Сура 24: Свет


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 Вот сура, которую Мы ниспослали и сделали законом. Мы ниспослали в ней ясные знамения, чтобы вы могли помянуть назидание.
2 Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих. [1]
3 Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено. [2]
4 Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами,
5 кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
6 А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он говорит правду,
7 и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет.
8 Наказание будет отвращено от нее, если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет,
9 и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду. [3]
10 Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам и если бы Аллах не был Принимающим покаяния и Мудрым, то лжецов постигло бы скорое наказание.
11 Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения. [4]
12 Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе (друг о друге) хорошее и не сказали: «Это - очевидная клевета»?
13 Почему они не привели для подтверждения этого четырех свидетелей? Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами.
14 Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам в этом мире и в Последней жизни, то за ваши пространные речи вас коснулись бы великие мучения.
15 Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это - великий грех.
16 Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это - великая клевета»?
17 Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими.
18 Аллах разъясняет вам знамения. Аллах - Знающий, Мудрый.
19 Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете.
20 Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам и если бы Аллах не был Сострадательным и Милосердным, то грешников постигло бы скорое наказание.
21 О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам дьявола. А если кто следует по стопам дьявола, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному. И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах - Слышащий, Знающий.
22 Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут великодушны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный.
23 Воистину, те, которые обвиняют целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о грехе, будут прокляты в этом мире и в Последней жизни! Им уготованы великие мучения
24 в тот день, когда их языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о том, что они совершили.
25 В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счету, и они узнают, что Аллах есть Явная Истина.
26 Скверные женщины - для скверных мужчин, а скверные мужчины - для скверных женщин, и хорошие женщины - для хороших мужчин, а хорошие мужчины - для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят клеветники. Им уготовано прощение и щедрый удел.
27 О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание.
28 Если же вы никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!». - то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете.
29 На вас нет греха, если вы без разрешения войдете в нежилые (не принадлежащие конкретному лицу) дома, которыми вы можете пользоваться. Аллаху известно то, что вы обнаруживаете, и то, что вы скрываете.
30 Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят.
31 Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете. [5]
32 Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах - Объемлющий, Знающий. [6]
33 Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости. Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят получить письмо о сумме выкупа, то дайте им такое письмо, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам. Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным. [7]
34 Мы уже ниспослали вам ясные знамения, и притчу о тех, которые миновали до вас, и увещевание для богобоязненных.
35 Аллах - Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает о всякой вещи. [8]
36 В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом
37 мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры,
38 чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили (или лучшим, чем то, что они совершили; или наилучшим образом за то, что они совершили), и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, без счета.
39 А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете.
40 Или же они подобны мраку в глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света.
41 Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и свое славословие. Аллах знает о том, что они совершают.
42 Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и к Аллаху предстоит прибытие.
43 Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их, потом превращает их в кучу облаков, и ты видишь, как из расщелин ее изливается ливень. Он низвергает град с гор, которые на небе. Он поражает им, кого пожелает, и отвращает его, от кого пожелает. Блеск их молний готов унести зрение.
44 Аллах чередует день и ночь. Воистину, в этом - назидание для обладающих зрением.
45 Аллах сотворил все живые существа из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырех. Аллах творит то, что пожелает. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.
46 Мы уже ниспослали ясные знамения, и Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает.
47 Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими.
48 Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается.
49 Будь они правы, они покорно явились бы к нему.
50 Неужели их сердца поражены недугом? Или же они сомневаются? Или же они опасаются того, что Аллах и Его Посланник несправедливо осудят их? О нет! Они сами поступают несправедливо!
51 Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!». Именно они являются преуспевшими.
52 Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех.
53 Они (лицемеры) приносят величайшие клятвы именем Аллаха о том, что если бы ты приказал им, то они непременно выступили бы в поход. Скажи: «Не клянитесь! Такая покорность хорошо известна. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете».
54 Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику». Если вы отвернетесь, то ведь он отвечает за то, что возложено на него, а вы отвечаете за то, что возложено на вас. Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем. На Посланника возложена только ясная передача откровения.
55 Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами. [9]
56 Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, - быть может, вы будете помилованы.
57 Не думай, что неверующие могут спастись на земле. Их пристанищем будет Огонь. Как же скверно это место прибытия!
58 О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза. Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга. Так Аллах разъясняет вам знамения. Аллах - Знающий, Мудрый.
59 Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше их. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Аллах - Знающий, Мудрый. [10]
60 Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы. Но воздерживаться от этого лучше для них. Аллах - Слышащий, Знающий.
61 Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестер, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших теток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших теток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении, или в доме вашего друга. Не будет грехом для вас, если вы будет есть вместе или в отдельности. Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя (друг друга) приветствием от Аллаха, благословенным, благим. Так Аллах разъясняет вас знамения, - быть может, вы уразумеете. [11]
62 Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения. Воистину, те, которые просят у тебя разрешения, действительно являются верующими в Аллаха и Его Посланника. Если они попросят у тебя разрешения по поводу некоторых из своих дел, то разрешай тому из них, кому пожелаешь, и проси Аллаха простить их. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
63 Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу. Аллах знает тех из вас, которые уходят украдкой под прикрытием. Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания.
64 Воистину, Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Он знает ваше положение и тот день, когда они будут возвращены к Нему. Он поведает им о том, что они совершили. Аллаху известно о всякой вещи.

[1] Передают, что Абу Хурейра и Зейд ибн Халид аль-Джухани, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывали, что однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришли бедуины, и один из них сказал: «О Посланник Аллаха! Заклинаю тебя во имя Аллаха вынести приговор в соответствии с Его писанием». Второй бедуин, который оказался более сведующим в делах религии, сказал: «Да, рассуди между нами в соответствии с писанием Аллаха и позволь мне слово молвить». Он сказал: «Говори». Он сказал: «Мой сын прислуживал этому человеку и совершил прелюбодеяние с его женой. Мне сказали, что моего сына полагается забросать камнями до смерти. Тогда я заплатил этому человеку выкуп в размере ста овец и одной молодой рабыни. Затем я обратился к знающим людям, и они сообщили, что моего сына полагается наказать ста ударами плетью и выслать из поселения сроком на один год, а жену этого человека – забросать камнями до смерти». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, я непременно вынесу приговор в соответствии с писанием Аллаха! Молодая рабыня и овцы должны быть возвращены тебе, а твой сын должен быть наказан ста ударами плетью и выслан из поселения сроком на один год. А ты, Унейс, отправляйся к этой женщине, и если она признается, то забросайте ее камнями до смерти». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а его текст приведен согласно версии Муслима.
Из этого следует, что если человек, который состоит или состоял в браке, совершил прелюбодеяние, после чего его дело дошло до шариатского суда, то он заслуживает смертной казни через побитие камнями. Такой приговор выносится в том случае, если человек признался в совершении прелюбодеяния, и если обвинение против него могут подтвердить четыре свидетеля. В том случае, когда обвиняемой является женщина, доказательством ее вины может быть признана беременность. Если же прелюбодеяние совершено человеком, который не состоял в браке, то его наказывают ста ударами плетью и высылают из города или поселения сроком на один год.
Передают, что Бурейда рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел Маиз б. Малик аль-Аслами и сказал: «О посланник Аллаха! Я согрешил против самого себя и совершил прелюбодеяние, и теперь я хочу, чтобы ты очистил меня». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отослал его. На следующий день он вновь пришел к нему и сказал: «О посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отослал его во второй раз, а затем послал людей за его родственниками и спросил их: «Наблюдали ли вы за ним расстройство рассудка? В себе ли он?». Они ответили: «Мы никогда не считали его безумцем и полагаем, что он – один из праведников». Затем он пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в третий раз, и тот вновь послал за его родственниками и расспросил о нем. Они еще раз подтвердили, что рассудок Маиза в порядке. Когда он пришел в четвертый раз, для него вырыли яму, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел забросать его камнями. Спустя некоторое время к нему пришла женщина из племени Гамид и сказала: «О посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал ее, но на следующий день она пришла и сказала: «О посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как прежде отсылал Маиза. Клянусь Аллахом, я беременна». Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребенка». После разрешения беременности она принесла ему мальчика, завернутого в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвешь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «О посланник Аллаха! Вот, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал мальчика одному из мусульман, и приказал вырыть для нее яму по грудь, а потом велел людям забросать ее камнями. Халид б. аль-Валид взял камень и бросил его в голову женщины. Кровь брызнула ему в лицо, и он обругал ее. Пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, услышав это, сказал: «Тише, о Халид! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы так покаялся сборщик налогов, то Аллах простил бы его». Затем он велел приготовить ее тело и совершил заупокойную молитву, после чего ее похоронили». Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд и другие.

[2] Передают, что Абдуллах б. Амр б. аль-Ас рассказывал: «Был человек, которого звали Марсад ибн Абу Марсад. Он перевозил пленных из Мекки в Медину. В Мекке жила распутница по имени Анак, она была его подругой. Как-то он пообещал одному пленному в Мекке перевезти его. Марсад рассказывал: «Я прибыл лунной ночью и добрался до тени одной из мекканских стен. Тут подошла Анак и заметила мою тень рядом со стеной. Приблизившись, она узнала меня и спросила: «Марсад?». «Да, Марсад» – ответил я. «Добро пожаловать! Не проведёшь ли ты у нас ночь?» – сказала она. Я ответил: «О Анак! Аллах запретил прелюбодеяния». Тогда она воскликнула: «О люди в шатре! Вот человек, который перевозит ваших пленных!» За мной погнались восемь человек. Я направился к аль-Хандаме (известная гора у одного из въездов в Мекку – К.Э.). Я добрался до какого-то грота или какой-то пещеры и вошёл туда. Вскоре они прибыли туда и встали над моей головой. Они стали мочиться, и их моча попала мне на голову, но Аллах скрыл меня от их глаз, и они ушли. Тогда я вернулся и взял моего друга. Он был тяжёлым, и когда я донес его до аль-Изхира, я развязал его путы. Затем я понес его дальше, и он помогал мне. Так мы достигли Медины. Затем я пришёл к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и спросил его: «О посланник Аллаха, жениться ли мне на Анак?». Он смолчал и ничего не ответил мне, пока не было ниспослано: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник» (24:3). Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Марсад! Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Поэтому не женись на ней!». Этот хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Джарир и другие, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим, но малоизвестным. Его сокращенную версию передал и аль-Хаким, назвав ее цепочку рассказчиков достоверной, с чем согласился и аз-Захаби.

[3] Передают, что Сахль б. Саад рассказывал: «Однажды Увеймир пришёл к вождю племени Бану Аджлан Асиму б. Ади и сказал ему: «Что вы скажете о человеке, который застал свою жену с другим мужчиной? Следует ли ему убить того, после чего вы убьёте его самого? Или как он должен поступить? Спроси об этом для меня у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». После этого Асим явился к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха…». Он изложил ему суть вопроса, однако эти вопросы не понравились посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда же Увеймир спросил Асима о том, что ответил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тот сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не понравились такие вопросы, и он выразил свое недовольство ими». Тогда Увеймир воскликнул: «Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока сам не спрошу об этом посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». После этого он пришёл к нему и сказал: «О посланник Аллаха! Если человек застал свою жену с другим мужчиной, то следует ли ему убить его, после чего вы убьёте его самого? Или как он должен поступить?». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах ниспослал кораническое откровение о тебе и о твоей жене», после чего он велел им обоим призвать друг на друга проклятие, как это было велено Аллахом в Его писании, и они сделали это. Затем Увеймир сказал: «О посланник Аллаха, если я оставлю ее, то буду обижать ее», – а потом он развелся с ней, и это стало обычаем для тех супругов, которые прокляли друг друга после публичного обвинения в супружеской измене. А затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Смотрите, если она родит черного ребенка с черными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, то я буду считать, что Увеймир сказал о ней чистую правду, а если она родит краснокожего ребенка, который будет словно красная ящерица, то я буду считать, что Увеймир оклеветал ее». А потом она родила ребенка, отличавшегося такими чертами, которые посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назвал доказательством правоты Увеймира, после чего его происхождение связывали только с его матерью». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие.
Передают также, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды Хил ал б. Умайя в присутствии Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обвинил свою жену в совершении прелюбодеяния с Шариком б. Сахма, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Либо представь доказательства, либо готовь свою спину для наказания». Тот сказал: «О посланник Аллаха, неужели после того, как кто-нибудь из нас увидит другого мужчину на своей жене, он должен еще искать доказательства?». Однако Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стал повторять: «Либо представь доказательства, либо готовь свою спину для наказания». Тогда Хилал воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я действительно говорю правду, и Аллах обязательно ниспошлет тебе то, что спасет мою спину от наказания!». Затем Джибрил спустился и передал ему откровение: «А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен…» до слов «…и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду» (24:6–9). После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, удалился, велев привести к нему эту женщину. Хилал привел ее и принес свидетельства, Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, Аллаху известно, что один из вас лжет, но покается ли кто-нибудь из вас?». Затем поднялась его жена и стала приносить свои свидетельства. Когда она дошла до пятого, люди остановили ее, сказав: «Поистине, она действительно навлечет гнев Аллаха!». Тут она запнулась и замолчала, и мы подумали, что она возьмет свои слова обратно, но она воскликнула: «Я не покрою позором свое племя на всю оставшуюся жизнь!» – и продолжила клясться. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Смотрите за ней, и если она родит ребенка с чёрными глазами, большими ягодицами и толстыми ногами, то он – от Шарика б. Сахма». Когда же она и в самом деле родила такого ребенка, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы об этом уже не было сказано в писании Аллаха, я бы подверг ее наказанию!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа и другие.

[4] Передают, что Аиша рассказывала: «Собираясь в какую-нибудь поездку, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обычно бросал жребий среди своих жен и брал с собой ту из них, на которую падал выбор. Перед одним из своих походов после ниспослания предписания о ношении покрывала он опять бросил среди нас жребий. Выбор пал на меня, и я поехала с ним в паланкине, в котором меня опускали на землю. Мы двинулись в путь, а по завершении этого похода, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвращался обратно, мы остановились недалеко от Медины. Ночью он объявил, что нам следует выступить в путь. После того как был отдан этот приказ, я удалилась от войска и, удовлетворив свою нужду, вернулась обратно. Тут я коснулась рукой груди и обнаружила, что моё ожерелье из оникса порвалось. Тогда я вернулась назад и стала искать его, что и задержало меня. Между тем сопровождавшие меня люди подошли к моему паланкину, подняли его и погрузили на спину верблюда, на котором я ехала, посчитав, что я нахожусь внутри. В те времена женщины были легкими и худыми и ели мало. Я же была совсем молодой девушкой, и люди, которые поднимали паланкин, не почувствовали разницы в весе. Они погнали его и двинулись в путь, а я нашла свое ожерелье после того, как войско уже ушло, и когда я вернулась в лагерь, там никого не было. Решив, что люди обнаружат мое отсутствие и вернутся за мной, я направилась к тому месту, где находилась прежде. Когда я сидела там, глаза мои стали слипаться, и я заснула. Позади всего войска тогда шел Сафван б. аль-Муаттал ас-Сулами (впоследствии аз-Заквани). Он добрался до того места, где я находилась, лишь к утру. Увидев спящего человека, он подошел ко мне, а ему приходилось видеть меня до предписания носить покрывало. Услышав, как он произносит слова: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2:156), я проснулась, а он опустил на колени свою верблюдицу и наступил на ее переднюю ногу. Когда я села верхом, он повел верблюдицу, и так мы добрались до войска, остановившегося на полуденный отдых. Вот тогда тот, кому было предназначено погибнуть, погиб. Главным же клеветником оказался Абдуллах б. Убей б. Салул. После этого мы вернулись в Медину, где я проболела целый месяц, а люди стали распространять измышления клеветников. Во время этой болезни мне показалось, что что-то случилось, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уже не был столь добр ко мне, каким он бывал прежде, когда я болела. Он только приходил, здоровался и спрашивал: «Как она?». Это заставляло меня сомневаться, но я еще ни о чем даже не подозревала. После того как я поправилась, мы с Умм Мистах отправились в аль-Манаси, куда мы ходили по большой нужде только по ночам до тех пор, пока отхожие места не устроили поблизости от наших домов. Так же поступали прежде и арабы, уходившие в пустыню или подальше от своих домов. Итак, мы с Умм Мистах бт. Абу Рухм направились туда. На ней был длинный шерстяной плащ, и она споткнулась об него и воскликнула: «Чтоб ты пропал, Мистах!». Я сказала: «Ты говоришь плохие слова! Как ты можешь ругать человека, участвовавшего в битве при Бадре?!». Она сказала: «Девочка, разве ты не слышала, что они говорят?». Так она рассказала мне о том, что говорили клеветники, и я почувствовала себя еще хуже. Когда я вернулась домой, ко мне пришел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Поздоровавшись, он спросил: «Как она?» – я же сказала: «Позволь мне пойти к моим родителям». Я хотела удостовериться во всем от них. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позволил мне сделать это, и тогда я пришла к ним и спросила у матери: «О чем это говорят люди?». Она сказала: «Доченька, не придавай большого значения этому делу! Клянусь Аллахом, очень редко бывает так, чтобы о красивой женщине, которую любит муж, имеющий и других жен, не говорили много всякого!». Я воскликнула: «Пречист Аллах! Так люди действительно говорят об этом?!» – и после этого я плакала всю ночь, не смыкая глаз. Наутро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидевший, что откровение задерживается, позвал Али б. Абу Талиба и Усаму б. Зейда, чтобы посоветоваться с ними относительно развода со своей женой. Усама рассказал ему о своей любви к нам и добавил: «Не расставайся со своей женой, о посланник Аллаха, а мы, клянусь Аллахом, слышали о ней только хорошее!». Что же касается Али б. Абу Талиба, то он сказал: «О посланник Аллаха, Аллах не ограничивает тебя, и кроме нее есть много других женщин. Спроси ее служанку, и она скажет тебе правду!». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позвал к себе Бариру и спросил: «О Барира, замечала ли ты за ней что-нибудь такое, что казалось тебе подозрительным?». Барира сказала: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной! Самый большой ее недостаток, за который я могла бы ее упрекнуть, заключается в том, что она еще очень молода и иногда засыпает, оставляя тесто, а потом приходит коза и поедает его». В тот же день посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднялся на минбар и попросил поддержать его против Абдуллаха б. Убейя б. Салюля. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто поддержит меня, если я накажу человека, который нанес мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее! Кроме того, они говорят дурное и о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!». Саад б. Муаз поднялся и сказал: «О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я поддержу тебя! Если он из племени аль-Аус, то мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени аль-Хазрадж, то тебе стоит только приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!». Услышав это, со своего места поднялся вождь хазраджитов Саад б. Убада, прежде всегда поступавший так, как подобает поступать праведному человеку. Побуждаемый желанием поддержать своё племя, он сказал: «Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьёшь его и не сможешь сделать этого!». Тут с места поднялся Усейд б. аль-Худайр и сказал: «Клянусь Аллахом, это ты лжешь! Клянусь Аллахом, мы убьем его, а ты – лицемер, защищающий лицемеров!». Это привело в возбуждение ауситов и хазраджитов, которые были уже готовы броситься друг на друга, тогда как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, все еще находился на кафедре. Увидев это, он спустился и продолжал успокаивать их, пока они не замолчали, и он тоже сохранил молчание. Я же проплакала весь день и так и не смогла заснуть, а утром ко мне пришли родители. Всего же я проплакала две ночи и один день, и мне стало казаться, что печень моя разорвется от плача Пока они сидели у меня, а я плакала, разрешения войти ко мне попросила одна женщина из числа ансаров, которую я позволила войти. Присев, она принялась плакать вместе со мной, и в это время неожиданно вошел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он неожиданно сел, хотя не садился возле меня с тех пор, как обо мне стали распространять клевету. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, за целый месяц не получивший никакого откровения относительно моего дела, произнес слова свидетельства единобожия и сказал: «О Аиша, дошло до меня о тебе то-то и то-то. Если ты невиновна, то Аллах уже скоро оправдает тебя, если же ты согрешила, то попроси у Аллаха прощения и покайся Ему, ибо, поистине, если раб признает свой грех, а потом покается, то Аллах примет его покаяние!». После того как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал это, я перестала плакать; из глаз моих не упало больше ни одной слезинки, и я сказала отцу: «Ответь за меня посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Тогда я сказала матери: «Ответь за меня посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на то, что он сказал!». Она тоже сказала: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что сказать посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Тогда я была еще молода и знала из Корана лишь немногое. Я сказала: «Клянусь Аллахом, я знаю, что вы наслушались того, что говорят люди, это запало вам в душу, и вы приняли это за правду. И если я скажу вам, что невиновна, а Аллах знает, что я действительно невиновна, вы не поверите мне; если же я признаюсь вам в том, что совершила это, а Аллах знает, что на самом деле я невиновна, го вы поверите мне! Клянусь Аллахом, не могу я найти для вас и себя подходящего примера, кроме слов отца Йусуфа, который сказал: «Лучше проявить терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали» (12:18). Потом я перебралась на другую сторону своей постели, надеясь на то, что Аллах оправдает меня, однако, клянусь Аллахом, я даже не думала, что относительно меня будет ниспослано откровение. Я считала себя слишком ничтожной для гого, чтобы об этом деле говорилось в Коране. Я лишь надеялась, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидит сон, в котором Аллах оправдает меня. И, клянусь Аллахом, он не встал со своего места, и никто из членов моей семьи не покинул дома, а Аллах уже ниспослал ему откровение. Он впал в то тяжелое состояние, в которое обычно впадал, когда капли пота, подобные жемчужинам, сыпались с него градом даже в зимний день. А когда ниспослание откровения посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, закончилось, он улыбнулся, и первыми его словами стали слова: «О Аиша, возблагодари Аллаха, ибо Аллах оправдал тебя!». Моя мать велела мне: «Подойди к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!» – но я сказала: «Нет, клянусь Аллахом, я не подойду к нему и не стану благодарить никого, кроме Аллаха!». Всевышний Аллах ниспослал аяты: «Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих…» (24:11). После ниспослания аятов в мое оправдавние Абу Бакр ас-Сыддик, который оказывал помощь Мистаху б. Усасе, ибо тот состоял с ним в родстве, сказал: «Клянусь Аллахом, после того, что Мистах говорил об Аише, я больше никогда ничего ему не дам!». Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» (24:22). Тогда Абу Бакр сказал: «Да, клянусь Аллахом, конечно же, я хочу, чтобы Аллах простил меня!». Затем он снова стал помогать Мистаху, как это было раньше. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, расспрашивал обо мне и Зейнаб бт. Джахш, говоря: «О Зейнаб, что тебе известно, что ты видела?». Она отвечала: «О посланник Аллаха, я оберегаю свои уши и глаза. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только хорошее!». Она соперничала со мной, но Аллах защитил ее посредством благочестия». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и другие.

[5] Передают, что Аиша рассказывала: «Жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, отправлялись по большой нужде в аль-Манаси, где была широкая песчаная местность. Умар же часто говорил Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Пусть твои жены покрывают свои головы!», но посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал им делать это. Однажды вечером Сауда, жена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, вышла из дома по нужде. Она была высокой женщиной, и Умар позвал ее, сказав: «О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя!». Он хотел, чтобы было ниспослано предписание о ношении покрывала. И тогда Аллах ниспослал аят о ношении покрывала. Этот хадис передал аль-Бухари, и в одной из его версий сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вам было позволено выходить по нужде». Его также передали Ахмад, Муслим и другие.
В другом хадисе, также рассказанном со слов Аиши, сообщается: «Однажды я вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ела из чаши халву из фиников. Тут мимо нас прошел Умар, и он пригласил его поесть с нами. Когда же мы ели, его палец коснулся моего пальца, и он сказал: «Ох, ох, я коснулся тебя! Если бы о вас было ниспослано предписание, то ничей глаз не видел бы вас». А потом был ниспослан аят о ношении покрывала». Этот хадис передал ат-Табарани, и аль-Хейсами назвал всех его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих», кроме Мусы б. Абу Касира, который заслуживал доверия.

[6] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Однажды к домам жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Когда им поведали об этом, они словно сочли это недостаточным для себя и сказали: «Нам далеко до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ведь ему прощены и прошлые, и будущие прегрешения». Один из них сказал: «Что касается меня, то я всегда буду молиться по ночам». Другой сказал: «А я буду постоянно поститься, не делая перерывов». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». Тут к ним подошел посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Вы ли говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я – самый богобоязненный и самый набожный среди вас, однако я иногда соблюдаю пост, а иногда не делаю этого, я молюсь и сплю, и я женюсь на женщинах, а тот, кто отказывается от моей Сунны, не имеет ко мне отношения». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и другие.

[7] Передают, что Джабир рассказывал: «Абдуллах б. Убей б. Салул говорил своей рабыне: «Ступай и заработай для нас что-нибудь блудом!». И тогда Великий и Могучий Аллах ниспослал аят: «Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным» (24:33). Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд, Ибн Джарир и другие.

[8] Ас-Саади писал: «Аллах – Свет небес и земли в прямом и переносном смысле этого выражения. Божественная сущность Аллаха есть свет, и покрывало Аллаха также из света. И если бы Аллах приподнял это покрывало, то великолепие Его Лика сожгло бы все, что объемлет Его взор. Благодаря свету Аллаха светятся Трон и Престол, солнце и луна. Благодаря Его свету озарились светом райские сады. Переносный смысл обсуждаемого нами откровения также применим в отношении Аллаха. Его писание есть свет, и Его шариат есть свет. Вера и знание, которые живут в сердцах Божьих посланников и остальных рабов, также есть свет. Если бы не свет Аллаха, то тьма поглотила бы вселенную, и поэтому везде, где нет света Аллаха, царит беспросветная мгла.
Свет, который указывает творениям путь к Аллаху, подобен нише, в которой находится светильник. Здесь речь идет о свете веры и Корана, который живет в сердцах правоверных. Он подобен нише со светильником, потому что ниша собирает этот свет и не позволяет ему рассеиваться. А светильник настолько чист и прелестен, и свет его настолько ярок, что он подобен жемчужной звезде. Его свет подобен огню, который разжигается от масла плодов оливковых деревьев, потому что это масло пылает самым ярким пламенем. И такое масло можно получить только из плодов оливковых деревьев, которые не тянутся на восток, подобно тем деревьям, которые солнце одаряет своими лучами только в первой половине дня, и не тянутся на запад, подобно деревьям, на которые солнечный свет попадает только во второй половине дня. Именно такие оливковые деревья растут в Шаме. Они наслаждаются солнечным светом в течение всего дня, благодаря чему из созреваемых на них оливок получают самое чистое масло. Оно бывает настолько чистым, что готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Если же оно соприкасается с ним, то излучает еще более яркий и прекрасный свет. Свет огня усиливается светом масла, и один свет ложится поверх другого.
В этой притче Аллах поведал о положении правоверных, сердца которых озаряются светом Аллаха. Качества, которые изначально заложены в душах правоверных, подобны чистому маслу. Эти качества чисты и непорочны, и поэтому правоверные готовы к восприятию Божьего учения и выполнению Божьих предписаний. Когда же вера и знание проникают в их души, они озаряются светом веры, подобно тому, как фитиль светильника возгорается от соприкосновения с огнем. Они не имеют дурных намерений и скверных представлений об Аллахе. И поэтому вера заставляет их излучать чистый и яркий свет, потобный свету жемчужной звезды. В их сердцах соединяются свет непорочного подсознания, свет веры и свет знания – один свет ложится поверх другого. Однако далеко не каждый человек заслуживает того, чтобы его сердце озарялось светом Аллаха, и поэтому Аллах направляет к своему свету только того, кого пожелает. Аллах знает о чистоте и непорочности этих людей и знает, что они способны очиститься и вырасти.
Такие притчи Аллах приводит своим рабам для того, чтобы они размышляли над ними, осознавали их смысл и отличали истину от лжи. Это является проявлением милости и добродетели Аллаха по отношению к Его творениям. Притчи помогают людям познать духовный мир через материальный и открывают перед ними просторы ясного знания. Что же касается Аллаха, то Его знание объемлет все сущее. Он приводит людям притчи, потому что ведает о сути происходящих явлений и любых подробностях и прекрасно знает, что мудрые притчи приносят людям большую пользу. А это значит, что рабы Аллаха должны размышлять над ними, а не отворачиваться от них и не противиться им. Поистине, Аллах ведает, а они не ведают».

[9] Передают, что Убей б. Кааб рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники прибыли в Медину, и ансары дали им убежище, все арабы ополчились против них, и поэтому они засыпали и просыпались с оружием. Они говорили: «Интересно, доживем ли мы до тех дней, когда мы сможем спать спокойно, чувствуя себя в безопасности, не боясь никого, кроме Аллаха». И тогда был ниспослан аят: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55). Под отказом от веры здесь подразумевается неблагодарность за милость». Этот хадис передал аль-Хаким, назвав его цепочку рассказчиков достоверной, с чем согласился и аз-Захаби.

[10] Передают, что Нафи рассказывал со слов Ибн У мара: «В день битвы при Ухуде, когда мне было четырнадцать лет, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел меня, но не разрешил мне участвовать в бою, а во время битвы у рва, когда мне уже исполнилось пятнадцать, он увидел меня и позволил мне сражаться». Нафи сказал: «Когда Умар б. Абд аль-Азиз был халифом, я пришел к нему и рассказал ему этот хадис, а он сказал: «Поистине, это и есть тот возраст, когда ребенок становится взрослым. Потом он написал своим наместникам, чтобы они вменяли выполнение религиозных предписаний в обязанность тем, кому исполнилось пятнадцать лет». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

[11] Передают, что Аиша рассказывала: «Когда мусульмане собирались отправиться в поход вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, они оставляли ключи от своих домов тем, кому доверяли, говоря: «Вы можете есть оттуда все, что пожелаете!». Те же говорили: «Мы не можем есть оттуда, потому что они позволили нам это не от чистой души». И тогда Великий и Могучий Аллах ниспослал аят: «Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах, или в домах ваших отцов, или в домах ваших матерей, или в домах ваших братьев, или в домах ваших сестер, или в домах ваших дядей по отцу, или в домах ваших теток по отцу, или в домах ваших дядей по матери, или в домах ваших теток по матери, или в тех домах, ключи которых в вашем распоряжении» (24:61). Этот хадис передал аль-Баззар, и аль-Хейсами назвал его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».