Сура 42: Совет


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 Ха. Мим.
2 Айн. Син. Каф.
3 Так внушает откровение тебе и твоим предшественникам Аллах Могущественный, Мудрый.
4 Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Он - Возвышенный, Великий.
5 Небеса готовы разверзнуться сверху (от величия Аллаха; или от многочисленных ангелов; или от слов многобожников). Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на земле. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
6 Аллах является Хранителем для тех, которые взяли себе иных покровителей и помощников помимо Него (сохраняет их злодеяния для того, чтобы они получили воздаяние), и ты не являешься их попечителем и хранителем.
7 Так Мы внушили тебе в откровении Коран на арабском языке, чтобы ты предостерегал Мать селений (жителей Мекки) и тех, кто вокруг нее, и предостерегал от Дня собрания, в котором нет сомнения. Одна часть людей окажется в Раю, а другая часть окажется в Пламени.
8 Если бы Аллах пожелал, то сделал бы их одной общиной верующих. Однако Он вводит в Свою милость того, кого пожелает. А у беззаконников не будет ни покровителя, ни помощника.
9 Неужели они взяли себе покровителей и помощников вместо Него? Аллах является Покровителем. Он оживляет мертвых, и Он способен на всякую вещь.
10 Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом. Скажи: «Таков Аллах, мой Господь! Я уповаю только на Него и к Нему обращаюсь».
11 Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Так Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.
12 Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает. Он знает о всякой вещи.
13 Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему. [1]
14 Они распались только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. И если бы не было прежде Слова от твоего Господа об отсрочке до назначенного срока, то их спор был бы решен. Воистину, те, которые унаследовали Писание после них, испытывают к нему смутные сомнения.
15 Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах - наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам - ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие».
16 Доводы тех, которые препираются относительно Аллаха после того, как Ему ответили верующие, бесполезны перед их Господом. На них падет гнев, и им уготованы тяжкие мучения.
17 Аллах - Тот, Кто ниспослал Писание с истиной и Весы. Откуда тебе знать, возможно, Час близок!
18 Торопят с ним те, которые не веруют в него. А верующие трепещут перед ним и знают, что он является истиной. Воистину, те, которые препираются по поводу Часа, находятся в далеком заблуждении.
19 Аллах добр к Своим рабам и наделяет уделом, кого пожелает. Он - Всесильный, Могущественный.
20 Тому, кто пожелал нивы Последней жизни, Мы увеличим его ниву. Тому же, кто пожелал нивы мирской жизни, Мы дадим из нее, но ему не будет доли в жизни Последней.
21 Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания.
22 Ты увидишь, как беззаконники будут трепетать от того, что они приобрели, когда это падет на них. А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, пребудут в Райских садах. Им уготовано у их Господа все, что они пожелают. Это и есть великая милость.
23 Это - то, чем Аллах радует Своих рабов, которые уверовали и совершали праведные деяния. Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости (ради моей близости к вам, или ради вашей близости к Аллаху, или любви к моим близким родственникам)». Тому, кто приобретет добро, Мы увеличим его. Воистину, Аллах - Прощающий, Благодарный. [2]
24 Или же они говорят, что он возвел навет на Аллаха? Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твое сердце. Своими Словами Аллах стирает ложь и утверждает истину. Воистину, Он знает о том, что в груди.
25 Он - Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете.
26 Он отвечает тем, которые уверовали и совершают праведные деяния, и приумножает им из Своей милости. А неверующим уготованы тяжкие мучения.
27 Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их. [3]
28 Он - Тот, Кто ниспосылает дождь после того, как они отчаиваются, и распространяет Свою милость. Он - Достохвальный Покровитель.
29 Среди Его знамений - создание небес и земли, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает.
30 Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое.
31 Вы не спасетесь бегством на земле, и нет у вас, помимо Аллаха, ни покровителя, ни помощника.
32 Среди Его знамений - плывущие по морю корабли, подобные горам.
33 Если Он пожелает, то успокоит ветер, и тогда они останутся неподвижными на его (моря) поверхности. Воистину, в этом - знамения для каждого терпеливого, благодарного.
34 Он может погубить их (корабли) за то, что они (люди) приобрели, но Он прощает многих.
35 Те, которые препираются относительно Наших знамений, знают, что они не смогут сбежать.
36 Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа,
37 которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются,
38 которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили,
39 которые мстят, когда против них поступают несправедливо.
40 Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников.
41 Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо.
42 Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания.
43 А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость.
44 У того, кого Аллах ввел в заблуждение, после этого не будет покровителя. Ты увидишь, как беззаконники, увидев мучения, скажут: «Нет ли пути для возвращения?».
45 Ты увидишь, как их представят ему (Аду) смиренными от унижения и поглядывающими на него искоса. Те же, которые уверовали, скажут: «Воистину, потерпевшими убыток являются те, которые потеряли самих себя и свои семьи в День воскресения». Воистину, беззаконники пребудут в вечных мучениях.
46 У них не будет покровителей и помощников, которые бы помогли им вместо Аллаха. Нет пути тому, кого Аллах ввел в заблуждение.
47 Ответьте вашему Господу прежде, чем наступит день от Аллаха, который невозможно отвратить (или день, который Аллах не отвратит). В тот день не будет для вас убежища, и вы не сможете отрицать свои грехи.
48 Если же они отвернутся, то ведь Мы не посылали тебя их хранителем. На тебя возложена только передача откровения. Когда Мы даем человеку вкусить Нашу милость, он радуется ей. Когда же его поражает зло за то, что приготовили его руки, то человек становится неблагодарен.
49 Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает - мужского.
50 Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он - Знающий, Всемогущий.
51 Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он - Возвышенный, Мудрый. [4]
52 Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь - [5]
53 путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела.

[1] Передают со слов Ваили, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вместо Таурата мне были дарованы семь длинных сур, вместо Забура мне были дарованы суры, состоящие из около ста аятов, вместо Инджила мне были дарованы часто повторяемые суры, и вдобавок к этому я получил расчлененные суры». Этот хадис передали ат-Табарани и аль-Бейхаки, и аль-Албани назвал его достоверным в сборнике «Сахих аль-Джами ас-Сагир».
На основании этого хадиса богословы делят коранические суры на четыре группы. К первой относятся так называемые длинные суры (со второй по девятую), ко второй – состоящие приблизительно из ста аятов (с десятой по тридцать пятую), к третьей – часто повторяемые (с тридцать шестой по сорок девятую), и к четвертой – так называемые расчлененные суры (с пятидесятой по сто четырнадцатую).

[2] Передают, что Тавус рассказывал: «Некий мужчина спросил Ибн Аббаса о смысле слов Великого и Могучего Аллаха: «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости (ради моей близости к вам, или ради вашей близости к Аллаху, или любви к моим близким родственникам)» (42:23). Тут Сайд б. Джубейр сказал: «Имеются в виду близкие родственники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха». Ибн Аббас же сказал: «Ты поторопился! Среди курейшитских родов не было такого, который не состоял бы в родстве с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому был ниспослан аят: «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме любви ради близости (ради моей близости к вам, или ради вашей близости к Аллаху, или любви к моим близким родственникам)» (42:23), то есть я прошу вас лишь поддерживать родственные связи между нами». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, ат-Табари и другие, и его текст приведен согласно версии Ахмада.

[3] Передают, что Абу Хани рассказывал: «Я слышал от Амра б. Хариса и других, что аят «Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает» (42:27) был ниспослан о тех, кто жил под навесом в мечети, когда они стали желать мирских благ, говоря: «Вот если бы у нас было то-то…». Этот хадис передали Ибн Джарир, ат-Табарани и другие, и аль-Хейсами назвал его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих». Ибн Хаджар в книге «аль-Исаба» сообщил, что богословы разошлись во мнениях относительно того, был ли Амр б. Харис сподвижником. Тем не менее, похожий хадис передал и аль-Хаким со слов Али б. Абу Талиба, назвав цепочку его рассказчиков достоверной согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.

[4] В этом аяте упоминается о том, как Аллах ниспосылает откровения Своим посланникам. Иногда Аллах внушает откровение в сердце посланника без посредничества ангела. Иногда Он ведет с ними словесную беседу через завесу, как это было с пророком Мусой. Иногда Он общается со Своими пророками посредством ангела.
Некоторые другие формы откровения упоминаются в других текстах Корана и Сунны. Передают со слов Аиши, что аль-Харис б. Хишам спросил: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Аиша сказала: «Я видела, как откровение нисходило к нему в очень холодный день, и когда оно покидало его, его лоб был покрыт потом». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие.
Иногда Джибрил приходил к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в облике человека. Передают со слов Умара б. аль-Хаттаба: «Как-то мы сидели около посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тут к нам подошел человек в совершенно белой одежде и с жгучими черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив пророка, уперся коленями в его колени и, положив ладони на бедра, сказал: «О Мухаммад! Расскажи мне об исламе». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам – это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершаешь намаз, выплачиваешь закят, постишься в рамадане и совершаешь хадж к Дому, если можешь добраться до него». «Правильно», – сказал мужчина. Мы же удивились тому, что он сначала спросил его, а затем сам же подтвердил его правдивость. Затем он сказал: «Расскажи мне о вере». Пророк сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом». «И это правильно», – сказал мужчина. Затем он сказал: «Расскажи мне об ихсане». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это когда ты поклоняешься Аллаху так, словно ты видишь Его, и хотя ты не видишь Его, Он видит тебя». «Расскажи мне о Часе», – попросил человек. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соперничать в постройке домов», – ответил он. После этого человек удалился, а я еще долго сидел рядом с ним. Затем он спросил меня: «Умар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?». Я ответил: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». Он сказал: «Сам Джибрил пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии». Этот хадис передал Муслим. См. комм. [53:9::1], [81:23::1].

[5] См. комм. [28:56::1].