Сура 8: Трофеи


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику, если вы являетесь верующими. [1]
2 Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа,
3 которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.
4 Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел.
5 Таким же образом твой Господь побудил тебя выйти из дома (в направлении Бадра) ради истины, хотя некоторые из верующих не хотели этого.
6 Они препирались с тобой относительно истины после того, как она стала очевидна, словно их вели на смерть, и они наблюдали за этим.
7 Вот Аллах обещал вам, что вам достанется один из двух отрядов (торговый караван или вооруженный отряд мекканцев). Вы пожелали, чтобы вам достался невооруженный отряд. Но Аллах желает подтвердить истину своими словами и искоренить неверующих,
8 чтобы восторжествовала истина и исчезла ложь, даже если это ненавистно грешникам.
9 Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом».
10 Аллах сделал это доброй вестью, дабы ваши сердца обрели покой. Победа может быть только от Аллаха. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый.
11 Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну дьявола, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы.
12 Вот твой Господь внушил ангелам: «Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы». [2]
13 Это потому, что они воспротивились Аллаху и Его Посланнику. А если кто противится Аллаху и Его Посланнику, то ведь Аллах суров в наказании.
14 Вот так! Вкусите же его! Воистину, неверующим уготованы мучения в Огне.
15 О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной.
16 Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия! [3]
17 Не вы убили их, а Аллах убил их. Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил, дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий. [4]
18 Вот так! Воистину, Аллах ослабляет козни неверующих.
19 Если вы (неверующие) просили вынести приговор, то приговор уже явился к вам. Если вы прекратите, то так будет лучше для вас. Но если вы возобновите, то и Мы возобновим (если вы вновь станете сражаться против верующих, то Мы вновь нанесем вам поражение), и ваш отряд не принесет вам никакой пользы, даже если будет многочисленным. Воистину, Аллах - с верующими. [5]
20 О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите.
21 Не уподобляйтесь тем, которые говорят: «Мы слышали», - а сами не слушают.
22 Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать. [6]
23 Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они все равно бы отвернулись с отвращением.
24 О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах - между человеком и его сердцем (может помешать человеку добиться того, что он желает), и что вы будете собраны к Нему.
25 Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании.
26 Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны.
27 О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на то, что вверено вам, сознательно.
28 Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются искушением и что у Аллаха - великая награда.
29 О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью.
30 Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах - Наилучший из хитрецов.
31 Когда им читают Наши аяты, они говорят: «Мы уже слышали это. Если мы захотим, то сочиним нечто подобное. Ведь это - всего лишь легенды древних народов».
32 Вот они сказали: «О Аллах! Если это является истиной от Тебя, то обрушь на нас камни с неба или же подвергни нас мучительным страданиям».
33 Аллах не стал подвергать их мучениям, пока ты находился среди них, и Аллах не стал подвергать их мучениям, пока они молили о прощении.
34 Но как же Аллаху не подвергнуть их мучениям, если они не допускают мусульман к Заповедной мечети, не будучи Его угодниками? Его угодниками являются только богобоязненные, но большинство их не ведает об этом. [7]
35 Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы не верили.
36 Воистину, неверующие расходуют свое имущество для того, чтобы сбить других с пути Аллаха. Они будут расходовать его, а затем будут сожалеть об этом, а вслед за тем они будут повержены. Неверующие будут собраны в Геенне,
37 чтобы Аллах отделил скверного человека от доброго, бросил скверных одного на другого, собрал их всех вместе и поместил в Геенне. Они будут потерпевшими убыток.
38 Скажи неверующим, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом. Но если они возвратятся к неверию, то ведь уже были примеры первых поколений.
39 Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают. [8]
40 Но если они отвернутся, то да будет вам известно, что Аллах является вашим Покровителем. Как прекрасен этот Покровитель! Как прекрасен этот Помощник!
41 Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь.
42 Вот вы находились на ближней стороне долины, они - на дальней стороне, а караван был ниже вас. Если бы вы условились, то разошлись бы во времени и месте. Однако все произошло так, чтобы Аллах довел до конца дело, которое уже было свершившимся, дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий.
43 Вот Аллах показал их тебе во сне малочисленными. Если бы Он показал тебе их многочисленными, то вы пали бы духом и стали бы препираться при принятии решения. Однако Аллах уберег вас, ибо Он знает о том, что в груди.
44 Вот Аллах, когда вы встретились, показал их вашим глазам малочисленными, и вас показал их глазам малочисленными, чтобы довести до конца дело, которое уже было свершившимся. Воистину, дела возвращаются к Аллаху.
45 О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, - быть может, вы преуспеете.
46 Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми. [9]
47 Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают.
48 Вот дьявол приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». [10]
49 Вот лицемеры и те, чьи сердца были поражены недугом, сказали: «Эти люди обмануты своей религией». Но если кто уповает на Аллаха, то ведь Аллах - Могущественный, Мудрый.
50 Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам со словами: «Вкусите мучения от обжигающего Огня!
51 Это - за то, что приготовили ваши руки. Воистину, Аллах не поступает несправедливо с рабами».
52 Так же поступали род Фараона и те, которые жили до них. Они не уверовали в знамения Аллаха, и Аллах схватил их за грехи. Воистину, Аллах силен и суров в наказании.
53 Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий.
54 Таким же образом поступали род Фараона и те, которые жили до них. Они не уверовали в знамения своего Господа, и Мы погубили их за грехи и потопили род Фараона. Все они были беззаконниками.
55 Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются те, которые не уверовали и не уверуют.
56 Ты заключаешь с ними договор, но всякий раз они нарушают этот договор и не страшатся.
57 Если ты встретишься с ними в битве, то покарай их сурово, дабы рассеять тех, кто позади них, - быть может, они помянут назидание.
58 А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников.
59 Пусть не думают неверующие, что они опередят других. Воистину, им не сбежать.
60 Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо. [11]
61 Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он - Слышащий, Знающий. [12]
62 Если же они захотят обмануть тебя, то тебе достаточно Аллаха. Он поддержал тебя Своей помощью и верующими.
63 Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Воистину, Он - Могущественный, Мудрый.
64 О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха.
65 О Пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они - люди неразумные. [13]
66 Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах - с терпеливыми. [14]
67 Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах - Могущественный, Мудрый. [15]
68 Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли. [16]
69 Вкушайте то, что вы захватили дозволенным и честным путем, и бойтесь Аллаха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
70 О Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: «Если Аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобранное у вас, и простит вас. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
71 Но если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах - Знающий, Мудрый.
72 Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете.
73 Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие.
74 Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел.
75 Те, которые уверовали впоследствии, совершили переселение и сражались вместе с вами, являются одними из вас. Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах ведает о всякой вещи. [17]

[1] Передают, что Саад б. Абу Ваккас рассказывал: «В день битвы при Бадре я пришел с мечом и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, Аллах утолил мою жажду мести язычникам. Подари же мне этот меч!». Или же я сказал что-то в этом роде. Но он ответил: «Он не принадлежит ни мне, ни тебе!». Тогда я сказал: «Возможно, он достанется тому, кто не подвергся такому испытанию, как я». Затем ко мне подошел Посланник, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Ты попросил меня, когда он не принадлежал мне, но теперь он – мой, и я дарю его тебе». Тогда был ниспослан аят «Они спрашивают тебя о трофеях» (8:1). Этот хадис передал Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и другие, а текст его принадлежит ат-Тирмизи, который назвал его хорошим и достоверным.
В другом хадисе, рассказанном со слов Убады б. ас-Самита, говорится: «Мы отправились в путь вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и мне довелось принять участие в битве при Бадре. Люди сошлись в сражении, и Всевышний и Всеблагой Аллах сокрушил врага. Одни мусульмане бросились преследовать их, добивая и убивая язычников. Другие наткнулись на лагерь и стали собирать добычу. А третьи окружили посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы никто не напал на него врасплох. С наступлением ночи, когда все вернулись и собрались вместе, те мусульмане, которые собирали добычу, сказали: «Мы собрали ее, и никто больше не имеет права на нее». Тогда те, кто преследовал противника, сказали: «Вы имеете на нее не больше прав, чем мы, потому что мы отогнали от нее противника и разбили его». Те, кто окружил посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тоже сказали: «Вы имеете на не больше прав, чем мы, потому что мы охраняли посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, опасаясь того, что противник может внезапно напасть на него». Тогда был ниспослан аят: «Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой» (8:1). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разделил трофеи между мусульманами. Он раздавал четверть военной добычи в качестве дополнительного вознаграждения, если трофеи были захвачены во время по дороге до выполнения военной задачи, и треть военной добычи, если трофеи были захвачены на обратном пути. Ему не нравились трофеи, и он говорил: «Пусть сильные мусульмане отдадут их слабым». Этот хадис передали Ахмад, аль-Хаким, Ибн Джарир и другие, причем аль-Хейсами назвал его рассказчиков заслуживающими доверия.

[2] Передают, что Рифаа б. Рафи аз-Зураки рассказывал со слов своего отца, который был участником битвы при Бадре: «Однажды Джибрил явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросил: «Кем вы считаете тех из вас, кто участвовал в битве при Бадре?». Он ответил: «Лучшими из мусульман», или же он сказал что-то в этом роде. Джибрил сказал: «Такими же являются и ангелы, принимавшие участие в битве при Бадре». Этот хадис передал аль-Бухари.
Передают со слов Ибн Аббаса, что в день битвы при Бадре Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот Джибрил в боевых доспехах держится за голову своего коня». Этот хадис передал аль-Бухари.

[3] Передают, что Абу Сайд аль-Худри рассказывал, что аят «Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха» (8:16) был ниспослан по поводу сражения при Бадре. Этот хадис передали Абу Давуд, аль-Хаким и другие, причем аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.
Ас-Саади писал: «Это свидетельствует о том, что бегство с поля боя без уважительной причины является одним из величайших грехов. Об этом сообщается в достоверных хадисах, и это подтверждается грозным предупреждением в адрес мусульман, совершивших подобный грех.
Смысл же этих слов заключается в том, что во время сражения разрешается отступить для того, чтобы перейти с одного фланга на другой, если подобный маневр поможет мусульманам нанести противнику наиболее сокрушительное поражение. Совершая такой маневр, мусульмане не поворачиваются спиной к неверующим для того, чтобы сбежать с поля боя. Они поступают так для того, чтобы одержать верх над противником, нанести удар по его отборным войскам, ввести его в заблуждение или претворить в жизнь иной военный замысел. Также разрешается отступить для того, чтобы оказать поддержку другому отряду и помочь ему разгромить неверующих. Поступать так разрешается даже тогда, когда этот отряд находится в лагере мусульман, и это предписание совершенно очевидно.
Если мусульмане отступают для того, чтобы присоединиться к отряду, который не принимает участие в этом сражении, например, если они терпят поражение от неверующих и пытаются укрыться в мусульманской стране или одном из военных лагерей мусульман, то из различных высказываний сподвижников становится ясно, что поступать так тоже разрешается. Очевидно, поступать так целесообразно, если мусульмане считают, что потерпеть небольшое поражение лучше для того, чтобы одержать общую победу или сохранить силы. Но если мусульмане уверены, что продолжение сражения закончится их победой над неверующими, то трудно представить, чтобы в таком положении им разрешалось отступать. И вообще, трудно представить, чтобы в таком положении кто-либо принялся отступать».

[4] Передают, что Хаким б. Хизам рассказывал: «В день битвы при Бадре посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было велено взять горсть земли, повернуться к нам лицом и бросить ее в нас. При этом он сказал: «Да исказятся лица!». Тогда мы потерпели поражение, а Великий и Могучий Аллах ниспослал аят: «Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил» (8:17). Этот хадис передал ат-Табарани, и аль-Хейсами назвал его цепочку рассказчиков хорошей. Шейх Мукбил аль-Вадии назвал ее хорошей лишь благодаря подтверждающим ее свидетельствам.
Передают со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Али: «Подай мне горсть песку!». Он подал ему песок, и он бросил его в лица врагов. Среди них не осталось ни одного, кому этот песок не попал бы в глаза, и тогда был ниспослан аят: «Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил» (8:17). Этот хадис передал аль-Хейсами, сославшись на ат-Табарани и назвав его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

[5] Передают, что Абдуллах б. Саалаба б. Суейр рассказывал: «Битву при Бадре начал Абу Джахль, сказав: «О Боже, он заставил нас порвать родственные связи и принес нам то, чего мы не знаем. Погуби же его этим утром!». И тогда Аллах ниспослал аят: «Если вы (неверующие) просили вынести приговор, то приговор уже явился к вам» (8:19). Этот хадис передали Ибн Джарир, аль-Хаким и другие, причем аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.

[6] Ас-Саади писал: «Самыми скверными из живых существ являются те, которые не извлекают пользы из знамений и назиданий. Они глухи и немы, когда речь заходит об истине. Они не способны понять, что может принести им пользу, дабы отдать этому предпочтение перед тем, что причиняет им сущий вред. Такие творения занимают перед Аллахом гораздо худшее положение, нежели самые скверные животные. Аллах одарил их слухом, зрением и разумом для того, чтобы они пользовались ими и повиновались своему Господу, а они пользуются ими для совершения грехов и лишают себя великого блага. Они являются полной противоположностью наилучших из творений. Они сами отказались следовать прямым путем и предпочли быть наихудшими. Слухом, которого они лишены, является способность вникать в услышанное. Однако они не лишены слуха вообще, и поэтому Всевышний Аллах довел до их сведения истину, чтобы лишить их возможность оправдать свои грехи неведением. Они слышали аяты и знамения Аллаха, однако это не принесло им никакой пользы, поскольку Аллаху было известно, что в этих людях нет добра и что они не достойны внимать Божьим знамениям надлежащим образом».

[7] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Однажды Абу Джахль сказал: «О Боже, если это и есть истина от Тебя, то пролей на нас град камней с неба или же подвергни нас мучительному наказанию». И тогда были ниспосланы аяты: «Аллах не стал подвергать их мучениям, пока ты находился среди них, и Аллах не стал подвергать их мучениям, пока они молили о прощении. Но как же Аллаху не подвергнуть их мучениям, если они не допускают мусульман к Заповедной мечети, не будучи Его угодниками?» (8:33–34)». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.
Относительно обстоятельств ниспослания этого аята существует и другое сообщение, рассказанное со слов Ибн Аббаса: «Когда язычники обходили вокруг Каабы, они говорили: «Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварищей! Вот я перед Тобой!». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил им: «Хватит! Хватит!», но они продолжали: «Нет у Тебя сотоварищей, кроме тех, которыми Ты владеешь. Они принадлежат Тебе, а им ничего не принадлежит». Затем они говорили: «Прости нас! Прости нас!». По этому поводу Аллах ниспослал аят: «Аллах не стал подвергать их мучениям, пока ты находился среди них, и Аллах не стал подвергать их мучениям, пока они молили о прощении» (8:33). Их безопасность гарантировали два обстоятельства: присутствие пророка Аллаха и мольба о прощении. Когда же Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уехал, осталась только мольба о прощении. Затем Всевышний сказал: «Но как же Аллаху не подвергнуть их мучениям, если они не допускают мусульман к Заповедной мечети, не будучи Его угодниками? Его угодниками являются только богобоязненные» (8:34). В этом аяте речь идет о мучениях в Последней жизни, а в первом аяте говорилось о наказании к этом мире». Этот хадис передали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим с хорошей цепочкой рассказчиков.

[8] Передают, что во времена смуты, которая поднялась в период правления Ибн аз-Зубейра, двое мужчин пришли к Ибн У мару и сказали: «Поистине, люди творят зло, так почему же ты не сражаешься против них, Ибн Умар, ведь ты был сподвижником Пророка, мир ему и благословение Аллаха?». Он сказал: «Потому что Аллах запретил проливать кровь брата». Они сказали: «Разве ж Аллах не говорит: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение»? (8:39)». Он ответил: «Мы действительно сражались, пока не исчезло искушение, и пока религия не стала полностью посвящена Аллаху, а вы желаете сражаться ради искушения, чтобы религию исповедовали не ради Аллаха». Этот хадис передал аль-Бухари.

[9] Передают, что аль-Бара б. Азиб рассказывал: «В день битвы при У худе Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поставил Абдуллаха б. Джубейра во главе группы пехотинцев из пятидесяти человек и сказал: «Даже если вы увидите, что нас хватают птицы, не покидайте своего места, пока я сам не пошлю за вами! И даже если вы увидите, что мы разбили этих людей и обратили их в бегство, не покидайте его, пока я сам не пошлю за вами!». Поначалу они одерживали верх, и, клянусь Аллахом, я видел, как женщины бежали, задрав края одежд так высоко, что были видны их кольца на ногах и их голени. Товарищи Абдуллаха б. Джубейра сказали: «Трофеи! О люди, трофеи! Ваши товарищи уже победили, чего же вы ждете?!». Абдуллах б. Джубейр сказал: «Разве вы забыли, что сказал вам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?». Они сказали: «Клянемся Аллахом, мы пойдем к остальным и возьмем часть трофеев!». Однако, когда они явились туда, то были обращены в бегство и разбиты, а в это время посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оказавшийся позади них, призывал их вернуться обратно. Вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, осталось всего двенадцать человек. Они убили семьдесят человек из нас, а в битве при Бадре Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники захватили в плен семьдесят язычников и убили еще семьдесят из них – всего сто сорок. Абу Суфьян трижды спросил: «Есть ли среди вас Мухаммад?». Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил отвечать ему. Тогда он трижды спросил: «Есть ли среди вас сын Абу Кухафы (Абу Бакр – К.Э.)?». Затем он трижды спросил: «Есть ли среди вас сын аль-Хаттаба?». Тогда Абу Суфьян вернулся к своим товарищам и сказал: «Эти уже убиты!». Тут Умар не выдержал и сказал: «Клянусь Аллахом, ты лжешь, враг Аллаха! Все те, кого ты перечислил, живы, и все еще осталось то, что будет печалить тебя!». Абу Суфьян сказал: «Этот день – за день Бадра, и война переменчива! Поистине, вы найдете среди них обезображенные трупы, но я не приказывал делать это, хотя это меня и не огорчило!». Затем он начал декламировать: «Возвышайся, Хубал, возвышайся, Хубал!». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве вы не ответите ему?». Его спросили: «О посланник Аллаха, что же нам сказать?». Он велел: «Говорите: «Аллах более возвышен и преславен!». Тогда Абу Суфьян сказал: «Поистине, у нас есть аль-Узза, а у вас его нет!». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве вы не ответите ему?». Его спросили: «О посланник Аллаха, что же нам сказать?». Он велел: «Говорите: «Наш Покровитель – Аллах, а у вас нет покровителя!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Абу Давуд.

[10] Ас-Саади писал: «Сатана приукрасил скверные деяния в сердцах многобожников и сказал: «Сегодня никто из людей не сможет одержать над вами верх. Вы многочисленны и хорошо подготовлены к сражению. Мухаммад и его сподвижники не смогут оказать вам сопротивления. Я буду рядом с вами и позабочусь о том, чтобы против вас не сражался никто из тех, кого вы опасаетесь».
Иблис явился к курейшитам в облике Сураки б. Малика б. Джушума. Он был выходцем из рода Мудладж, который издавна враждовал с курейшитами. Они опасались, что род Мудладж станет воевать против них, и тогда сатана сказал им: «Я буду рядом с вами. Будьте спокойны и уверены в своей победе». Когда же мусульмане и неверующие завидели друг друга, сатана увидел, как Джибриль выстраивает ангелов. Он сильно перепугался, повернул вспять и сказал обманутым курейшитам: «Я не имею никакого отношения к вам. Я вижу ангелов, которым нельзя оказать сопротивления. Я боюсь того, что Аллах подвергнет меня скорому наказанию в мирской жизни, ведь Аллах суров в наказании».
Возможно, сатана обольщал курейшитов и внушал им дурные мысли о том, что никто не сможет одолеть их и что по соседству у них есть союзники, до тех пор, пока они не дошли до поля битвы. А затем он повернул вспять и отрекся от них. По этому поводу Всевышний сказал: «Они подобны дьяволу, который говорит человеку: «Не веруй!». Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров». Концом тех и других станет попадание в Огонь, в котором они пребудут вечно. Таково воздаяние беззаконникам!» (59:16–17)».

[11] Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения на весы того, кто держал лошадей на пути Аллаха, веруя в Аллаха и Его обещание, будет положено все, что они съели и выпили, а также их навоз и моча». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, ан-Насаи и другие.

[12] Передают, что Сахль ибн Абу Хаема рассказывал со слов одного из старейшин своего рода о том, что Абдуллах б. Сахль и Мухейиса б.
Масуд из-за возникших трудностей отправились в Хейбар. Спустя некоторое время Мухейиса б. Масуд вернулся и сообщил, что Абдуллах б. Сахль убили и бросили в колодец. Придя к иудеям он сказал: «Клянусь Аллахом, вы убили его!». Они ответили: «Клянемся Аллахом, мы не убивали его!». Тогда Мухейиса б. Масуд, его брат Хувейиса и Абд ар-Рахман б. Сахль отправились к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мухейиса хотел начать первым, но посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть первым говорит старший!». Он имел в виду старшего по возрасту. Тогда первым рассказал о случившемся Хувейиса, а затем выступил Мухейиса. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Им придется либо выплатить выкуп за убитого, либо мы объявим им войну». Затем он отправил к ним послание, в ответ на которое они написали: «Клянемся Аллахом, мы не убивали его!». Тогда он обратился к Хувейисе, Мухейисе и Абд ар-Рахману б. Сахлю и сказал: «Готовы ли вы поклясться и объявить о своих притязаниях на выкуп?» Они сказали: «Нет». Он сказал: «Тогда пусть иудеи принесут клятву для вас». Они сказали: «Но ведь они – не мусульмане». Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сам выплатил им выкуп за убитого в размере ста верблюдов. Сахль б. Абу Хаема сказал: «Одна из этих верблюдиц, которая была рыжей, лягнула меня ногой». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, и его текст приведен согласно версии Муслима.
2) Ас-Саади писал: «Если неверующие, которые сражались против тебя, захотят подписать мирный договор и прекратить боевые действия, то соглашайся на подписание мирного договора и уповай на Аллаха. Воистину, подписание мира может принести огромную пользу.
Во-первых, от мусульман требуется всегда стремиться к миру и благополучию, и если неверующие первыми выказывают желание заключить мир, то мусульманам следует поддержать эту инициативу.
Во-вторых, прекращение боевых действий позволит мусульманам собраться с силами и подготовиться к очередной войне, если это будет необходимо.
В-третьих, после подписания мирного договора, враждующие стороны перестанут угрожать друг другу и смогут лучше ознакомиться с воззрениями, которые исповедует противная сторона. Ислам всегда одерживает верх над другими вероисповеданиями, и ни одна религия не способна одолеть его. Поэтому каждый благоразумный и здравомыслящий человек, который беспристрастно изучит мусульманскую веру, непременно отдаст ей предпочтение перед другими религиями, ведь мусульманская вера отличается прекрасными повелениями и мудрыми запретами, учит справедливости и доброму отношению к творениям. В исламе нет места несправедливости и притеснению, и поэтому подписание мирного договора способствует увеличению числа желающих обратиться в ислам и исповедовать эту религию. А это значит, что мирное сосуществование помогает мусульманам одержать верх над неверующими. И только одно обстоятельство может вызывать опасения мусульман – неверующие могут заключить мирный договор для того, чтобы перехитрить мусульман и дождаться подходящего момента для нанесения очередного удара по ним. Поэтому далее Аллах сообщил правоверным, что им достаточно Божьей поддержки и что ухищрения неверующих непременно обратятся против них самих».

[13] Передают, что Анас рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, направился ко рву холодным утром и увидел, что мухаджиры и ансары сами копают землю, поскольку у них не было рабов, которые сделали бы это за них. Заметив, что они страдают от усталости и голода, он сказал: «О Боже, поистине, настоящая жизнь – это Последняя жизнь, прости же ансаров и мухаджиров!». Тогда они ответили ему: «Мы – те, кто поклялся Мухаммаду, что будем вести джихад, пока живы». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и другие.

[14] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни…» (8:65), мусульманам было запрещено убегать от противника, превосходящего их в десять раз, и это показалось им слишком обременительным. Тогда было ниспослано облегчение: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни…» (8:66)». Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, Ибн Джарир и другие.

[15] Передают, что Ибн Умар рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, посоветовался с Абу Бакром о том, как поступить с пленными, захваченными в битве при Бадре, тот сказал: «Это – твои соплеменники и сородичи, отпусти же их». Когда же он посоветовался с Умаром, тот сказал: «Казни их». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, решил взять за них выкуп, и тогда Великий и Могучий Аллах сказал: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле» до слов «Вкушайте то, что вы захватили дозволенным и честным путем…» (8:67–69). И когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретил У мара, то сказал: «Мы не послушались тебя, и нас чуть было не постигло несчастье». Этот хадис передал аль-Хаким, назвав цепочку его рассказчиков достоверной. Аз-Захаби согласился с ним и добавил, что она достоверна согласно требованиям Муслима.

[16] Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «В день битвы при Бадре люди поспешили захватить трофеи, и тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, военные трофеи не были дозволены никому до вас». Когда какой-нибудь из пророков захватывал трофеи вместе со своими сподвижниками, они собирали их, после чего нисходил огонь, который пожирал их. Поэтому Аллах ниспослал слова: «Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли» (8:68) до конца следующего аята. Этот хадис передал ат-Тайалиси. Его также передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.
Одно из отличий мусульманского шариата от законодательств предыдущих Божьих посланников заключается в том, что мусульманам позволяется брать себе военную добычу. Передают, что Джабир б. Абдуллах рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне даровано пять вещей, которых не был удостоен никто прежде. Я одерживаю победу благодаря страху, который вселяется в сердца моих врагов на расстоянии месяца пути. Вся земля сделана для меня местом поклонения, и вся она сделана для меня чистой, пригодной для очищения, поэтому мои последователи могут молиться везде, где их застанет время молитвы. Мне дозволена военная добыча, что не было дозволено никому из пророков до меня. Мне даровано право заступничества, и, кроме того, прежде каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всему человечеству». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи.

[17] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объявлял сподвижников братьями, они начинали наследовать друг другу, и тогда был ниспослан аят: «Однако родственники ближе друг к другу» (8:75). После этого они перестали поступать так и стали передавать наследство кровным родственникам». Этот хадис передал ат-Тайалиси. Его же передали ат-Табарани, Ибн Абу Хатим и другие, а аль-Хейсами назвал его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».