Сопоставление текстов

  

Сура 3: Семейство Имрана - Аят: 186

Коран (ар) - 3:186  لَتُبْلَوُنَّ فِي أَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ وَلَتَسْمَعُنَّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ مِن قَبْلِكُمْ وَمِنَ الَّذِينَ أَشْرَكُوا أَذًى كَثِيرًا وَإِن تَصْبِرُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ
Кулиев (рус) - 3:186  Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость. [1]
Абу Адель (рус) - 3:186  Непременно, вы (о, верующие) будете испытаны своим имуществом [как вы будете расходовать на обязательные и добровольные милостыни] и самими собой [как будете повиноваться Аллаху и как будете переносить ранения и смерть и потерю любимых], (до тех пор, пока правдивый верующий не отличится от других). И вы услышите от тех, кому даровано Писание до вас [от иудеев и христиан], и от тех, кто стал многобожником, много обиды [слова многобожия и ругательства]. А если вы будете проявлять терпение и остерегаться (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и отстраняясь от того, что Он запретил), то это – из дел, (для которых необходима) твердая решимость [упорство].
Османов (рус) - 3:186  Ваше [, о муслимы,] имущество и вы сами подвергнетесь испытанию. И вы услышите тех, кому было даровано Писание задолго до вас, и от многобожников много обидных слов. Но если вы будете терпеливы и благочестивы, то проявите твердость в делах.
Порохова (рус) - 3:186  Поистине, Господне испытание коснется
И ваших душ, и вашего добра,
И вы услышите жестокие слова
От тех, кто Книгу получил до вас,
(А равно) и от тех,
Кто идолов для почитания себе избрал.
А если будете вы терпеливо-стойки и станете благочестивы,
Так это, истинно, исходит от (вашей) твердости в делах.
Крачковский (рус) - 3:186  Вы будете испытаны и в ваших имуществах и в вас самих, и вы услышите от тех, кому даровано писание до вас, и от тех, кто был многобожником, много обиды. А если вы будете терпеливы и богобоязненны, то это – из твердости в делах.
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 3:186  Ант олсун ки, малларынъыз ве джанларынъыз меселесинде имтиангъа чекиледжексинъиз; сизден эвель озьлерине китап берильгенлерден ве мушриклерден бир чокъ кедерли сёзлер эшитеджексинъиз. Эгер сабыр этсенъиз ве такъва косьтерсенъиз, мытлакъа бу, (япыладжакъ) ишлернинъ энъ дегерлисидир.
Якубович (укр) - 3:186  Ви неодмінно будете випробувані своїм майном та самими собою. І ви неодмінно почуєте багато образливого від тих, кому було дано Писання раніше за вас, а також від багатобожників. Та якщо ви будете терплячими і богобоязливими, то це і буде справжньою рішучістю!
Ас-Саади (рус) - 3:186  Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость.

Всевышний сообщил правоверным, что богатство непременно станет для них искушением, поскольку им придется расходовать его, раздавая обязательные и добровольные пожертвования на пути Аллаха. Еще одним искушением для них станут они сами, ведь им придется выполнять предписания, которые представляются тяжелыми для большинства людей. Им придется принимать участие в джихаде, переносить тяготы и лишения, встречаться лицом к лицу со смертью, попадать в плен, переносить ранения и болезни, которые будут поражать их самих и дорогих им людей. А от людей Писания и многобожников им придется выслушать много неприятных слов – они будут оскорблять их самих, их религию, их Писание и их Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах сообщил об этом верующим рабам, потому что испытания и искушения приносят им огромную пользу. Во-первых, божественная мудрость требует, чтобы посредством таких испытаний правдивые верующие отличились от лжецов. Во-вторых, Аллах предопределяет для Своих рабов испытания, потому что желает одарить их благом, возвысить их, искупить их прегрешения, приумножить их веру и усовершенствовать их убежденность. Он поведал им о неизбежных трудностях, и когда эти трудности случаются, верующие убеждаются в правдивости Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это – то, что обещали нам Аллах и Его посланник. Аллах и Его посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность» (33:22). В-третьих, Аллах сообщил о грядущих испытаниях для того, чтобы верующие смирились с такой судьбой и проявили должное терпение, когда испытания выпадут на их долю, ведь если они подготовятся к испытаниям, то им будет легче выдержать их. Безусловно, для этого они должны быть стойкими, выдержанными и богобоязненными. Они должны терпеливо сносить испытания, связанные с их имуществом и ими самими, стойко переносить страдания, причиняемые беззаконниками, опасаясь при этом одного Аллаха. А это значит, что им следует проявлять терпение искренне ради Него, стремиться приблизиться к Нему посредством этого и не преступать границы дозволенного, проявляя излишнее терпение тогда, когда мусульманам запрещается сносить оскорбления и надлежит мстить врагам Аллаха. Правоверные должны проявлять твердость и даже соперничать друг с другом в терпении и богобоязненности, однако удается это только тем, кто обладает твердым намерением и высоким устремлением. Вот почему Всевышний сказал: «Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (41:35).

Аль-Мунтахаб (рус) - 3:186  Будьте уверены, о верующие, что вы будете испытаны уменьшением и потерей вашего имущества, и болезнями, и бедами, и сражениями в вашей жизни. Вы услышите от тех, кому было даровано Писание до вас - иудеев, христиан , а также от многобожников,- много укоров и обид. Если вы будете встречать всё это с терпением и смирением и будете благочестивы, это будет одним из благочестивых деяний, к которым вам надлежит стремиться.


[1] Передают, что Кааб б. Малик, один из трех мужчин, покаяние которых принял Аллах (после похода на Табук – К.Э.), рассказывал: «Кааб б. аль-Ашраф высмеивал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и подстрекал против него неверующих курейшитов. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, среди ее жителей были и мусульмане, и язычники, поклонявшиеся идолам, и иудеи. Они доставляли неприятности Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижникам, и тогда Великий и Могучий Аллах приказал Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, проявить терпение и быть снисходительным. По поводу них и был ниспослан аят: «…и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов» (3:186). Но Кааб б. аль-Ашраф не переставал оскорблять Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тогда он приказал Сааду б. Муазу послать группу мусульман, чтобы они убили его. Он поручил это Мухаммаду б. Масламе, и они убили его. Вот тогда иудеи и многобожники перепугались и утром же отправились к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Они сказали: «Ночью на нашего товарища напали и убили его». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, напомнил им о том, что он говорил. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предложил им заключить письменное соглашение, которое все они будут соблюдать. Так между Пророком, мир ему и благословение Аллаха, иудеями и всеми мусульманами было заключено письменное соглашение». Этот хадис передал Абу Давуд.
Передают, что Урва б. аз-Зубайр рассказывал, что он попросил Абдуллаха б. Амра: «Расскажи мне о наихудшем из того, что сделали язычники с Пророком, мир ему и благословение Аллаха». Он сказал: «Я видел, как Укба б. Абу Муейт подошел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, когда тот молился, накинул ему на шею свою накидку и сильно сдавил. Тут на него набросился Абу Бакр, который отбросил его от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Неужели вы убьете человека за то, что он говорит: «Мой Господь – Аллах»?» (40:28).
Согласно другому преданию, этот аят был ниспослан по поводу спора, возникшего между Абу Бакром и иудеем по имени Фанхас, который сказал: «Воистину, Аллах беден, а мы богаты». Это разгневало Абу Бакра, и тогда был ниспослан аят: «…и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожников много неприятных слов» (3:186). Об этом сообщили Ибн Абу Хатим и Ибн аль-Мунзир через хорошую цепочку рассказчиков.