Сопоставление текстов

  

Сура 30: Римляне - Аят: 3

Коран (ар) - 30:3  فِي أَدْنَى الْأَرْضِ وَهُم مِّن بَعْدِ غَلَبِهِمْ سَيَغْلِبُونَ
Кулиев (рус) - 30:3  в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх [1]
Абу Адель (рус) - 30:3  в ближайшей земле [в ближайшей к персам и арабам земле римлян, в Палестине], но они [римляне] после победы их [победы персов] (тоже) победят
Османов (рус) - 30:3  в ближайших [своих от неприятеля] пределах. Но они после поражения [сами] одержат верх
Порохова (рус) - 30:3  На близлежащих [2] землях (к вам).
Но за победою над ними
(Вновь) победить им (предстоит) [3]
Крачковский (рус) - 30:3  в ближайшей земле, но они после победы над ними победят
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 30:3  (Бакъ. ает №2)
Якубович (укр) - 30:3  у найближчих землях. Але після своєї поразки переможуть вони,
Ас-Саади (рус) - 30:3  в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх

В те далекие времена Персия и Византия были двумя величайшими империями на земле. Они вели друг с другом ожесточенные войны и были равными соперниками. Персы исповедовали язычество и поклонялись огню, а византийцы относились к людям Писания и утверждали, что верили в Тору и Евангелие. Безусловно, убеждения византийцев были намного ближе к исламу, чем языческие воззрения персов, и поэтому мусульмане желали византийцам победы над персами. В то же время арабские язычники хотели, чтобы персы одержали верх, потому что огнепоклонство имело много общего с идолопоклонством. Когда же произошло решающее сражение, персы нанесли поражение византийцам. Это поражение не отразилось на целой империи, потому что сражение было лишь за прилежащие к Аравии земли. Весть о поражении византийцев обрадовала язычников и огорчила мусульман, и тогда Аллах обещал им, что очень скоро восточные римляне разгромят персов.

Аль-Мунтахаб (рус) - 30:3  в ближайших к арабам землях, а именно, в приграничных районах Сирии, но они после этого поражения одержат победу над персами.


[1] Передают, что Масрук рассказывал: «Один человек, беседовавший с людьми из племени Кинда, сказал: «В День воскресения появится дым, который лишит лицемеров слуха и зрения, что же касается верующих, то у них от него будет только что-то вроде насморка». Мы испугались, а потом я пришел к Ибн Масуду, который лежал, опершись на руку, и рассказал ему об этом. Он разгневался, сел и сказал: «Кто знает, пусть говорит, а кто не знает, пусть скажет: «Аллаху это ведомо лучше!». Поистине, умение говорить эти слова тоже является частью знания! Великий и Могучий Аллах сказал Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями» (38:86). Но курейшиты не спешили принимать ислам, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, призвал на них проклятие, обратившись к Аллаху со словами: «О Боже, помоги мне в борьбе с ними и пошли им семь (голодных – К.Э.) лет, подобных семи годам Йусуфа!». И тогда наступила такая засуха, что они стали умирать и питаться падалью и костями, а люди видели между небом и землей что-то вроде дыма. Тогда Абу Суфьян пришел к нему и сказал: «О Мухаммад, ты пришел к нам с велением поддерживать родственные связи, а теперь твои соплеменники гибнут, помолись же Аллаху о помощи!». Затем Ибн Масуд прочел аяты: «Подожди же того дня, когда небо принесет ясный дым» до слов «Мы избавим вас от страданий ненадолго, но ведь вы вернетесь к неверию» (44:12–15). Разве ж можно будет избавиться от страданий в День воскресения, чтобы потом вернуться к неверию? Всевышний сказал об этом: «В тот день, когда Мы схватим вас величайшей Хваткой, Мы будем мстить» (44:16), и это свершилось при Бадре. Аллах также сказал: «Вы сочли это ложью, и скоро оно (наказание) станет неотступным» (25:77), и это тоже свершилось при Бадре. Аллах также сказал: «Алиф. Лям. Мим. Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх» (30:1–3). С византийцами тоже все так и было». Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

[2] Разночтение в передаче смысла «адналь'ард», первое значение которого я передала в тексте. Вторым значением является: «самая низкая (точка земли на уровне моря)», и если ее взять за основу, то это еще одно научное чудо в Коране, так как лишь спустя много веков после смерти пророка Мухаммада было научно доказано, что именно этот регион (Палестины) лежит на самом низком уровне моря нашей планеты.

[3] Как я уже указала в прим. [30:0::1], первые шесть айатов этой Суры были низведены в 615-616 гг., когда Персидская империя находилась на вершине побед. Предсказание в ст. 3-4 ее поражения «спустя недолгий срок» было встречено издевками и насмешками со стороны мекканских корейшитов-язычников. Когда же начиная с 622 г. (начало мусульманского летосчисления - Хиджры) римский император Ираклий наголову разбил персов по всем фронтам Малой Азии, Месопотамии и Египта и в марте 628 г. триумфально вошел в Константинополь, сбылось предсказание Господне, низведенное в этих стихах, и всему миру предстала Истина. «Ключи Незримого - у Бога, - Оно известно лишь Ему».