Сопоставление текстов

  

Сура 9: Покаяние - Аят: 118

Коран (ар) - 9:118  وَعَلَى الثَّلَاثَةِ الَّذِينَ خُلِّفُوا حَتَّى إِذَا ضَاقَتْ عَلَيْهِمُ الْأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ وَضَاقَتْ عَلَيْهِمْ أَنفُسُهُمْ وَظَنُّوا أَن لَّا مَلْجَأَ مِنَ اللَّهِ إِلَّا إِلَيْهِ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ لِيَتُوبُوا إِنَّ اللَّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ
Кулиев (рус) - 9:118  Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный. [1]
Абу Адель (рус) - 9:118  И (Аллах принял покаяние и даровал Своё прощение) тем троим [2], которые были оставлены [решение Аллаха об их прощении было задержано]. А когда (от печали и сожаления) стала тесной земля для них (троих) несмотря на свою широту, и стали тесными для них их души [им стало не по себе] (от заботы, которая постигла их), и думали они, что нет убежища от Аллаха [от Его наказания] иначе, как (только) (вернувшись) к Нему (с покаянием). Потом Он принял и их покаяние [даровал им прощение], чтобы они (могли) раскаяться: ведь поистине, Аллах – Принимающий покаяние (и) Милосердный!
Османов (рус) - 9:118  [Он простил] также тех трех [мужей], которые отстали [в пути во время похода на Табук], так что земля при всей ее протяженности стала тесной для них, а сердца их сжались [от страха], и они подумали, что нет им убежища от [наказания] Аллаха, кроме как у Него. Потом Он простил их, дабы они раскаялись, ибо Аллах - прощающий, милосердный.
Порохова (рус) - 9:118  Он обратил Свое прощенье к тем троим [3],
Кто был оставлен (в доме с твоего согласья),
И тесной сделалась для них земля
Со всей своей (бескрайней) ширью,
И сделалось их душам тесно,
И стало ясно им тогда,
Что от Аллаха им убежища (искать)
Лишь в Его собственном (уделе).
Тогда Он обратился к ним с прощеньем,
Чтоб с покаянием они к Нему пришли, -
Аллах, поистине, благопреклонен, милосерд!
Крачковский (рус) - 9:118  …И к тем трем, которые были оставлены. А когда стеснилась земля для них со всем, что широко, и стеснились у них души, и думали они, что нет убежища от Аллаха иначе, как у Него, потом Он обратился к ним, чтобы они раскаялись: ведь Аллах – обращающийся, милостивый!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 9:118  Ве (сеферден) кери быракъылгъан учь адамнынъ да (тёвбелерини къабул этти). Ер юзю кенишлигине рагъмен, оларгъа тар кельген, вижданлары оларны сыкъкъандан-сыкъкъан эди. Ниает, Аллаhтан (Онынъ азабындан) кене Аллаhкъа сыгъынмакътан башкъа чаре олмагъаныны анълагъан эдилер. Сонъра (эски алларына) къайтувлары ичюн Аллаh оларнынъ тёвбесини къабул этти. Чюнки, Аллаh тёвбени чокъ къабул этиджи, пек мерхаметлидир.
Якубович (укр) - 9:118  Були й троє, яким дали відстрочку [для каяття]. Стала вузькою для них широка земля, й стиснулися душі їхні. Вони вирішили, що немає захисту від Аллага, крім як у Нього Самого. Потім Він простив їх, щоб розкаялися вони. Воістину, Аллаг — Приймаючий каяття, Милосердний! [4]
Ас-Саади (рус) - 9:118  Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный.

Аллах также принял покаяния троих мужчин, которые не отправились в поход на Табук вместе с остальными мусульманами. Речь идет о Каабе б. Малике и двух его товарищах. Их история хорошо известна и описана в различных сборниках хадисов. Они были настолько опечалены, что земля показалась им тесной, несмотря на свои бескрайние просторы. Даже их собственные души показались им тесными, несмотря на то, что душа бывает дорога каждому человеку. Весь окружающий мир и все, что обычно не стесняет человека, казалось им тесным. Такое происходит только тогда, когда человек обеспокоен и встревожен настолько, что его беспокойство невозможно выразить словами. А причиной этого было то, что они отдавали предпочтение благосклонности Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, перед всем остальным. Они поняли, что только Аллах, у Которого нет сотоварищей, может избавить их от несчастья, и поэтому они перестали полагаться на творения. Они связали свои надежды со своим Господом, устремились к Нему и терпели испытание, которое их постигло, в течение около пятидесяти дней. Затем Аллах позволил им раскаяться, помог им в этом и принял их покаяние. Он часто принимает покаяния Своих рабов и прощает им совершенные ошибки и упущения. Его милость настолько велика, что Он каждый миг, каждое мгновение осеняет ею Своих рабов, устраивая их мирские и религиозные дела. Из этого откровения можно сделать несколько полезных выводов. Во-первых, этот аят свидетельствует о том, что прощение Аллаха должно быть величайшей целью рабов. К этой цели стремились избранные рабы, и Аллах помог им добиться желаемого и вдохновил на деяния, которые Ему угодны и которыми Он доволен. Во-вторых, обряды поклонения, которые обременительны для человека, имеют преимущество перед остальными обрядами поклонения, и чем труднее выполнять обряд поклонения, тем больше вознаграждение за него. В-третьих, прощение Аллаха зависит от степени раскаяния и сожаления раба, и если человек не придает значения своим прегрешениям и не испытывает стеснения после ослушания Его, то его покаяние является несовершенным, даже если он считает его принятым. В-четвертых, если человек всем сердцем обращается к Всевышнему Аллаху и перестает связывать надежды с творениями, то это является признаком доброго конца и прекращения несчастий. В-пятых, по Своей милости Аллах охарактеризовал троих мусульман качеством, которое не является для них постыдным. Всевышний сказал, что им было отсрочено до тех пор, пока не стало известно, принято их покаяние или отвергнуто. Согласно альтернативного перевода этого выражения, они были оставлены позади мусульманами либо отличились от тех, от кого были приняты оправдания. И хотя они не приняли участие в походе, их поступок не подразумевал отказ от добра, и поэтому Аллах не сказал, что они отказались принять участие в походе. В-шестых, Всевышний почтил этих трех мусульман искренностью, назвал их правдивыми и повелел всем правоверным брать с них пример. Именно поэтому далее Коран гласит:

Аль-Мунтахаб (рус) - 9:118  Аллах соблаговолил простить также трёх мужчин, отставших от участников похода на Табук, но не из-за лицемерия с их стороны. Отношение к ним не было определено, пока Аллах не объявит о Своём решении относительно их. Они раскаялись, и их раскаяние было настолько искренним, что они почувствовали, что земля со всей своей бескрайней ширью стала тесной для них, а сердца их сжались от страха и грусти, и они поняли, что их единственное убежище от гнева Аллаха - просить у Него прощения и обратиться к Нему. Тогда Аллах направил их к покаянию и простил их, чтобы они не изменяли своему покаянию. Аллах прощает раскаявшихся, милосерден к Своим рабам!


[1] Передают, что Кааб б. Малик рассказывал о том, как он не принял участие в походе на Табу к: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлялся в поход, я никогда не отставал от него, кроме похода на Табук. Правда, я не принял участия и в битве при Бадре, но мы не упрекали никого из тех, кто не принял в ней участия, потому что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправился для того, чтобы захватить караван курейшитов. Аллах же свел их и их противника в том месте, о котором они не договаривались.
Я принимал участие и в принесении присяги ночью в местечке аль-Акаба, когда мы обещали не отступать от ислама. И я не хотел бы, чтобы вместо участия в этой присяге я принял участие в битве при Бадре, хотя люди вспоминают о ней чаще. Итак, я не принял участия в том походе, хотя я никогда еще не был так силен и обеспечен. Клянусь Аллахом, до этого я никогда не мог позволить себе содержать сразу две верблюдицы, но перед этим походом их у меня было сразу две. Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собирался отправиться в поход, он всегда делал вид, что имеет другие намерения. Но в этот поход посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, решил отправиться в сильную жару. Их ожидали долгий путь, пустыня и многочисленный противник, и поэтому он открыл мусульман свои намерения, чтобы они могли подготовиться к походу, и даже сообщил им о том, куда он хочет направиться. Мусульман тогда вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было так много, что всех их невозможно было переписать, и если кто-либо хотел скрыться из виду, то он полагал, что это останется незамеченным, если только по его поводу не будет ниспослано откровение от Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, задумал отправиться в этот поход, когда поспели плоды и позеленели растения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мусульмане начали приготовления к походу. Каждое утро я собирался готовиться вместе с ними, но возвращался домой, так ничего и не предприняв. Я говорил про себя: «Я справлюсь с приготовлениями». Это продолжалось со мной до тех пор, пока люди не приступили к активным приготовлениям. И однажды утром посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мусульмане вместе с ним выступили в поход, а я так и не собрал провиант и снаряжение. Тогда я сказал себе: «Ничего, я соберусь за день или за два дня, а затем догоню их». После того как они уехали, я пошел готовиться к походу, но опять вернулся, так ничего и не сделав. На следующий день я опять отправился готовиться и опять вернул ни с чем. Это продолжалось до тех пор, пока они не ушли далеко, и так я пропустил поход. Я вдруг так захотел сесть верхом и догнать их. Эх, лучше бы я так и поступил, но мне не суждено было сделать это. После отъезда посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я вышел в город и обошел людей, и мне стало очень грустно от того, что я встречал только тех, кого обвиняли в лицемерии, или слабых людей, которым Аллах позволил не участвовать в походах. Посланник Аллаха же, мир ему и благословение Аллаха, не вспоминал меня до тех пор, пока не добрался до Табука. Сидя среди людей, он спросил: «А что сделал Кааб?». Один человек из племени Бану Салама сказал: «О посланник Аллаха, он задержался оттого, что любовался своей красотой и одеждой». Тогда Муаз б. Джабал сказал: «Скверно же то, что ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, мы не знаем о нем ничего плохого». Посланник Аллаха же, мир ему и благословение Аллаха, смолчал. Когда до меня дошла весть о том, что он возвращается, меня одолело беспокойство, и ко мне стали приходить мысли о том, как солгать. Я говорил себе: «Как же мне избежать его гнева завтра?». Для этого я даже прибег к помощи всех членов семьи, которые могли дать мне дельный совет. Когда же сообщили, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, уже почти прибыл, меня покинули все мысли о лжи, и я понял, что я никогда не смогу избежать этого, если солгу. Тогда я твердо решил сказать ему правду. Наконец, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся, и когда он возвращался из поездки, он в первую очередь посещал мечеть, чтобы совершить в ней два раката. Затем он уселся перед людьми, и тогда те, кто отсиживался у себя дома, пришли к нему и начали оправдываться перед ним и клясться. Их было восемьдесят с лишним человек. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, согласился с тем, что они сказали, принял от них присягу, попросил для них прощения и вверил Аллаху то, что они скрыли. Когда же я подошел к нему и поприветствовал его миром, он сердито улыбнулся и сказал: «Подойди!». Я подошел и сел перед ним. Он спросил: «Почему ты не принял участия в походе? Разве ты не купил верблюда?». Я сказал: «Купил. Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, если бы я сидел рядом с любым другим человеком на этом свете, то я сумел бы оправдаться и избежать его гнева. Клянусь Аллахом, мне даровано умение вести споры. Но клянусь Аллахом, мне известно, что если сегодня я солгу тебе, чтобы ты остался доволен мной, то очень скоро Аллах сделает так, что ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, то ты убедишься, что я надеюсь на прощение Аллаха. Клянусь Аллахом, у меня нет оправдания. Клянусь Аллахом, я не принял участия в походе, хотя никогда еще не был так силен и обеспечен». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот этот сказал правду! Вставай же и подожди, пока Аллах не вынесет тебе приговор». Я встал, и люди из племени Бану Салама тоже поднялись на ноги и последовали за мной. Они сказали мне: «Клянемся Аллахом, мы не знаем, чтобы до этого ты совершил грех. Неужели ты не мог оправдаться перед посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как это сделали другие оставшиеся в городе. Тебе было бы достаточно того, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, попросил бы для тебя прощения». Клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня до тех пор, пока я не захотел вернуться и опровергнуть все сказанной мной прежде. Но затем я спросил их: «Кто-нибудь еще оказался в таком положении?». Они ответили: «Да, еще двое мужчин сказали то же самое, и им было сказано то же, что и тебе». Я спросил: «А кто они?». Они сказали: «Это – Мурара б. ар-Раби аль-Амри и Хилал б. Умейя аль-Вакифи». Они назвали имена двух праведных людей, которые приняли участие в битве при Бадре, с которых я брал пример, и тогда я решил ничего не менять. Из всех, кто не принял участие в походе, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил мусульманам разговаривать только с нами. Люди стали избегать нас и изменили свое отношение к нам. Даже земля изменилась для меня до неузнаваемости, и это продолжалось пятьдесят дней. Двое моих товарищей смирились, сели в своих домах и проводили дни, плача Я же был самым молодым и самым сильным из них. Я выходил из дома, совершал намаз вместе с мусульманами, ходил по базарам, но никто не разговаривал со мной. Я даже подходил к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и приветствовал его миром, когда он усаживался на собраниях после намаза, а про себя я думал: «Пошевелил ли он губами, чтобы ответить на мое приветствие, или нет?». Я молился возле него и украдкой смотрел на него. Когда я начинал молиться, он поворачивался ко мне, а когда я поворачивался лицом к нему, он отворачивался от меня. Наконец, отчужденность людей показалась мне чересчур долгой, и я отправился к Абу Катаде. Он был моим двоюродным братом и одним из самых дорогих мне людей. Я перелез через забор его сада и поприветствовал его миром. Но, клянусь Аллахом, он даже не ответил на мое приветствие. Я сказал: «Абу Катада, заклинаю тебя именем Аллаха, скажи, веришь ли ты, что я люблю Аллаха и Его посланника». Он промолчал, а я повторил свой вопрос, заклиная его. Он опять промолчал, и тогда я в третий раз повторил вопрос, заклиная его. Он сказал: «Аллаху и Его посланнику лучше знать!». Тут мои глаза наполнились слезами, и я перелез через забор и ушел. Вскоре, когда я гулял по мединскому базару, мне повстречался один из набатеев, которые проживали в Шаме и приезжали в Медину продавать зерно. Он спрашивал: «Кто мне подскажет, как найти Кааба б. Малика?». Люди стали указывать на меня, и он подошел ко мне и передал мне письмо от царя гассанидов. В нем говорилось: «А затем… До меня дошло известие о том, что твой товарищ грубо обошелся с тобой, но Аллах не оставит тебя в доме, где тебя ждет унижение, и не даст тебе пропасть. Истина – с нами, и мы сочувствуем тебе». Прочтя письмо, я сказал: «Это – тоже часть испытания». Затем я подошел к печи и сжег его. По истечении сорока дней из пятидесяти, ко мне подошел гонец посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха (Хузейма б. Сабит – К.Э.), и сказал: «Воистину, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывает тебе не приближаться к твоей жене». Я спросил: «Мне развестись с ней или нет? Что я должен сделать?». Он сказал: «Нет. Просто не приближайся к ней». Такие же послания получили мои товарищи. Тогда я сказал своей жене: «Ступай к своей семье, и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Свой приговор по этому поводу». Жена Хилала б. Умейи пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О посланник Аллаха, поистине, Хилал б. Умейя – пожилой бедный человек с детьми, и у него нет слуги. Не разгневаешься ли ты, если я буду прислуживать ему?». Он сказал: «Нет, но пусть он не приближается к тебе». Она ответила: «Клянусь Аллахом, он ничем не занимается. Клянусь Аллахом, он не перестает плакать с тех пор, как с ним приключилась эта беда!». Кое-кто из моей семьи сказал мне: «Почему ты не попросишь посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о том, чтобы твоя жена помогала тебе, ведь он разрешил жене Хилала б. Умейи прислуживать ему?». Я сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану просить об этом посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! Да и не знаю я, что скажет на это посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ведь я еще молод». После этого прошло еще десять дней, всего же с тех пор, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил разговаривать с нами, прошло пятьдесят дней. По прошествии пятидесятой ночи я совершил рассветный намаз на крыше одного из наших домов. Я сидел в состоянии душевного смятения, когда земля, как это точно отметил Аллах, казалась мне тесной, несмотря на ее просторы. Тут я услышал голос человека, который поднялся на гору Сал и кричал оттуда изо всех сил: «Радуйся, Кааб б. Малик!». Я тотчас пал ниц, потому что понял, что явилось облегчение. После рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объявил о том, что Аллах простил нас. Люди пришли к нам, чтобы обрадовать нас этой радостной вестью. Они отправились и к двум моим товарищам. Один из них отправился ко мне верхом на лошади, а другой человек из племени Аслам (Хамза б. Амр аль-Аслами – К.Э.) побежал и поднялся на гору, и его голос опередил лошадь. Когда же ко мне пришел тот, чей голос я услышал, я снял с себя одежду и подарил ему эти два покрывало за то, что он первым обрадовал меня. Клянусь Аллахом, в тот день у меня не было другой одежды, и я взял в долг два покрывала и надел их на себя. Затем я отправился к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Люди толпами встречали меня и поздравляли с прощением от Аллаха. Они говорили: «Пусть прощение от Аллаха принесет тебе облегчение!». Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вокруг которого собрались люди. Тальха б. Убейдуллах поднялся и подбежал ко мне, пожал мне руку и поздравил меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров не подошел ко мне, кроме него, и я никогда не забуду этого Тальхе. Когда я поприветствовал миром посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его лицо сияло от радости, и он сказал: «Возрадуйся лучшему из дней, который ты прожил с тех пор, как твоя мать родила тебя!». Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, радовался, его лицо светилось, подобно куску луны, и мы видели радость на его лице. Я сел перед ним и сказал: «О посланник Аллаха! Поистине, частью моего покаяния является то, что я отказываюсь от своего имущества в качестве пожертвования ради Аллаха и для Его посланника». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оставь себе часть имущества, ибо так будет лучше для тебя». Я сказал: «Тогда я оставлю себе свой участок в Хейбаре». Затем я сказал: «О посланник Аллаха, поистине, меня спасла правдивость, и частью моего покаяния является то, что всю оставшуюся жизнь я не буду говорить ничего, кроме правды». Клянусь Аллахом, я не знаю ни одного мусульманина, которого бы Аллах подверг более прекрасному испытанию за его правдивость с тех пор, как я рассказал об этом посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И с тех пор я ни разу преднамеренно не солгал, и я надеюсь, что Аллах будет оберегать меня от этого и всю оставшуюся жизнь. Тогда Аллах ниспослал Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, аят: «Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров…» до слов «Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (9:117–119). Клянусь Аллахом, я считаю, что самой большой милостью Аллаха ко мне, после того как Аллах привел меня к исламу, было то, что я сказал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, правду. Я не солгал ему, а не то я бы погиб, как погибли все те, кто солгал ему. Когда было ниспослано откровение, Аллах сказал об этих лжецах самые страшные слова: «Когда вы вернетесь к ним, они будут клясться Аллахом…» до слов «…Аллах все равно не будет доволен людьми нечестивыми» (9:95-96). Нам троим было отсрочено после того, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял оправдания тех, кто поклялся ему, принял от них присягу и попросил для них прощения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не стал выносить своего решения о нас до тех пор, пока Аллах не вынесет Свой приговор. По этому поводу Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено…» (9:118). Здесь речь шла не о том, как мы отстали от участников похода, а о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отложил свое решение о нас и не вынес его, когда принял оправдания от тех, кто клялся ему и оправдывался». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и другие.

[2] Это – Ка’б бин Малик, Марара бин ар-Раби’ и Хиляль бин Умайя.

[3] См. выше, ст. 43-46. Обобщающий урок демонстрируется на конкретном случае с мединцами Ка'бом, Марраром и Хидйалем, которые, в отличие от лицемеров, не искали и не придумывали оправдательных аргументов не идти в поход, а откровенно заявили о своем нежелании делать это.

[4] Йдеться про Гіляля бін Умейю, Мурару бін ар-Рабі’ та Ка’ба бін Маліка, які не вирушили в похід на Табук, але згодом розкаялися в цьому (ат-Табарі).