ты лжешь! Клянусь Аллахом, мы убьем его, а ты – лицемер, защищающий лицемеров!». Это привело в возбуждение ауситов и хазраджитов, которые были уже готовы броситься друг на друга, тогда как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, все еще находился на кафедре. Увидев это, он спустился и продолжал успокаивать их, пока они не замолчали, и он тоже сохранил молчание. Я же проплакала весь день и так и не смогла заснуть, а утром ко мне пришли родители. Всего же я проплакала две ночи и один день, и мне стало казаться, что печень моя разорвется от плача Пока они сидели у меня, а я плакала, разрешения войти ко мне попросила одна женщина из числа ансаров, которую я позволила войти. Присев, она принялась плакать вместе со мной, и в это время неожиданно вошел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он неожиданно сел, хотя не садился возле меня с тех пор, как обо мне стали распространять клевету. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, за целый месяц не получивший никакого откровения относительно моего дела, произнес слова свидетельства единобожия и сказал: «О Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, то Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила, то попроси у Аллаха прощения и покайся Ему, ибо, поистине, если раб признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!». После того как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал это, я перестала плакать; из глаз моих не упало больше ни одной слезинки, и я сказала отцу: «Ответь за меня посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Тогда я сказала матери: «Ответь за меня посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на то, что он сказал!». Она тоже сказала: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Тогда я была еще молода и знала из Корана лишь немногое. Я сказала: «Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы приняли это за правду. И если я скажу вам, что невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне; если же я признаюсь вам в том, что совершила это, а Аллах знает, что на самом деле я невиновна, го вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя подходящего примера, кроме слов отца Йусуфа, который сказал: «Лучше проявить терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали» (12:18). Потом я перебралась на другую сторону своей постели, надеясь на то, что Аллах оправдает меня, однако, клянусь Аллахом, я даже не думала, что относительно меня будет ниспослано откровение. Я считала себя слишком ничтожной для гого, чтобы об этом деле говорилось в Коране. Я лишь надеялась, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидит сон, в котором Аллах оправдает меня. И, клянусь Аллахом, он не встал со своего места, и никто из членов моей семьи не покинул дома, а Аллах уже ниспослал ему откровение. Он впал в то тяжелое состояние, в которое обычно впадал, когда капли пота, подобные жемчужинам, сыпались с него градом даже в зимний день. А когда ниспослание откровения посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, закончилось, он улыбнулся, и первыми его словами стали слова: «О Аиша, возблагодари Аллаха, ибо Аллах оправдал тебя!». Моя мать велела мне: «Подойди к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!» – но я сказала: «Нет, клянусь Аллахом, я не подойду к нему и не стану благодарить никого, кроме Аллаха!». Всевышний Аллах ниспослал аяты: «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих…» (24:11). После ниспослания аятов в мое оправдавние Абу Бакр ас-Сыддик, который оказывал помощь Мистаху б. Усасе, ибо тот состоял с ним в родстве, сказал: «Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об Аише, я больше никогда ничего ему не дам!». Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (24:22). Тогда Абу Бакр сказал: «Да, клянусь Аллахом, конечно же, я хочу, чтобы Аллах простил меня!». Затем он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, расспрашивал обо мне и Зейнаб бт. Джахш, говоря: «О Зейнаб, что тебе известно, что ты видела?». Она отвечала: «О посланник Аллаха, я оберегаю свои уши и глаза. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только хорошее!». Она соперничала со мной, но Аллах защитил ее посредством благочестия». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и другие.

[2] Абдуллах бин Убайй бин Салюль

[3] В ст. 11-18 речь идет об инциденте, происшедшем в 5-6 гг. Xиджры по возвращении из похода против бану Мусталика. Когда был дан приказ возвращаться назад, жены посланника, А'йиши, не было на месте, так как она ушла на поиски оброненного дорогого ожерелья. Ее отсутствие было замечено только на следующей остановке лагеря на отдых. Лишь наутро ее обнаружил мухаджир Сафван, специально оставленный на месте первой стоянки лагеря с целью обнаружения каких-либо забытых вещей. Он доставил А'йишу в лагерь на своем верблюде, которого он вел под уздцы. Инцидент вызвал злорадство и клеветнические нападки на жену пророка среди его врагов во главе с мединским лицемером Абдуллой ибн Убайем, обвинившим А'йишу в неверности мужу.

[4] Як повідомляють коментатори, йдеться про «матір правовірних» Айшу, одну з дружин Пророка (мир йому і благословення Аллага). Під час одного з походів вона загубила своє намисто, а згодом приєдналася до інших разом із одним зі сподвижників, який допоміг їй дістатися до каравану. Це викликало плітки й підозри в декого з віруючих.