Сура 60: Испытуемая


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути. [1]
2 Если они случайно встретятся с вами, то они окажутся вашими врагами, будут вредить вам своими руками и языками и захотят, чтобы вы стали неверующими.
3 Ни ваши родственники, ни ваши дети не помогут вам. В День воскресения Он рассудит между вами. Аллах видит то, что вы совершаете.
4 Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». Лишь только Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу: «Я обязательно буду просить для тебя прощения, но я не властен помочь тебе перед Аллахом. Господь наш! На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному мы обращаемся, и к Тебе предстоит прибытие.
5 Господь наш! Не делай нас искушением для тех, которые не веруют. Господь наш, прости нас, ведь Ты - Могущественный, Мудрый». [2]
6 Они были прекрасным примером для вас - для тех, кто надеется на Аллаха и на Последний день. А если кто-либо отвернется, то ведь Аллах - Богатый, Достохвальный.
7 Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми, с кем вы враждуете. Аллах - Всемогущий. Аллах - Прощающий, Милосердный.
8 Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.
9 Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками.
10 О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них. Возвращайте им (неверующим) то, что они потратили на брачный дар. На вас не будет греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (брачного дара). Не держитесь за узы с неверующими женами и требуйте назад то, что вы потратили на брачный дар. И пусть они (неверующие) требуют то, что они потратили на брачный дар. Таково решение Аллаха. Он решает между вами. Аллах - Знающий, Мудрый. [3]
11 Если какая-либо из ваших жен ушла от вас к неверующим, после чего вы получили военную добычу, то отдайте тем, жены которых ушли, потраченное ими на брачный дар. Бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете.
12 О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими у них присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. [4]
13 О те, которые уверовали! Не дружите с теми, на кого разгневался Аллах. Они потеряли надежду на Последнюю жизнь, как потеряли ее неверующие обитатели могил (или как неверующие потеряли надежду на воскрешение обитателей могил).

[1] Передают, что Али б. Абу Талиб рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил меня, аз-Зубайра и аль-Микдада с повелением: «Поезжайте в Раудат Хах. Там вы найдете женщину в паланкине, у которой будет письмо: отберите его у нее!». Мы двинулись в путь и гнали лошадей во весь опор, пока не добрались до местечка Раудат Хах. Там мы обнаружили женщину в паланкине, которой велели: «Доставай письмо!». Она сказала: «У меня нет никакого письма!». Мы сказали: «Доставай письмо, а иначе мы разденем тебя!».
Тогда она вытащила его из своих волос, и мы доставили его Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Оказалось, что Хатиб б. Абу Балтаа послал его язычникам в Мекке, чтобы известить их о некоторых планах Пророка, мир ему и благословение Аллаха (в тот период он готовился к походу на Мекку – К.Э.). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что же это, о Хатиб?!». Тот сказал: «Не спеши осуждать меня, о посланник Аллаха! Я был одним из курейшитов, хотя не был родом из них. У мухаджиров, которые находятся с тобой, в Мекке остались родственники, которые оберегают их семьи и имущество, а у меня таких родственников нет, и я решил оказать им услугу, чтобы они не трогали моих близких. Я не делал этого по причине неверия или потому, что решил отступиться от своей религии!». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он сказал вам правду». Умар сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!». Но он возразил: «Он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Великий и Могучий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!»?». Амр б. Динар, один из рассказчиков хадиса, сказал: «Тогда же был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником» (60:1). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и другие.

[2] Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что аяты «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину» до слов «Аллах видит то, что вы совершаете» (60:1–3) были ниспосланы по поводу письма, в котором Хатиб б. Абу Балтаа и те, кто был с ним, собирались предупредить неверующих курейшитов (о готовящемся походе на Мекку – К.Э.), что в словах «Лишь только Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу» (60:4) содержится запрет на обращение с мольбой о прощении за язычников и подражание в этом Ибрахиму, который просил прощения для своего отца, и что слова «Господь наш! Не делай нас искушением для тех, которые не веруют» (60:5) означают: «Не наказывай нас их руками и не насылай на нас мучения от Тебя, чтобы они не могли сказать: «Если бы эти были на прямом пути, то их не постигла бы такая участь». Этот хадис передал аль-Хаким, назвав его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби. Суть этого хадиса также передали аль-Бухари и Муслим.

[3] Передают со слов У рвы б. аз-Зубейра, что Марван и аль-Мисвар б. Махрама рассказывали: «Когда между Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и Сухейлом б. Амром был заключен договор, тот сказал: «Мы ставим условием, что ты обязательно будешь возвращать нам любого из нас, кто придет к тебе, даже если он будет исповедовать твою религию, и ты не будешь вмешиваться в наши дела с ним». Мусульманам не понравилось это условие, которое было для них очень тягостным, но Сухейл не соглашался ни на что другое. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял это условие и в тот же день вернул Абу Джандала его отцу Сухейлу б. Амру. Кто бы из мужчин не приходил к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в течение этого срока, он обязательно возвращал его курейшитам, даже если это был мусульманин. Наряду с мужчинами к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, переселялись и верующие женщины. Среди них была Умм Кульсум, совершеннолетняя дочь Укбы б. Абу Муейта. Ее родственники приехали и потребовали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он вернул ее им, но он отказался сделать это, и тогда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере» до слов «…а им не дозволено выходить замуж за них» (60:10)». Урва также сообщил со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подвергал их испытанию на основании аятов: «О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию» до слов «Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (60:10–12). Он рассказывал, что Аиша сказала: «Если они принимали эти условия, то посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил им: «Я принял от тебя присягу!». Он делал это на словах, ибо, клянусь Аллахом, во время присяги его рука ни разу не коснулась руки посторонней женщины, и он принимал от них присягу только на словах». Этот хадис передал аль-Бухари. Похожие на него сообщения передали Ахмад, Ибн Джарир и другие.

[4] Передают, что Ибн Аббас сказал по поводу слов Всевышнего: «…и ослушаться тебя в благих делах…» (60:12): «Это было условием, которое Аллах поставил только женщинам». Этот хадис передал аль-Бухари.
О том, что это было за условие, сообщается в следующем хадисе, переданном со слов Умм Атыйи: «После того как мы присягнули на верность посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он прочел аят: «…они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху…» (60:12), и запретил нам громко причитать по покойным. Тут одна женщина убрала руку и сказала: «Но такая-то причитала вместе со мной над моим покойным, и я хочу ответить ей тем же». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ничего не сказал ей, и тогда она ушла, а потом вернулась, и он принял от нее присягу. Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и другие.
По этому поводу есть и другие сообщения. Передают, что Асид б. Абу Асид рассказывал со слов одной из женщин, присягнувших на верность Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «В числе благих дел, в которых мы не должны были ослушаться его, было то, что мы не должны были бить себя по ланитам, громко причитать, рвать на себе одежду и распускать волосы». Этот хадис передал Абу Давуд.
2) Присягу на верность посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приносили все мусульмане. После его смерти присягу на верность приносят правителям мусульманского государства. Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал: «Однажды, когда мы сидели возле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Присягнете ли вы мне на верность в том, что не будете приобщать сотоварищей к Аллаху, прелюбодействовать и воровать?». Затем он прочел аят о женщинах и добавил: «Кто из вас будет верен этому, тот получит награду от Аллаха. Кто совершит какой-либо из этих грехов и будет наказан за это, для того это наказание станет искуплением. А кто совершит какой-либо из них, и Аллах покроет его, то его участь будет зависеть от Аллаха: если Он пожелает, то подвергнет его мучениям, а если нет, то простит его». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи.
Передают также, что Джунада б. Абу У меня рассказывал: «Когда Убада б. ас-Самит заболел, мы пришли к нему и сказали: «Да исцелит тебя Аллах! Расскажи нам один из хадисов, который ты услышал от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он по воле Аллаха принес тебе пользу». Убада сказал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пригласил нас к себе, и мы принесли ему присягу. Он велел нам присягнуть ему в том, что мы будем слушаться и повиноваться правителя во всем, нравится нам это или нет, тяжело для нас это или нет, даже если он посягнет на наши права, и что мы не будем вести с ним тяжбу за власть, если только не заметим за ним явное неверие, о котором имеется свидетельство от Аллаха». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.