Сопоставление текстов

  

Сура 2: Корова - Аят: 115

Коран (ар) - 2:115  وَلِلَّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّوا فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
Кулиев (рус) - 2:115  Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах - Объемлющий, Знающий. [1]
Абу Адель (рус) - 2:115  И (только) Аллаху принадлежит и восток, и запад (и всё то, что между ними) [Аллах является Владыкой и Правителем всего]; и куда бы вы ни обратились [повернулись], там [в том направлении] (в действительности) лик Аллаха. Поистине, Аллах объемлющий (Своим знанием, могуществом, зрением,…) (и) знающий (всё)!
Османов (рус) - 2:115  И восток, и запад принадлежат Аллаху. И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху. Воистину, Аллах - всеобъемлющий, знающий [все].
Порохова (рус) - 2:115  Во власти Господа восток и запад.
Куда б ни повернулись вы, лик Господа везде, -
Аллах ведь всеобъемлющ и всезнающ!
Крачковский (рус) - 2:115  Аллаху принадлежит и восток и запад; и куда бы вы ни обратились, там лик Аллаха. Поистине, Аллах объемлющ, ведущий!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 2:115  Шаркъ да Аллаhнынъдыр, гъарп да. Не ерге дёнсенъиз, Аллаhнынъ юзи (заты) о ердедир. Шубесиз, Аллаh(нынъ рахмети ве нимети кеништир), О эр шейни билиджидир.

(Аллаh эр ерде азыр ве назир олмакънен бирликте, намазда къыблагъа дёнмек, ибадетлерде низам ве интизамны теминлемек гъаесине аиттир).

Якубович (укр) - 2:115  Аллагу належить схід та захід. Тож куди б ви не повернулися — всюди лик Аллага. Воістину, Аллаг — Всеосяжний, Всезнаючий!
Ас-Саади (рус) - 2:115  Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха. Воистину, Аллах – Объемлющий, Знающий.

Из всех сторон света Аллах особо выделил восток и запад, потому что в них сосредоточены великие знамения. Там восходят и закатываются небесные светила, и если Аллах обладает властью над востоком и западом, то остальные стороны света тем более подвластны Ему. О люди! Куда бы вы ни повернулись, выполняя повеление Аллаха или вынужденно, там будет лик Аллаха. Вам велено во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы, хотя прежде вы поворачивались лицом в сторону Иерусалима. А во время путешествий вам разрешается совершать намаз, сидя на верблюдице или в другом средстве передвижения, и поворачиваться лицом в направлении вашего движения. А если вы не можете определить, в какой стороне находится Кааба, вам разрешается совершить намаз в любом направлении по вашему усмотрению. И ваша молитва будет принята, даже если впоследствии выяснится, что вы допустили ошибку. А если вас будут мучить боли в пояснице, если вы заболеете, то для вас сделаны прочие уступки. В любом случае, куда бы вы ни повернулись, вы не найдете стороны, которая не подвластна вашему Господу. Этот аят подтверждает существование Лика Всевышнего Аллаха, который достоин Его величия и совершенства и не похож на лица творений. Аллах обладает величайшей милостью и самыми совершенными качествами, Ему известны любые тайны и помыслы творений. Благодаря Своим всеобъемлющим качествам и Своему безграничному знанию Аллах позволяет Своим рабам совершать разные поступки и принимает их праведные деяния. Хвала же за это надлежит Ему одному!

Аль-Мунтахаб (рус) - 2:115  Если многобожники запрещали мусульманам возносить молитвы Господу в мечети Неприкосновенной, то это запрещение не препятствовало мусульманам молиться и поклоняться Аллаху. И восток, и запад, и вся земля - всё принадлежит Аллаху. Где бы мусульмане ни совершали молитву, везде лик Аллаха, который принимает молитву мусульман. Аллах Всеобъемлющ, Вездесущ и Всеведущ!


[1] Этот аят является одним из доказательств присутствия Аллаха рядом с творениями.
Ибн аль-Усеймин писал: «Присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, властью, господством и другими божественными качествами. При этом общее присутствие Аллаха рядом с творениями не ограничивается конкретным лицом или группой лиц, потому что Всевышний сказал: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами» (57:4). Он также сказал: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были» (58:7). Если же речь идет о присутствии Аллаха рядом с конкретным лицом или группой лиц, то имеются в виду божественная помощь, поддержка и наставление на прямой путь».
Ибн Теймийя писал: «Откровения о том, что Аллах присутствует рядом с нами, не означают, что Он находится среди творений. Арабский язык отнюдь не обязывает нас делать именно такой вывод. Возьмем, например, луну, которая является одним из знамений Всевышнего Аллаха. Это сравнительно небольшое творение находится на небесах, но мы говорим, что луна находится рядом с путешественниками или рядом с людьми вообще, где бы они ни находились».
Для правильного понимания этого аята очень важно установить обстоятельства его ниспослания. Передают, что Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по дороге из Мекки в Медину совершал намаз верхом на своей верблюдице, и его лицо было обращено в направлении движения животного. И поэтому поводу был ниспослан аят: «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха» (2:115). Этот хадис передали Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад и другие. Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.
Ср. комм. [7:54::1].