Сопоставление текстов

  

Сура 6: Скот - Аят: 103

Коран (ар) - 6:103  لَّا تُدْرِكُهُ الْأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الْأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
Кулиев (рус) - 6:103  Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он - Проницательный (или Добрый), Сведущий.
Абу Адель (рус) - 6:103  Не постигают Его взоры [не достигают взоры до Него в этом мире [1] и в Вечной жизни не объемлют Его], а (Сам) Он постигает взоры; и (ведь) Он – Добрый (к Своим рабам) (и) Всеведающий!
Османов (рус) - 6:103  Ни один взор не постигает Его, а Он постигает [все, что постигают] взоры. Он - проницательный, сведущий [обо всем сущем].
Порохова (рус) - 6:103  Нет никакого вИдения (в мире),
Что (Господа) постичь (способно) [2], -
Его же взор объемлет все.
(Он зрит во всяко естество) и ведает о всем, что суще.
Крачковский (рус) - 6:103  Не постигает Его взоры, а Он постигает взоры; Он – проницателен, сведущ!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 6:103  Козьлер Оны коралмаз; албуки, О, козьлерни корер. О, эшьяны пек яхшы билиджи, эр шейден хабердардыр.

(Козьлер Онынъ затыны ве кемалыны хакъкъы иле къаврап олалмаз демектир. Бунынънен берабер, эхл-и суннетке коре, дженнетте му'минлер Аллаhны кореджеклер. Бу хухуста ает ве хадислер бар).

Якубович (укр) - 6:103  Погляди не осягають Його, це Він осягає погляди! Він — Проникливий, Всевідаючий!
Ас-Саади (рус) - 6:103  Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий.

Аллах настолько велик, славен и совершенен, что взоры не способны объять Его. Несмотря на это, в Последней жизни праведники увидят Его и насладятся возможностью увидеть Его Благородный Лик. Неспособность постичь и объять Аллаха взорами не означает того, что люди не смогут увидеть Его. Напротив, это означает, что они увидят Его, потому что постижение объекта взором является особой формой лицезрения, отрицание которой подразумевает возможность лицезреть объект. Если бы Аллах имел в виду, что творения вообще не могут лицезреть Его, то в этом откровении было бы сказано, что взоры не могут увидеть Его. Из этого следует, что обсуждаемый нами аят не оправдывает воззрения еретиков, отрицающих смысл божественных качеств и не признающих возможность лицезреть Господа в Последней жизни. Более того, этот аят свидетельствует в пользу противоположных воззрений. Аллах – Тот, Кто постигает взоры. Он ведает все очевидное и сокровенное, слышит все, что произносят вслух или шепотом, и видит большие и маленькие творения. Среди Его прекрасных имен – Проницательный, Ведающий. Благодаря Своей проницательности Он постигает даже самые тайные, скрытые и незаметные вещи. По своей доброте Он помогает рабам обрести набожность и ведет их к этому путями, о которых они даже не подозревали. Он помогает им заслужить вечное счастье и бесконечное преуспеяние такими путями, о которых они даже не помышляли. Он желает, чтобы иногда на долю рабов выпадали трудности, которые причиняют им страдания и от которых они хотят избавиться, потому что Ему известно, что так лучше для их набожности и только так можно достичь совершенства. Пречист и преславен Господь, Который милосерден к правоверным и осеняет Своей милостью, кого пожелает!

Аль-Мунтахаб (рус) - 6:103  Ни один взор не постигает Его, а Он постигает взоры всех и всякую вещь. Аллах проницателен, понимает Своих рабов и сведущ во всём. Ничто от Него не скрыто, и ведает Он обо всём!


[1] Верующие увидят своего Господа в Вечной жизни, но при этом они не охватят Его взором.

[2] Вариант: «Господь не постижим ни умозрительно, ни зримо, Он же зрит в суть всего».