Сопоставление текстов

  

Сура 28: Рассказ - Аят: 56

Коран (ар) - 28:56  إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
Кулиев (рус) - 28:56  Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем. [1]
Абу Адель (рус) - 28:56  Поистине, ты (о, Пророк) не приведёшь (к Вере) тех, кого ты любишь (и кому желаешь Веры): а Аллах (Сам) приводит (к Вере), кого пожелает. И Он лучше знает тех, кто пойдут (истинным) путём [придут к Вере], (так как Его знание объемлет и прошлое и будущее).
Османов (рус) - 28:56  Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь. Это Аллах ведет прямым путем, кого пожелает, и Он лучше знает тех, кто ступил на прямой путь.
Порохова (рус) - 28:56  Не ты ведешь прямым путем
Того, кто люб (твоей душе и сердцу) [2].
Аллах ведет того, кого Своим желанием сочтет [3], -
Он лучше знает тех,
Кто следует прямой стезею.
Крачковский (рус) - 28:56  Ты не ведешь прямым путем тех, кого хочешь: Аллах ведет, кого желает. Он лучше знает тех, кто идет прямо.
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 28:56  (Ресулым!) Сен севдигинъни хидаетке ириштиралмазсынъ; факъат Аллаh истегенине хидает берир ве хидаетке киреджек олгъанларны энъ яхшы О билир.

(Риваетке коре, Ресул-ы Экрем (с.а.), эмджеси Эбу Талипке хитабен бойле буюргъан эди: «Ляа иляахе иллаллаах» де ки, къыямет куню сенинъ лехинъе шеадетте булунайым. Эбу Талип исе: «Къурейш къадынлары мени къыйнарлар, къоркъудан буны сёйледи, дерлер. Эгер бойле демейджек олсалар эди, мусульман олуп, сени севиндирир эдим», деген эди. Аз. Пейгъамбернинъ пек севген, чокъ ярдымларыны корьген эмджесининъ хидаети ичюн бойле гъайрети узерине бу ает назиль олды).

Якубович (укр) - 28:56  Воістину, ти не зможеш вказати прямий шлях тим, кого любиш, та Аллаг веде прямим шляхом, кого побажає. І Він краще знає тих, хто йде прямим шляхом!
Ас-Саади (рус) - 28:56  Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем.

Всевышний поведал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, что тот не способен наставить на прямой путь даже самого любимого человека, и тем более перед этим бессильны все остальные люди. Ни одно творение не способно заставить человека уверовать, потому что это является прерогативой Всевышнего Аллаха. Одних людей Он наставляет на прямой путь, потому что знает, что они достойны этой великой чести. Если же человек не достоин этого, то Он оставляет его блуждать во мраке заблуждения. Здесь уместно вспомнить о следующем аяте: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (42:52). В этом откровении имеется в виду, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывал человечеству путь к спасению и разъяснял, как нужно следовать прямым путем. Он вдохновлял людей на совершение благих дел и всеми силами помогал им встать на прямой путь. Однако он был бессилен вселить в их сердца веру и превратить их в мусульман. Если бы он был способен на такое, то, в первую очередь, вселил бы веру в душу своего дяди Абу Талиба, который сделал ему много хорошего и оказывал ему всестороннюю поддержку. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, непрестанно призывал его обратиться в ислам, и его искренние наставления были намного дороже того доброго отношения, которое Абу Талиб проявил по отношению к нему. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал все возможное, но только Всевышний способен наставить человека на прямой путь.

Аль-Мунтахаб (рус) - 28:56  Ты, о посланник, стараешься вести свой народ прямым путём, но ты не сможешь ввести в ислам всех, кого любишь. Только Аллах ведёт к прямому пути тех, сердца которых склонны к вере и к прямому пути, о чём Всевышний знает. Поистине, Аллах - Всеведущий, знает, кто войдёт в число смиренных уверовавших!


[1] Ас-Саади сказал: «Всевышний поведал Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, что тот не способен наставить на прямой путь даже самого любимого человека, и тем более перед этим бессильны все остальные люди. Ни одно творение не способно заставить человека уверовать, потому что это является исключительным правом Всевышнего Аллаха. Одних людей Аллах наставляет на прямой путь, потому что знает, что они достойны этой великой чести. Если же человек не достоин этого, то Всевышний Аллах оставляет его блуждать во мраке заблуждения.
Здесь уместно вспомнить о другом кораническом откровении, в котором говорится: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (42:52). В этом откровении имеется в виду то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указывал человечеству путь к спасению и разъяснял, как нужно следовать прямым путем. Он вдохновлял людей на совершение благих дел и всеми силами помогал людям встать на прямой путь. Однако он был бессилен вселить в их сердца веру и превратить их в мусульман.
Если бы он был способен на такое, то в первую очередь вселил бы веру в душу своего родного дяди Абу Талиба, который сделал ему много хорошего и оказывал ему всестороннюю поддержку. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, непрестанно призывал его обратиться в ислам, и его искренние наставления были намного дороже того доброго отношения, которое Абу Талиб проявил по отношению к своему племяннику. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сделал все возможное, но только Всевышний Аллах способен наставить человека на прямой путь».
2) Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Когда дядя посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился при смерти, он сказал ему: «Скажи: «Нет божества, кроме Аллаха», и благодаря этим словам я смогу свидетельствовать в твою пользу перед Аллахом». Но тот отказался, и тогда Аллах ниспослал аят: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил» (28:56). Этот хадис передал Муслим, и в одной из его версий сообщается, что он сказал: «Если бы курейшиты не стали позорить меня, говоря: «Он поступил так из страха!», то я обрадовал бы тебя этими словами», после чего и был ниспослан этот аят. Его также передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Джарир и другие.

[2] Многие комментаторы увязывают толкование этого айата с печальным событием в жизни Мухаммада, когда умер горячо любимый им дядя Абу Талиб, не сумевший в преклонном возрасте изменить языческой вере своих предков.

[3] См. прим. [12:110::1] и [16:36::2].