Сопоставление текстов

  

Сура 14: Авраам - Аят: 37

Коран (ар) - 14:37  رَّبَّنَا إِنِّي أَسْكَنتُ مِن ذُرِّيَّتِي بِوَادٍ غَيْرِ ذِي زَرْعٍ عِندَ بَيْتِكَ الْمُحَرَّمِ رَبَّنَا لِيُقِيمُوا الصَّلَاةَ فَاجْعَلْ أَفْئِدَةً مِّنَ النَّاسِ تَهْوِي إِلَيْهِمْ وَارْزُقْهُم مِّنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَشْكُرُونَ
Кулиев (рус) - 14:37  Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, - быть может, они будут благодарны. [1]
Абу Адель (рус) - 14:37  Господь наш! Поистине, я поселил (часть) из моего потомства в долине, где нет (ни одного) поля (с посаженными растениями) (и где нет воды), у Дома Твоего Запретного. Господь наш! (Я сделал это по твоему повелению), чтобы они совершали молитву. И сделай сердца (некоторых) из людей [верующих] благосклонными к ним и надели их (в этом месте) плодами, чтобы они благодарили (Тебя)!
Османов (рус) - 14:37  Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами, - быть может, они возблагодарят [Тебя].
Порохова (рус) - 14:37  О наш Господь!
Я поселил из отпрысков моих [2]
В долине, не возделанной для злаков [3],
У Твоего Святого Дома [4],
Чтобы они, о наш Господь!
Творили регулярную молитву.
Ты к ним сердца людей расположи и надели плодами [5],
Чтобы они могли быть благодарны.
Крачковский (рус) - 14:37  Господи, я поселил из моего потомства в долине, не имеющей злаков, у Твоего дома священного. Господи наш! Пусть они выстаивают молитву, и сделай сердца людей склоняющимися к ним и отдели их плодами, – может быть, они будут благодарны!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 14:37  «Эй, Раббимиз! Эй, саибимиз! Намазны дос-догъру къылувлары ичюн мен неслимден бир къысмыны сенинъ Бейт-и Харамынънынъ (Кябенинъ) янында зираат япылмагъан бир вадиге ерлештирдим. Артыкъ сен де инсанлардан бир къысмынынъ гонъюллерини оларгъа мейль этиджи яп ве мейвалардан буларгъа рызыкъ бер. Умют этилир ки, бу ниметлерге шукюр этерлер».

(Ривает этилгенине коре, Аз.Ибрахимнинъ къадыны Саренинъ Хаджер исимли бир хызметкяры бар эди. Оны къоджасы Аз.Ибрахимге берди ве Ибрахим (а.с.)нинъ ондан Исмаил адлы бир огълу дюньягъа кельди. Аз.Ибрахим оларны Меккеге алып барды. Кяби якъынларында бир ерге ерлештирди. Мекке сувсыз, сазлыкъ ве къаялы бир ер эди. Аллаh Тааля Аз.Ибрахимнинъ дуасыны къабул этти. О ерде земзем дие анъылгъан сув фышкъырды).

Якубович (укр) - 14:37  Господи наш! Я поселив частину нащадків своїх у долині, де немає посівів, біля Твого Забороненого Дому. Господи наш! Нехай вони звершують молитву. Сповни людські серця любов’ю до них і наділи їх плодами — можливо, вони будуть вдячні!
Ас-Саади (рус) - 14:37  Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны.

Ибрахим привел Хаджар вместе с Исмаилом, который тогда был грудным ребенком, из Шама в Мекку и оставил их посреди пустыни. В те далекие времена город еще не был основан, и вокруг них не было ни души. Ибрахим расстался с ними, а затем обратился к Аллаху со словами, преисполненными упования и смирения. Он сказал, что оставил часть своего потомства в пустыне, где нет ни воды, ни растительности. Дело в том, что одному из сыновей Ибрахима Исхаку было суждено жить вместе со своими потомками в Шаме, тогда как Исмаилу вместе с его потомками было суждено поселиться в Мекке. Затем он попросил Аллаха сделать его потомков приверженцами единобожия, которые будут совершать намаз. Он прекрасно знал, что намаз является одним из самых важных и самых предпочтительных обрядов поклонения, и если человек исправно совершает намаз, то значит, он исправно исповедует религию Аллаха. А затем он пожелал, чтобы люди возлюбили его потомков и возлюбили место, в котором им предстояло поселиться. Аллах внял его мольбе и сделал одним из его потомков Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Он призвал его потомков обратиться в мусульманскую веру и стать верными последователями своего прародителя Ибрахима. Они прислушались к его призыву и стали одними из тех, кто исправно совершает намаз. А затем Аллах предписал им совершить паломничество в заповедную землю, на которой некогда поселились потомки Ибрахима. Аллах наделил это паломничество некой удивительной тайной, благодаря чему правоверные не могут насытиться поклонением на этой земле. Более того, чем больше они посещают эти края, тем больше они испытывают к ним любовь и влечение. И эта тайна связана с самим Всевышним Аллахом. Ибрахим также попросил Аллаха наделить обитателей священного города плодами, и Аллах удовлетворил его просьбу. Благодаря этому торговцы привозят в Мекку всевозможные плоды и товары. Город изобилует продуктами в любое время года, и товары поступают в него со всех концов света.

Аль-Мунтахаб (рус) - 14:37  Господь Наш! Я поселил некоторых из моего потомства в мекканской неплодородной долине, где не растут злаки, у Твоего Дома Священного, который Ты сберёг, запретил людям посягать на него, попирать его и сделал окружающую его местность безопасной. Господи! Окажи им милость, чтобы они выстаивали молитву у этого Дома, и склони добрые сердца других людей к ним, чтобы они посещали Твой Дом, и надели их плодами, посылая их с паломниками, чтобы они благодарили Тебя за Твою милость, совершая молитву и обращаясь к Тебе.


[1] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, а сделала она это для того, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привез ее к Каабе вместе с ее сыном Исмаилом, которого она еще кормила грудью. Он оставил их у большого дерева на возвышенности в верхней части мечети, где впоследствии забил Замзам. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. Он покинул их, оставив мешок фиников и мех с водой, а мать Исмаила последовала за ним, говоря: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет ни людей, ни чего-либо вообще?!». Она повторяла эти слова, но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?». Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» – после чего вернулась, а Ибрахим пошел дальше; достигнув горного перевала, где они не могли увидеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и воззвал к Аллаху со словами: «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14:37). Что же касается матери Исмаила, то она накормила его грудью и выпила всю воду, а когда мех опустел, она и ее сын начали испытывать жажду. Она смотрела, как он извивается (или корчится), а потом не выдержала этого и отошла от него. Самой близкой к ней горой была ас-Сафа, и она забралась на нее, повернулась к долине и стала смотреть по сторонам, надеясь увидеть кого-нибудь, но никого не увидела Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла полы своей одежды и бросилась бежать, как только может бежать изнуренный человек. Когда она пересекла долину и достигла аль-Марвы, то поднялась на нее й стала смотреть по сторонам, надеясь увидеть кого-нибудь, но опять никого так и не увидела. Она проделал это семь раз». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот почему люди бегают между ними». Затем он продолжил: «Достигнув аль-Марвы, она услышала какой-то звук, сказала себе: «Тише!». Она стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать себя, а можешь ли ты помочь?». И тут на месте источника Замзам она увидела ангела, который рыл землю пяткой (или крылом), пока оттуда не забила вода Она принялась огораживать источник и наполнять свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она не тронула Замзам (или не набрала воду), он превратился бы в ручей!». Затем он продолжил: «Она напилась и накормила своего сына, а потом ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь находится Дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не погубит его семью!». Кааба в те времена представляла собой возвышенность наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от нее. Так продолжалось, пока мимо них не проехали люди из племени (или рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када Остановившись в нижней части Мекки, они увидели парившую в небе птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но ведь нам известно, что в этой долине воды нет!». Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего они сами направились туда. В это время мать Исмаила сидела у воды, и они спросили ее: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?». Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они согласились на это». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это». Затем он продолжил: «Тогда они остановились там и послали за своими семьями, которые остались вместе с ними, а некоторые из них обосновались там. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его, когда же он достиг зрелого возраста, они женили его на одной из своих соплеменниц. После смерти матери Исмаила и его свадьбы туда приехал Ибрахим, чтобы повидаться с теми, кого он оставил там, однако он не застал Исмаила дома. Тогда он стал расспрашивать о нем его жену, и она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас что-нибудь». Потом он спросил ее о том, как они живут и каково их положение, и она ответила: «Плохо, ибо мы испытываем нужду и бедствуем!». Она стала жаловаться ему, и он сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его миром и передай ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаил, будто что-то почувствовав, спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил такой-то старец, который расспрашивал нас о тебе, и я рассказала ему о тебе, а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что мы испытываем нужду и бедствуем». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он велел мне поприветствовать тебя миром и передать тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». Исмаил сказал: «Это был мой отец, и он велел мне расстаться с тобой. Возвращайся же к своей семье!». Потом он развелся с ней и женился на другой женщине. Ибрахим провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришел к ним, но опять не застал Исмаила. Тогда он зашел к его жене и стал расспрашивать о нем, а она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас что-нибудь». Он спросил: «Как ваши дела?» – и принялся расспрашивать ее о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас все хорошо и всего вдоволь», после чего она возблагодарила Аллаха. Ибрахим спросил: «Что вы едите?». Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьете?» Она ответила: «Воду», и тогда он сказал: «О Боже, благослови их мясо и воду!». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на зерно». Ибн Аббас сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только мясом и водой за пределами Мекки, это обязательно повредит ему». Затем он продолжил: «Ибрахим сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его миром и передай ему, чтобы он укрепил порог своей двери». Вернувшись, Исмаил спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец». Она отозвалась о нем с похвалой и сказала: «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему о тебе, а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что у нас все хорошо». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он приветствует тебя миром и велит тебе, чтобы ты укрепил порог своей двери». Исмаил сказал: «Это был мой отец, а порог – это ты, и он велел мне не расставаться с тобой». После этого Ибрахим провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а потом пришел к ним и увидел, что Исмаил точит свои стрелы под большим деревом радом с Замзамом. Увидев его, он поднялся со своего места и направился к нему, и они поприветствовали друг друга, как подобает отцу приветствовать сына, а сыну – отца. Потом Ибрахим сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление». Исмаил сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?». Исмаил сказал: «Я помогу тебе». Тогда он сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом». Он указал на холм, возвышавшийся над всем вокруг. После этого они подняли основание Каабы. Исмаил носил камни, а Ибрахим строил ее; когда же были возведены стены, Исмаил принес и поставил этот камень, а Ибрахим встал на него и продолжил строительство. Исмаил же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий» (2:127)». Этот хадис передал аль-Бухари.

[2] Исмаила (сына) с матерью.

[3] Долина Мекки пустынна и скалиста.

[4] См. прим. [2:125::1].

[5] Ср. С. 2, ст. 155.