Сопоставление текстов

  

Сура 4: Женщины - Аят: 83

Коран (ар) - 4:83  وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لَاتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلَّا قَلِيلًا
Кулиев (рус) - 4:83  Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом. [1]
Абу Адель (рус) - 4:83  А когда придёт к ним [к тем, у которых в душах болезнь, а это либо лицемеры, либо люди со слабой верой] (какое-нибудь) дело [весть] (которое вселяет) спокойствие [как например весть о победе верующих] или (от которой возникает) страх [как например поражение верующих в битве], они (не проявляя терпения) разглашают [рассказывают людям] об этом. А если бы они (сначала) вернули его [эту весть] к Посланнику и обладающим властью из них [к знающим людям или руководителям отрядов] (чтобы они выяснили его истинность и затем приняли решение оглашать или же умолчать об этом), тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть (в суть) этой (вести) из них. И если бы не щедрость Аллаха к вам [в данном случае Ислам, Коран и Посланник] и не Его милость [откровение Аллаха, Его снисходительность, Его содействие и Его благодеяние], то вы бы последовали за сатаной, кроме немногих.
Османов (рус) - 4:83  Когда до них доходит весть о победе или поражении, они разглашают ее. А если бы они [раньше] сообщили это посланнику и предводителям [муслимов,] тем было бы ведомо, нужно ли распространять эту весть. И если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном.
Порохова (рус) - 4:83  Когда встает какой-нибудь вопрос пред ними,
Не вызывающий тревог или несущий опасенья,
Они его тотчАс же разглашают.
А если б предоставили они
(Этот вопрос) посланнику (на суд)
Иль обладающим меж ними властью,
Тогда б узнали его те,
Кто (в суть его) проникнуть хочет.
И если б не Господня щедрость и милость Его к вам,
То вы бы все, кроме немногих, пошли стопами Сатаны.
Крачковский (рус) - 4:83  А когда к ним придет какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом. А если бы они вернули его к посланнику и обладающим властью у них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милость, то вы бы последовали за сатаной, кроме немногих.
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 4:83  Оларгъа ишанч я да къоркъугъа даир бир хабер кельгенинен, аман оны яярлар; албуки, оны Ресулгъа я да араларында ребер кимселерге алып барсалар эди, оларнынъ арасындан ишнинъ ич юзюни анълагъанлар онынъ не олгъаныны билир эдилер. Аллаhнынъ сизге лютфи ве рахмети олмаса эди, пек азынъыз истисна, шейтангъа уйып кетер эдинъиз.
Якубович (укр) - 4:83  І коли приходить до них звістка про безпеку чи небезпеку, то вони розголошують її. Та якби вони спочатку звернулися із нею до Посланця або до наділених владою серед них, то вона стала б відома тим, які могли б вивчити її глибше. Якби не ласка Аллага до вас та не милість Його, то всі ви пішли б за шайтаном, окрім небагатьох серед вас.
Ас-Саади (рус) - 4:83  Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом.

Всевышний упрекнул Своих рабов за этот недостойный поступок и сказал, что если они узнают важное известие, касающееся всех правоверных, которое может обрадовать их или предупредить их о надвигающейся опасности, то им не следует поспешно распространять его, а надлежит удостовериться в его правдивости и передать его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, или людям, обладающим влиянием в обществе, которые способны принять правильное решение и дать добрый совет, которые обладают знаниями и благоразумием, которые осведомлены о происходящих событиях и знают, что может принести пользу мусульманам, а что может навредить им. Если такие люди решат, что разглашение полученных сведений принесет правоверным пользу, придаст им силы, доставит им радость и поможет им противостоять врагам, то остальным следует разглашать эти сведения. Если же они решат, что разглашение их не принесет мусульманам никакой пользы или принесет больше вреда, чем пользы, то их нельзя разглашать. Вот почему Аллах сказал, что важные сведения должны узнать люди, которые могут проанализировать их благодаря своим правильным взглядам и праведным познаниям. Из этого вытекает важное правило, согласно которому исследование любого вопроса следует поручать тем, кто способен справиться с этим. Такими людьми нельзя пренебрегать, поскольку они имеют больше возможностей найти правильное решение и избежать ошибки. Из этого также следует, что мусульманам запрещается поспешно распространять то, что они услышали. Мусульмане должны размышлять над словами перед тем, как произнести их, и задумываться над тем, принесут они им пользу или нет. Если они принесут им пользу, то они могут произнести их, в противном же случае им следует воздержаться от этого. Затем Всевышний сказал, что если бы Он не проявил к правоверным милость и милосердие, наставив их на прямой путь, позаботившись о них и обучив их тому, чего они не знали, то они последовали бы за сатаной, за исключением лишь немногих. А причина этого в том, что человек по природе своей является несправедливым и невежественным созданием, и его душа велит ему творить зло. Но если он обращается за помощью к Господу, ищет у Него убежища и усердствует ради достижения этой цели, то Он проявляет к нему сострадание, наставляет его на путь ко всему благому и оберегает его от проклятого сатаны.

Аль-Мунтахаб (рус) - 4:83  А если до сведения этих лицемеров дойдёт слух, будь он добрый или тревожный, о силе или слабости мусульман, они разгласят об этом и распространят его, чтобы обмануть мусульман и вселить страх в их сердца, или передадут эти новости о мусульманах их врагам. Если бы эти лицемеры, распространяющие слухи, представили бы их на суд посланнику или обладающим властью мусульманам из руководителей и сподвижников Мухаммада - да благословит его Аллах и приветствует, - чтобы узнать у них истину, то те, которые хотят разведать источник их, узнали бы это от посланника и его сподвижников. Если бы не щедрость и милость Аллаха, который укрепляет веру в ваших сердцах, предотвращает смуту в ваших рядах, помогает вам одерживать победу, то большинство из вас последовало бы за шайтаном, кроме немногих, которые смогли бы спастись от его соблазнов.


[1] Передают, что Абдуллах б. Аббас рассказывал со слов Умара б. аль-Хаттаба: «Когда пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, решил избегать близости со своими женами, я вошел в мечеть и увидел, что люди задумчиво постукивают камушками по земле и говорят: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, развелся со своими женами». Это произошло до того, как им было приказано покрыть головы. Я сказал: «Я непременно должен узнать обо всем сегодня». Затем я вошел к Аише и сказал: «О дочь Абу Бакра, до меня дошло, что ты обижаешь посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Она ответила: «Что тебе до меня, Ибн аль-Хаттаб! Тебе следовало бы наставить твою собственную дочь!». Тогда я вошел к Хафсе, дочери Умара, и сказал: «О Хафса, до меня дошло, что ты обижаешь посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Клянусь Аллахом, мне стало ясно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не любит тебя, и если бы не я, то он уже развелся бы с тобой». Тут она сильно разрыдалась, и я сказал ей: «Где же посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?». Она ответила: «Он – в кладовке, в верхней комнате». Войдя туда, я увидел Рабаха, слугу посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сидел на пороге комнаты, положив вытянутые ноги на бревно. Это было то самое бревно, на которое поднимался посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я позвал его и сказал: «Рабах, попроси у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для меня разрешение войти к нему». Рабах посмотрел сначала на комнату, затем на меня, но ничего не ответил. Я сказал ему: «Рабах, попроси у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для меня разрешение войти к нему». Рабах снова посмотрел на комнату, затем на меня, но ничего не ответил. Тогда я повысил голос и сказал: «Рабах, попроси у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для меня разрешение войти к нему. Я думаю, что посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, кажется, что я пришел из-за Хафсы. Клянусь Аллахом, если посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велит мне отрубить ей голову, то я непременно сделаю это». Я повысил голос, и он указал мне, что я могу подняться к нему. Когда я вошел к нему, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лежал на циновке, и на нем не было ничего, кроме опоясывающего покрывала. Я присел, а он потянул покрывало немного вниз, и я увидел, что циновка оставила след на его боку. Я окинул взглядом кладовку посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и обнаружил в ней только пригоршню ячменя, около одного саа (мера объема для сыпучих тел – К.Э.), столько же стручков аравийской акации, лежащих в углу комнаты. Еще там висел бурдюк из неокончательно дубленой кожи. Тут я не смог сдержать слезы, и он спросил: «Почему ты плачешь, Ибн аль-Хаттаб?». Я ответил: «Как же мне не плакать, о пророк Аллаха, если эта циновка оставила след на твоем боку, и в этой кладовке я не вижу ничего, кроме этих вещей. Цезарь и хосрой живут среди плодов и ручьев, тогда как у тебя, посланника Аллаха и Его избранника, такая вот кладовка». Он сказал: «О Ибн аль-Хаттаб! Разве ты не доволен тем, что мы получим Последнюю жизнь, а они – эту ближнюю жизнь?». Я сказал: «Конечно же, доволен». Он сказал: «Когда ты вошел, я увидел по твоему лицу, что ты разгневан». Я сказал: «О посланник Аллаха, какой поступок твоих жен так тяготит тебя? Если даже ты разведешься с ними, то ведь с тобой останутся Аллах и Его ангелы, Джибрил и Микаил. Я, Абу Бакр и все верующие будем вместе с тобой. Я редко говорил, вознося хвалу Аллаху, надеясь на то, что Аллах подтвердит сказанные мной слова, и тут был ниспослан аят о предоставлении выбора: «Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибрил (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А, кроме того, ангелы помогают ему. Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками…» (66:4–5). Аиша бт. Абу Бакр и Хафса помогли остальным женам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, совершить то, что огорчило его, и я спросил: «О посланник Аллаха, ты развелся с ними?». Он ответил: «Нет». Я сказал: «О посланник Аллаха, когда я вошел в мечеть, мусульмане задумчиво постукивали камушками по земле и говорили: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, развелся со своими женами». Могу ли я спуститься к людям и сообщить, что ты не развелся?». Он ответил: «Да, если хочешь». Я продолжил беседовать с ним до тех пор, пока он не рассмеялся так, что обнажились его передние зубы. У него действительно были самые красивые передние зубы. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спустился вниз, и я спустился вместе с ним. Спускаясь, я цеплялся за бревно, а посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спускался так, словно он шел по ровной земле, и даже не прикоснулся к нему. Я сказал: «О посланник Аллаха, ты пробыл в комнате всего двадцать девять дней». Он сказал: «Воистину, месяц иногда состоит из двадцати девяти дней». Затем я встал у дверей мечети и закричал изо всех сил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не развелся со своими женами!». И тогда был ниспослан аят: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (4:83). Я оказался тем, кто сумел до конца исследовать этот вопрос, и Великий и Могучий Аллах ниспослал аят о предоставлении выбора». Этот хадис передал Муслим.