Сопоставление текстов

  

Сура 9: Покаяние - Аят: 40

Коран (ар) - 9:40  إِلَّا تَنصُرُوهُ فَقَدْ نَصَرَهُ اللَّهُ إِذْ أَخْرَجَهُ الَّذِينَ كَفَرُوا ثَانِيَ اثْنَيْنِ إِذْ هُمَا فِي الْغَارِ إِذْ يَقُولُ لِصَاحِبِهِ لَا تَحْزَنْ إِنَّ اللَّهَ مَعَنَا فَأَنزَلَ اللَّهُ سَكِينَتَهُ عَلَيْهِ وَأَيَّدَهُ بِجُنُودٍ لَّمْ تَرَوْهَا وَجَعَلَ كَلِمَةَ الَّذِينَ كَفَرُوا السُّفْلَى وَكَلِمَةُ اللَّهِ هِيَ الْعُلْيَا وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
Кулиев (рус) - 9:40  Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах - с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах - Могущественный, Мудрый. [1]
Абу Адель (рус) - 9:40  Если вы (о, сподвижники) не поможете ему [пророку Мухаммаду], то ведь уже помог ему Аллах, когда изгнали его те, которые стали неверными [многобожники] (из Мекки), (и когда он) был вторым из двоих [2] [одним из двоих]. Когда оба они были [укрылись] в пещере [3], вот говорит он [пророк Мухаммад] своему спутнику [Абу Бакру]: «Не печалься, ведь Аллах – с нами (Своей помощью и поддержкой)!» И низвёл Аллах от Себя успокоение на него [на Пророка] и поддержал его (такими) войсками [ангелами], которых вы не видели (и которые охраняли его в пещере). И Он [Аллах] сделал слово тех, которые стали неверными [слова многобожия], низшим (и этим Он унизил неверующих), в то время как слово Аллаха [слова единобожия] – высшее (и этим Аллах возвысил верующих): и (ведь) Аллах – величественный (в Своём владычестве) (и) мудрый (в Своих решениях и повелениях)!
Османов (рус) - 9:40  Если вы не окажете Мухаммаду поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда его изгнали [из Мекки] неверующие и он был одним из двоих, когда они оба были в пещере и когда Мухаммад сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах - с нами". Тогда Аллах ниспослал ему уверенность [в сердце] и поддержал его воинами (т. е. ангелами), которых вы не видите. Аллах презрел призыв неверных [к многобожию], между тем призыв Аллаха превыше всего, ибо Аллах - великий, мудрый.
Порохова (рус) - 9:40  Если (сейчас) вы не поможете ему [4],
(Аллах ему окажет помощь).
Ведь Он помог ему уже,
Когда неверные его изгнали;
И было только двое их [5].
В пещере оба схоронились,
И спутнику сказал он своему:
«Ты не грусти: Аллах ведь с нами!»
Тогда низвел Аллах покой Свой на него
И воинством небесным укрепил,
Что было взору вашему незримо,
И (с корнем) вырвал слово нечестивых [6],
Возвысив Свое Слово до небес, -
Поистине, Он мудр и могуч!
Крачковский (рус) - 9:40  Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Аллах. Вот изгнали его те, которые не веровали, когда он был вторым из двух. Вот оба они были в пещере, вот говорит он своему спутнику: «Не печалься, ведь Аллах – с нами!» И низвел Аллах Свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время как слово Аллаха – высшее: поистине, Аллах – могучий, мудрый!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 9:40  Эгер сиз онъа (Ресулуллахкъа) ярдым этмесенъиз (бу муим дегиль); онъа Аллаh ярдым эткендир. Аслында, кяфирлер оны эки адамдан бири оларакъ, (Эбу Бекирнен бирликте Меккеден) чыкъаргъан эдилер; Аслында, олар магъарада эдилер; о аркъадашына: Кедерленме, чюнки, Аллаh бизнен берабердир, дей эди. Бунынъ узерине Аллаh онъа (сукюнет теминлеген) ишанчыны эндирди, оны сиз корьмеген бир ордунен дестекледи ве кяфир олгъанларнынъ сёзюни алчалтты. Аллаhнынъ сёзю исе, затен юджедир. Чюнки, Аллаh усьтюндир, икмет саибидир.

(Иджрет эснасында мушриклер тарафындан исрарнен такъип этильген Аз.Пейгъамбер (с.а.) ве Аз.Эбу Бекир (р.а.) бир вакъыт Севр магъарасына сыгъынгъан эдилер. Мушриклернинъ аякъ сеслерини дуя эдилер. Аз.Эбу Бекир (р.а.) къоркъкъан эди. Риваетке коре, мушриклер магъаранынъ киришиндеки орюмчек агъыны ве гогерджин ювасыны корьгенинен, ичериде кимсе ёкътыр, дие быракъып кеттилер).

Якубович (укр) - 9:40  А якщо ви не допоможете [Посланцю], то вже допоміг йому Аллаг, коли вигнали його ті, які не увірували. Він був одним із двох, коли вони сховалися в печері. Ось він сказав своєму приятелю: «Не журися! Воістину, Аллаг — з нами!» Аллаг зіслав йому спокій та підтримав його військом, якого ви не бачите. Він принизив слово тих, які не увірували. Слово Аллага — найвище! Аллаг — Всемогутній, Мудрий! [7]
Ас-Саади (рус) - 9:40  Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах – с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый.

Если вы откажетесь помогать Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, то ведь Аллах не нуждается в вас, и вы ничем не навредите Ему. Он уже оказал поддержку Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, когда рядом с ним находился всего один человек. А произошло это, когда неверующие изгнали его из Мекки. Они вознамерились убить его и хорошо подготовились к этому, вынудив тем самым Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покинуть город. Он отправился в путь вместе с Правдивейшим Абу Бакром, и они укрылись в пещере на горе Саур, расположенной в нижней части Мекки. Там они находились до тех пор, пока в городе не утихли страсти. Их положение было опасным и тяжелым, поскольку враги бродили повсюду в надежде найти и убить их обоих. Однако Всевышний Аллах оказал им поддержку, которую невозможно даже представить. Видя беспокойство Абу Бакра, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Не печалься, потому что Аллах – с нами. Он помогает нам и не оставит нас без поддержки». Аллах наполнил его сердце уверенностью, которая позволила ему сохранить спокойствие и даже успокоить своего спутника. Помимо этого, Аллах ниспослал воинов, которых люди не могли увидеть. Это были благородные ангелы, которые охраняли Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах унизил неверующих, лишив их Своей помощи. Они шли с твердым намерением, полагая, что смогут убить или схватить Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они были сильно разгневаны и делали все возможное для того, чтобы претворить в жизнь свой замысел. Однако Аллах не стал помогать им, и они не добились желаемого. Более того, они не смогли ничего сделать. Всевышний поддержал и защитил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Именно эта защита подразумевается под Божьей поддержкой в обсуждаемом аяте. Следует знать, что поддержка Аллаха бывает двух видов. Первый вид – это поддержка правоверных, которые желают покончить со своими врагами. Аллах помогает им добиться желаемого и разгромить противников. Второй вид – это поддержка слабых мусульман, уничтожить которых желает сильный противник. Аллах также помогает им, отводит от них угрозу и защищает их от погибели. Очевидно, этот вид поддержки приносит мусульманам наибольшую пользу. Именно такую поддержку Аллах оказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот находился в пещере со своим спутником. Слово Аллаха всегда является наивысшим, и это относится как к божественному предопределению, так и к религиозным законам. Они превыше всего остального, всех остальных слов и законов. Всевышний сказал: «Мы отомстили грешникам, и Нашим долгом было помогать верующим» (30:47); «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (40:51); «Нашим посланным рабам уже было сказано Наше Слово. Воистину, им будет оказана помощь. Воистину, Наше войско одержит победу» (37:171-173). Религия Аллаха всегда одерживает верх над остальными вероисповеданиями благодаря убедительным доводам, ясным знамениям и сокрушительным доказательствам. Среди Его прекрасных имен – Могущественный и Мудрый. Никто не сможет одолеть Его или сбежать от Него. Он расставляет все вещи по своим местам и откладывает победу правоверных на более поздний срок, если этого требует божественная мудрость. Этот прекрасный аят свидетельствует о превосходстве Правдивейшего Абу Бакра. Он был спутником Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, во время его переселения, и этой великой чести не был удостоен никто другой. Правоверные мусульмане единодушны в том, что в этом аяте речь идет именно об Абу Бакре. И всякий, кто не признает Абу Бакра спутником Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, во время переселения в Медину, считается неверующим, потому что отрицает кораническое откровение по этому поводу. Этот аят также подчеркивает пользу спокойствия и уверенности, которые дополняют милость Аллаха по отношению к рабам, оказавшимся в тяжелой и опасной ситуации. Спокойствие и уверенность раба зависят от того, насколько хорошо ему удалось познать своего Господа и уверовать в правдивость Его обещания. Они также зависят от его веры и смелости. Из этого аята также следует, что даже лучшие из праведников могут опечалиться из-за трудностей и опасностей. Однако раб Божий должен стремиться к избавлению от этого чувства, потому что оно ослабляет его сердце и решимость. Затем Всевышний Аллах призвал Своих верующих рабов сражаться на Его пути, сказав:

Аль-Мунтахаб (рус) - 9:40  О вы, которые уверовали! Если вы не поможете посланнику Аллаха, то Аллах ему поможет; ведь Он помог и оказал ему поддержку, когда те, которые не уверовали, вынудили его уйти из Мекки, изгнав его. С ним тогда был только один спутник - Абу Бакр, и их было только двое. И когда они скрывались в пещере от многобожников, преследующих их, Абу Бакра охватил страх за жизнь пророка, но тот сказал, успокаивая Абу Бакра: "Не печалься, ведь с нами Аллах, Он нам поможет!" Тогда Аллах низвёл покой на сердце соратника пророка и подкрепил пророка Своими воинами (ангелами), которых никто не видит, кроме Него, Всевышнего - слава Ему! Так пропал призыв нечестивых к многобожию, и религия Аллаха победила [8]. Ведь Аллах Всемогущ, Непобедим и мудр в Своём распоряжении делами!


[1] Ас-Саади писал: «Если вы откажитесь помогать Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, то ведь Аллах не нуждается в вас, и вы ничем не навредите Ему. Он уже оказал поддержку Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, когда рядом с ним находился всего один человек. А произошло это, когда неверующие изгнали его из Мекки. Они вознамерились убить его и сделали для этого все приготовления, вынудив Пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, покинуть город. Он отправился в путь вместе с Правдивейшим Абу Бакром, и они укрылись в пещере на горе Саур. Эта гора расположена в нижней части Мекки. Там они находились до тех пор, пока в городе не утихли страсти.
Их положение было опасным и тяжелым, поскольку враги бродили повсюду в надежде найти и убить их обоих. Однако всевышний Аллах оказал им поддержку, которую невозможно даже представить. Видя беспокойство Абу Бакра, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Не печалься, потому что Аллах – с нами. Он помогает нам и не оставит нас без своей поддержки». Аллах наполнил его сердце уверенностью, которая позволила ему сохранить спокойствие и даже успокоить своего спутника. А наряду с этим Аллах ниспослал воинов, которых люди не могли увидеть. Это были благородные ангелы, которые охраняли святого Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Аллах унизил неверующих и лишил их своей помощи. Они шли с твердым намерением и полагали, что смогут убить или схватить посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Они были сильно разгневаны и делали все возможное для того, чтобы претворить в жизнь свои планы. Однако Аллах не стал помогать им, и они не добились желаемого. Более того, они не смогли сделать абсолютно ничего. Всевышний оказал поддержку Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и защитил его. Именно эта защита подразумевается под Божьей поддержкой в обсуждаемом нами откровении. А вообще, поддержка Аллаха бывает двух видов. Первый вид – это поддержка правоверных, которые желают покончить со своими врагами. Аллах помогает им добиться желаемого и разгромить своих противников. А второй вид – это поддержка слабых мусульман, уничтожить которых желает сильный противник. Аллах также помогает им, отводит от них угрозу и защищает их от погибели. Очевидно, этот вид поддержки приносит мусульманам наибольшую пользу. Именно такую поддержку Всевышний Аллах оказал Своему посланнику, когда он находился в пещере со своим спутником».
События, произошедшие во время хиджры посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину, подробно описываются в пречистой Сунне.
Передают, что жена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Аиша рассказывала: «Сколько я помнила своих родителей, они всегда исповедовали эту религию, и не было такого дня, когда бы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не заходил к нам утром и вечером. После того как мусульмане стали подвергаться испытаниям, Абу Бакр решил переселиться в Эфиопию, а когда он добрался до Барк аль-Гимад, его встретил вождь племени аль-Кара Ибн ад-Дагина, который спросил: «О Абу Бакр, куда ты направляешься?». Абу Бакр ответил: «Мои соплеменники изгнали меня, и я хочу странствовать по земле, поклоняясь моему Господу». Ибн ад-Дагина сказал: «О Абу Бакр, поистине, такой человек, как ты, не должен ни уезжать, ни изгоняться, ведь ты оделяешь неимущих, поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабым, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы, а поэтому я беру тебя под свою защиту. Отправляйся назад и поклоняйся своему Господу в своем городе». И Абу Бакр вернулся, а вместе с ним приехал и Ибн ад-Дагина, который вечером обошел всех знатных курейшитов и сказал им: «Поистине, такой человек, как Абу Бакр, не должен ни покидать своего города, ни изгоняться! Неужели же вы изгоните человека, который оделяет неимущих, поддерживает связи с родственниками, помогает нести бремя слабым, оказывает людям гостеприимство и помогает им переносить невзгоды судьбы?». Курейшиты не отвергли заступничества Ибн ад-Дагины, но сказали ему: «Вели Абу Бакру, чтобы он поклонялся своему Господу у себя дома. Он может молиться там и читать, что захочет, но пусть он не задевает нас этим и не делает этого открыто, так как мы боимся, что он введет в соблазн наших женщин и детей!». Ибн ад-Дагина передал это Абу Бакру, и Абу Бакр некоторое время поклонялся своему Господу у себя дома, нигде больше открыто не совершая намазов и не читая Коран. А потом Абу Бакру пришла в голову мысль построить мечеть, и он построил ее во дворе своего дома и стал молиться и читать Коран в ней, что же касается жен и детей многобожников, то они во множестве собирались вокруг него, дивясь ему и разглядывая его. Абу Бакр часто плакал и не мог сдерживать слез, когда читал Коран, и все это устрашило знатных курейшитов из числа язычников, которые послали за Ибн ад-Дагиной. Когда он явился к ним, они сказали: «Мы согласились признать, что ты являешься покровителем Абу Бакра при том условии, что он будет поклоняться своему Господу у себя дома, но он нарушил это условие, построил мечеть во дворе своего дома и начал открыто молиться и читать Коран! Мы опасаемся, что он введет в соблазн наших жен и детей. Вели же ему прекратить это! Если он согласен ограничиться поклонением своему Господу у себя дома, пусть делает это, если же нет, то попроси его отказаться от твоей защиты, ибо мы не хотим поступать вероломно по отношению к тебе, но не можем согласиться и с тем, чтобы Абу Бакр делал все это открыто!».
Аиша рассказывала: «Ибн ад-Дагина пришел к Абу Бакру и сказал: «Тебе ведь известно, на каких условиях я договорился насчет тебя, а поэтому ты должен либо соблюдать все условия, либо отказаться от моей защиты, ибо, поистине, я не хочу, чтобы арабы услышали о том, что договор о защите человека, который я заключил, был нарушен!». Абу Бакр сказал: «Поистине, я освобождаю тебя от обязательств покровительства, ибо мне достаточно покровительства Великого и Могучего Аллаха!». В то время Пророк, мир ему и благословение Аллаха, находился в Мекке, и он сказал мусульманам: «Поистине, видел я во сне то место, куда вы переедете: там растут пальмы, и расположено оно меж двух каменистых полей». Это были два лавовых поля. После этого некоторые люди перебрались в Медину; что же касается тех, кто еще раньше уехал в Эфиопию, то в большинстве своем они возвращались уже в Медину. Абу Бакр также собрался отправиться в Медину, но посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Не спеши, ибо я надеюсь, что это будет позволено и мне». Абу Бакр сказал: «Неужели и ты надеешься на это?! Да станет отец мой выкупом за тебя!». Он сказал: «Да», и Абу Бакр задержался, чтобы сопровождать посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и в течение четырех месяцев откармливал двух своих верблюдиц листьями акации, которые люди сбивают на землю палками».
Аиша рассказывала: «Однажды в середине дня, когда мы сидели в доме Абу Бакра, кто-то сказал ему: «Вот идет посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прикрывая себе лицо! В такое время он обычно к нам не приходит!». Абу Бакр сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только важное дело!». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подошел к дому и попросил разрешения войти. Его впустили, а после того как пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел, он сказал Абу Бакру: «Вели всем, кто здесь находится, выйти». Абу Бакр сказал: «Здесь нет никого, кроме членов твоей семьи, да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха!». Он сказал: «Я получил разрешение уехать». Абу Бакр сказал: «И я буду тебя сопровождать? Да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха!». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да». Абу Бакр сказал: «Да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Возьми себе одну из этих двух верблюдиц!». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я заплачу за нее». И мы быстро собрали их вещи в дорогу, сложив припасы в кожаный мешок, а дочь Абу Бакра Асма оторвала кусок от своего пояса и завязала им этот кожаный мешок, в связи с чем ее потом стали называть «обладательницей двух поясов». После этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с Абу Бакром укрылись в пещере на горе Саур, где они оставались в течение трех дней. Вместе с ними там ночевал сын Абу Бакра Абдуллах, который был понятливым и сообразительным юношей. Он покидал их еще до рассвета и утром был уже среди курейшитов, чтобы они думали, будто он провел ночь в городе. Если ему удавалось услышать что-нибудь о замыслах курейшитов против них, он запоминал это, чтобы обо всем сообщить им, когда стемнеет. Что же касается вольноотпущенника Абу Бакра Амира б. Фухейры, то он пас неподалеку от них дойных овец, пригоняя их на отдых к этой пещере через некоторое время после наступления темноты, благодаря чему у них всегда было и свежее, и горячее молоко от своих овец. Угонял же их он еще затемно. Амир б. Фухейра поступал так в каждый из этих трех дней. А до этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакр наняли опытного проводника из рода Бану Абд б. Ади, принадлежавшего к племени Бану ад-Дил, который был союзником семейства аль-Аса б. Ваиля ас-Сахми и исповедовал религию неверующих курейшитов. Они доверились ему и отдали ему своих верблюдиц, взяв с него обещание привести их к пещере на горе Саур через три дня. Он действительно привел к ним верблюдиц утром третьего дня, после чего они двинулись в путь вместе с Амиром б. Фухейрой и этим проводником, который повел их вдоль берега моря».
Сурака б. Малик б. Джушум аль-Мудлиджи сказал: «К нам явились посланцы от неверующих курейшитов, которые заявили, что они выплатят за поимку или убийство посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакра награду, равную выкупу за кровь любого из них. А когда я находился в одном из собраний моего племени Бану Мудлидж, один из них пришел туда, встал среди нас, в то время как мы продолжали сидеть, и сказал: «О Сурака, я только что видел на берегу каких-то людей, и я думаю, что это Мухаммад со своими товарищами!». Я понял, что это они и есть, но сказал ему: «Поистине, это не они, а видел ты такого-то и такого-то, которые уехали на наших глазах». После этого я еще некоторое время оставался в собрании, а потом встал и пошел домой, где велел своей рабыне привести мою лошадь, находившуюся за холмом, и держать ее для меня наготове. Затем я взял свое копье и вышел через заднюю дверь, волоча металлический наконечник копья по земле и держа само копье как можно ниже, подошел к своей лошади, сел на нее и пустил ее галопом. Однако когда я приблизился к ним, моя лошадь споткнулась, и я упал с нее на землю. Тогда я встал, протянул руку к своему колчану, достал оттуда стрелы и принялся гадать по ним, желая узнать, смогу я причинить им какой-нибудь вред или нет, и результат гадания оказался для меня неблагоприятным. Решив не обращать внимания на результаты гадания, я снова сел на свою лошадь и пустил ее галопом. Через некоторое время я услышал, как читает Коран посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который не смотрел по сторонам, тогда как Абу Бакр оглядывался часто. Тут передние ноги моей лошади до колен провалились в землю, и я снова упал с нее. Я прикрикнул на нее, и она встала, еле вытащив ноги из земли, из-за чего к небу поднялся столб пыли, подобный дыму. Затем я снова стал гадать по стрелам, и опять мне выпало то, чего я не желал. Тогда я обратился к ним и сказал, что ничего дурного им не сделаю, после чего они остановились, а я сел на свою лошадь и подъехал к ним. Когда я понял, что какая-то сила удерживает меня, мне пришло в голову, что дело посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обязательно победит, и я сказал ему: «Твои соплеменники назначили за тебя награду, равную выкупу за убийство».
Я рассказал им о том, что замышляют против них курейшиты, и предложил отдать им свои припасы на дорогу и некоторые вещи, но они ничего не взяли и ни о чем не стали просить меня, если не считать того, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: «Никому о нас не говори». Я же попросил его написать мне охранную грамоту, и по его велению Амир б. Фухейра написал мне ее на куске пергамента, после чего посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, продолжил свой путь».
Передают со слов Ибн Шихаба, что Урва б. аз-Зубайр передал ему следующее: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встретил аз-Зубайра, который находился в караване купцов-мусульман, возвращавшихся из Шама, и аз-Зубайр подарил посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакру белые одежды. Между тем мусульмане Медины, узнавшие о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, покинул Мекку, стали каждое утро выходить на лавовое поле, где они поджидали его до тех пор, пока полуденная жара не вынуждала их возвращаться обратно. Однажды, прождав довольно долго, люди снова пошли обратно, но, когда они уже разошлись по своим домам, какой-то иудей забрался на одну из их сторожевых башен, чтобы посмотреть на что-то, и увидел посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его спутников в белых одеждах. Они то появлялись, то исчезали в мареве. Иудей не удержался и закричал во весь голос: «О арабы! Вот едет ваш дед, которого вы дожидались!». Мусульмане схватили свое оружие и встретили посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на вершине лавового поля, после чего Пророк, мир ему и благословение Аллаха, свернул с ними направо и доехал до домов рода Бану Амр б. Ауф. Это было в понедельник в месяце рабиуль-авваль. Абу Бакр стоял, встречая людей, а посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, храня молчание, и поэтому некоторые ансары, которые прежде не видели посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стали приветствовать Абу Бакра. И только после того, как солнечные лучи стали падать на посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а Абу Бакр подошел к нему и стал прикрывать его от солнца, люди поняли, кто является посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прожил в квартале Бану Амр б. Ауф более десяти дней, и в течение этого времени им была построена мечеть, основанная на богобоязненности (мечеть Куба – К.Э.). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил в ней молитву, а потом сел на свою верблюдицу и двинулся в путь, люди же шли за ним, пока верблюдица не опустилась на колени в Медине на том месте, где была построена мечеть посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В то время там обычно молились некоторые мусульмане, а это место, которое использовалось для сушки фиников, принадлежало Сухейлу и Сахлю, двум мальчикам-сиротам, находившимся на попечении Асада б. Зурары. Когда верблюдица посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, опустилась на колени, он сказал: «Если будет угодно Аллаху, мы остановимся здесь», а потом посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позвал к себе этих двух мальчиков и предложил им назначить цену за это место, желая купить его для строительства мечети. Они сказали: «Нет, мы дарим его тебе, о посланник Аллаха!». Однако посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отказался принять такой подарок и купил его у них, а потом построил там мечеть. И во время ее строительства посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сам носил кирпичи вместе с остальными людьми, говоря: «Этот груз – не то, что груз Хайбара; он более благочестив и чист пред Господом нашим». Он также говорил: «О Аллах, истинная есть награда мира вечного, помилуй же ансаров и мухаджиров!». Он повторял стихотворение одного из мусульман». Этот хадис передал аль-Бухари.

[2] Пророк Мухаммад переселялся в Медину вместе в Абу Бакром ас-Сыддиком.

[3] Они укрылись от преследования многобожников в пещере с маленьким входом на горе Саур рядом с Меккой и пробыли там три дня.

[4] Мухаммаду.

[5] Речь идет о знаменитом переселении Мухаммада из Мекки в Медину. Гонимый неверными мекканцами, Мухаммад был вынужден покинуть Мекку. Его участь разделил с ним преданный ему до конца жизни Абу Бакер. Преследуемые мекканцами, они три дня и три ночи хоронились в пещере Таур, которая находится в 5 км от Мекки. Аллах приказал пауку раскинуть паутину на входе в пещеру. Увидев ее, язычники, естественно, решили, что там никого быть не может, и прошли мимо. Дословно в тексте звучит: «он был вторым из двух», что следует относить к Абу Бакеру, так как впоследствии его называли именно так: «второй из двух».

[6] Враги Мухаммада хвастались, что вырвут ислам с корнем.

[7] Супутником Пророка (мир йому і благословення Аллага) під час гіджри з Мекки був Абу Бакр ас-Сиддік (нехай буде вдоволений ним Аллаг). Разом вони сховалися в печері на горі Савр (ат-Табарі).

[8] Пещера, в которой скрывались пророк - да благословит его Аллах и приветствует! - и его спутник, находилась в горе ас-Саур недалеко от Мекки, где они пробыли три дня, а затем покинули её ночью, когда преследование прекратилось. Они прибыли в Медину восьмого лунного месяца рабиа первого года хиджры.