Сопоставление текстов

  

Сура 3: Семейство Имрана - Аят: 169

Коран (ар) - 3:169  وَلَا تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أَمْوَاتًا بَلْ أَحْيَاءٌ عِندَ رَبِّهِمْ يُرْزَقُونَ
Кулиев (рус) - 3:169  Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, [1]
Абу Адель (рус) - 3:169  И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, умершими (которые ничего не чувствуют). Нет, (они, даже если и умершие в этом мире, то) живые (в другой жизни) (и) (находятся) у своего Господа, получая удел,
Османов (рус) - 3:169  Не считай же покойниками тех, которые были убиты [в сражении] во имя Аллаха. Нет, живы они и получают удел от Господа своего,
Порохова (рус) - 3:169  И не считайте мертвыми вы тех,
Кто на пути Аллаха был убит.
Нет, они живы! Удел свой обретя
В присутствии Господнем,
Крачковский (рус) - 3:169  И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел,
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 3:169  Аллаh ёлунда ольдюрильгенлерни сакъын олю сайманъ, аксине, олар тиридирлер; Аллаhнынъ лютф ве кереминден озьлерине бергенлеринен севинчли бир алда, Рабблери янында рызыкларгъа наиль олмакъталар. Артларындан келеджек ве аля озьлерине къатылмагъан шеит къардашларына да, ич бир кедер ве къоркъу олмагъаны муждесининъ севинчини дуймакъталар.
Якубович (укр) - 3:169  Не вважайте мертвими тих, які загинули на шляху Аллага. Ні, вони живі та отримують наділ у Господа свого,
Ас-Саади (рус) - 3:169  Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,
Аль-Мунтахаб (рус) - 3:169  Тех, которые были убиты, сражаясь на пути Аллаха, не считайте мёртвыми. Нет, они живые, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел!


[1] Передают со слов Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда в битве при Ухуде погибли ваши братья, Великий и Могучий Аллах поместил их души внутрь зеленых птиц, которые прилетают к райским рекам, едят райские плоды и возвращаются к золотым фонарям в тени Трона. Когда же они увидели, как прекрасны их питье, еда и место возвращения, они сказали: «О, если бы наши братья знали о том, что Аллах приготовил для нас, чтобы они не избегали джихада и не проявляли трусости перед сражением. Тогда Великий и Могучий Аллах сказал: «Я сообщу им об этом за вас». Так Великий и Могучий Аллах ниспослал Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169). Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким и другие, и шейх Мукбил аль-Вадии назвал его достоверным благодаря подтверждающим его свидетельствам.
В другом хадисе сообщается, что Джабир б. Абдуллах рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встретил меня и спросил: «О Джабир, почему ты выглядишь разбитым?». Я сказал: «О посланник Аллаха, отец мой пал на поле боя и оставил детей и долг». Он сказал: «Не обрадовать ли мне тебя вестью о том, как Аллах встретил твоего отца?». «Конечно, обрадуй, о посланник Аллаха», – ответил я. Он сказал: «С кем бы ни разговаривал Аллах, это происходило через завесу. Когда же Аллах оживил твоего отца, Он беседовал с ним без завесы и без посредников. Он сказал ему: «Проси меня, о чем пожелаешь, и Я одарю тебя». Он сказал: «Господи, воскреси меня, чтобы я еще раз погиб за Тебя!». Тогда Всевышний и Всеблагой Господь сказал: «Я уже сказал прежде, что они не вернутся туда». И тогда был ниспослан аят: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха» (3:169). Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и шейх Мукбил аль-Вадии назвал его хорошим благодаря подтверждающим его свидетельствам.
В этих хадисах речь идет о мучениках, погибших в битве при У худе. Однако среди обстоятельств ниспослания этого аята упоминают еще одно событие. Передают, что Анас б. Малик рассказывал о сподвижниках, которых пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил к колодцам Бир Мауна. Он сказал: «Я не знаю точно, сорок их было или семьдесят. У этих колодцев жил Амир б. ат-Туфейл аль-Джафари. Группа сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отправилась в путь и остановилась в гроте на возвышенности, расположенной над этими колодцами. Затем они стали обсуждать, кто из них донесет послание посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до жителей этого поселения. Кажется, Абу Милхан аль-Ансари сказал: «Я донесу до них послание посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Он пришел в поселение, сел перед их домами, прижав бедра к груди, и сказал: «О жители Бир Мауна, я послан к вам посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Уверуйте же в Аллаха и Его посланника!». Тут из одного из домов к нему направился человек с копьем и пронзил его в бок так, что копье вышло с другого бока, и он успел только сказать: «Аллах Превелик! Я преуспел, клянусь Господом Каабы!». Они же пошли по его следу, который привел их к его товарищам, и Амир б. ат-Туфейл перебил их». Анас рассказывал: «Всевышний Аллах ниспослал по их поводу кораническое откровение, которое было отменено вскоре после того, как мы начали его читать», а затем Аллах ниспослал: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169). Этот хадис передал Ибн Джарир.
Из этих хадисов следует, что этот аят был ниспослан как по поводу мучеников, погибших в битве при Ухуде, так и по поводу группы сподвижников, чудовищно убитых у колодцев Бир Мауна. Имам аш-Шаукани же в своем толковании сказал: «Принимая во внимание общий смысл аята, можно сказать, что он распространяется на всех павших мучеников».