Сопоставление текстов

  

Сура 2: Корова - Аят: 158

Коран (ар) - 2:158  إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَائِرِ اللَّهِ فَمَنْ حَجَّ الْبَيْتَ أَوِ اعْتَمَرَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ أَن يَطَّوَّفَ بِهِمَا وَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَإِنَّ اللَّهَ شَاكِرٌ عَلِيمٌ
Кулиев (рус) - 2:158  Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах - Признательный, Знающий. [1]
Абу Адель (рус) - 2:158  Поистине, (два холма) ас-Сафа и ал-Марва – из (числа) знаков, (которые установил) Аллах. {Поклонение Аллаху в виде обхода этих двух холмов является знаком Аллаха, а не сами эти холмы.}; и (поэтому) тот, кто совершает (большое) паломничество [хадж] к Дому [к Каабе] или совершает (малое) паломничество [‘умра], – то нет греха на нём, что он обойдет кругом их обоих [эти два холма], и кто добровольно изберет благо [увеличит повиновение Аллаху] ... (то пусть знает, что) поистине, Аллах благодарный [воздающий за благо многократно], знающий (все деяния Своих рабов)!
Османов (рус) - 2:158  Воистину, [холмы] ас-Сафа и ал-Марва - приметы [поклонения] Аллаху. Тому, кто совершает хаддж к Каабе или 'умру, дозволено обойти вокруг обоих холмов. И кто бы добровольно ни совершил добро, [пусть знает], что Аллах - воздающий по заслугам и знающий.
Порохова (рус) - 2:158  Поистине, Сафа и Маруа [2] -
(Одни) из Божьих знаков,
А потому греха в том нет,
Коль те, кто совершает к Дому Хадж [3]
Иль совершает праздничный молебен - (гумря),
Вокруг холмов сих сделают обход;
И если кто к свершению добра испытывает тягу, -
Поистине, Господь признателен и знающ!
Крачковский (рус) - 2:158  Ас-Сафа и ал-Марва – из примет Аллаха; и кто паломничает к дому или совершает посещения, – нет греха на нем, что он обойдет кругом обоих, и кто добровольно изберет благо… ведь Аллах благодарен, знающ!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 2:158  Шубе ёкъ ки, Сафа иле Мерве Аллаhнынъ къойгъан нишанларындандыр. Эр ким Бейтуллахны зиярет этсе я да умре япса, оларны таваф этювде озюне бир гунах ёкътыр. Эр ким гонъюлли оларакъ, бир эйилик япса, шубесиз Аллаh къабул этер ве (япылгъанны) хакъкъы иле билир.

(Сафа иле Мерве Кябенинъ шаркъ тарафында эки тёпенинъ адыдыр. Хаджер валидемиз Аз. Исмаил ичюн сув къыдыргъанда, бу эки тёпе арасында еди кере чапкъан. Бугунь хадж ве умре ичюн Бейтуллахны зиярет ве таваф эткенлер айны вакъытта Сафа иле Мерве арасында са'й этерлер. Аетте эки тёпе арасында са'й этмекте (келип-кетмекте) гунах ёкътыр, денильген. Чюнки, джахилие девиринде эр эки тёпеде де бирер пут бар эди. Эр не къадар Ислям бу путларны ортадан къалдыргъан олса да, базы кимселернинъ ичинде бир шубе къалды. Иште, юкъарыдаки аетнен бу шубе тамамен кеткизильди).

Якубович (укр) - 2:158  Воістину, пагорби ас-Сафа та аль-Марва — знаки Аллага. Хто звершує хаджж або умру в дім Аллага, то не буде йому гріха, якщо він буде ходити між ними. І хто зі своєї волі чинить добро, то, воістину, Аллаг — Вдячний, Всезнаючий! [4]
Ас-Саади (рус) - 2:158  Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий.

Всевышний поведал о том, что известные холмы ас-Сафа и аль-Марва являются обрядовыми знамениями Аллаха, у которых рабы поклоняются своему Господу. Поэтому Всевышний Аллах повелел почитать и возвеличивать их, ведь почтительное отношение к обрядовым знамениям Аллаха свидетельствует о богобоязненности человека. Быть богобоязненными обязаны все люди и джинны, а это значит, что пробежка между этими двумя холмами является обязательной частью хаджа и малого паломничества. Этого мнения придерживается большинство богословов. В пользу его также свидетельствуют достоверные хадисы и выполнение этого обряда самим Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Учитесь у меня своим обрядам». Затем Всевышний Аллах опроверг ошибочное суждение некоторых мусульман, которые опасались совершать пробежку между этими двумя холмами, потому что возле них язычники поклонялись своим идолам во времена невежества. Аллах сообщил, что совершающий пробежку между холмами не совершает греха, только для того, чтобы опровергнуть то ошибочное предположение, а не для того, чтобы подчеркнуть необязательность этого предписания. Из данного откровения, смысл которого конкретен, следует, что человек не совершает греха, если обходит между ас-Сафой и аль-Марвой во время хаджа или малого паломничества, однако обходить между этими холмами в другое время не следует. В этом заключается отличие между пробежкой между холмами и обходом вокруг Каабы, который можно совершать не только во время хаджа и малого паломничество, но и в остальное время в качестве самостоятельного обряда поклонения. Что же касается пробежки между холмами, стояния в долине Арафат, ночевки в Муздалифе и бросания камешек, то эти обряды поклонения являются составной частью паломничества, и совершение этих обрядов при других обстоятельствах является ересью. Ересь бывает двух видов: когда человек выполняет обряд поклонения, который вообще отсутствует в мусульманском шариате, и когда человек выполняет обряд поклонения, узаконенный шариатом в определенной форме, в совершенно другой форме. В данном случае речь идет о последнем виде еретических новшеств. Затем Всевышний Аллах сообщил, что если человек искренне ради своего Господа совершает хадж или малое паломничество, обходит вокруг Каабы или совершает намаз, соблюдает пост или совершает прочие добрые поступки, то это непременно пойдет ему на пользу. Из этого следует, что если человек начинает лучше повиноваться Аллаху, то он становится более совершенным и благочестивым и восходит на более высокую ступень перед Ним. А объясняется это тем, что вера его усиливается. Всевышний отметил, что добровольные поступки должны быть добрыми. Если же человек совершает еретические новшества, которые не приказывали совершать Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, то он доставляет себе хлопоты, которые не принесут ему никакой пользы. Более того, они могут принести ему вред, если он совершает их, заведомо зная, что это противоречит мусульманскому шариату. Затем Всевышний Аллах упомянул о Своих прекрасных именах Признательный и Знающий. У Аллаха также есть прекрасное имя Благодарный. Эти имена означают, что Аллах принимает от Своих рабов даже самые незначительные благодеяния и одаряет их великой наградой. Он помогает Своим рабам, если они пытаются выполнять Его повеления и хотят покориться Его воле. Он восхваляет их за покорность, расширяет их сердца, заполняет их души светом и верой, одаряет их тела силой и активностью, благословляет и приумножает их прекрасные качества и делает их поступки более праведными, а затем представляет их поступки к награде в Последней жизни, которую они получат сполна возле своего Господа. Он не станет умалять их значимости за то, что помог верующим совершить эти благодеяния. Благодарность Аллаха Своим рабам также проявляется в том, что если человек отказывается от чего-либо ради Аллаха, то взамен он получает гораздо большее. Если он приближается к Аллаху на одну пядь, то Он приближается к нему на локоть. Если он приближается к Аллаху на один локоть, то Он приближается к нему на сажень. Если он идет навстречу Аллаху шагом, то Он устремляется к нему бегом. Если же он трудится ради Аллаха, то получает вознаграждение в многократном размере. Будучи Благодарным и Всезнающим Господом, Аллах знает, чьи намерения, вера и богобоязненность заслуживают самого совершенного вознаграждения, и выделяет их среди остальных рабов. Он прекрасно осведомлен о деяниях рабов и не дает им пропасть. Напротив, каждый из них найдет свои деяния собранными на основании намерений, которые были известны Мудрому и Ведающему Творцу.

Аль-Мунтахаб (рус) - 2:158  Так же, как Аллах возвеличил Каабу, сделав её Киблой, в сторону которой мусульманам нужно обращаться во время молитвы, Он возвеличил "ас - Сафа" и "аль - Марва" - два холма, сделав их заповедными местами Божьими для совершения одного из обрядов хаджжа. И нет греха в том, что тот, кто совершает паломничество к Дому или посещает его, после обхода вокруг Каабы, будет ходить между этими двумя холмами. Среди вас были люди, которым не хотелось это делать, потому что так делали в пору язычества. Но, поистине, это - один из ритуалов ислама. Верующий должен стремиться к благодеяниям. Аллах знает все деяния верующих и наградит их за это.


[1] Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершение каждого следующего малого паломничества служит искуплением того, что было совершено между ними, а за безупречный хадж не будет иного воздаяния, кроме Рая». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.
2) Передают, что Урва рассказывал, что однажды он сказал Аише: «Посмотри на слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (2:158). Клянусь Аллахом, это значит, что если кто-либо не совершит обход между ас-Сафой и аль-Марвой, то он тоже не совершит греха». Она сказала: «Скверно то, что ты сказал, племянник! Если бы этот аят означал то, что ты понял из него, то не было бы греха на том, кто не прошел между ними, однако он был ниспослан об ансарах. До обращения в ислам они начинали паломничество у идола Манат, находящегося в местечке аль-Мушаллал, и опасались совершать обход между ас-Сафой и аль-Марвой. После обращения в ислам они спросили об этом посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «О посланник Аллаха, раньше мы опасались совершать обход между ас-Сафой и аль-Марвой». И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха» (2:158). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пробегал между ними, и никто не имеет права отказываться от этого». Затем она рассказала об этом Абу Бакру б. Абд ар-Рахману, и тот сказал: «Я никогда не слышал об этом раньше. Я слышал от знающих людей, что все обходили между ас-Сафой и аль-Марвой. Очевидно, кроме тех, о ком упомянула Аиша, кто начинал паломничество у идола Манат. Когда же Всевышний Аллах упомянул в Коране об обходе вокруг Каабы и не упомянул о пробежке между ас-Сафой и аль-Марвой, люди спросили: «О посланник Аллаха, раньше мы обходили между ас-Сафой и аль-Марвой. Аллах же ниспослал предписание относительно обхода вокруг Каабы, но ничего не сказал об ас-Сафе и аль-Марве. Будет ли на нас грех, если мы пройдем между ас-Сафой и аль-Марвой?». И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха» (2:158). Абу Бакр же сказал: «Я слышал, что этот аят был ниспослан о двух группах лиц. Одни из них считали грехом обход между ас-Сафой и аль-Марвой во времена невежества, а другие считали это грехом уже в исламе, потому что Всевышний Аллах к тому времени уже приказал совершать обход вокруг Каабы, но еще не упомянул об ас-Сафе. После этого Аллах велел проходить и между ас-Сафой и аль-Марвой». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад, Малик.

[2] Два небольших холма в Мекке, около источника Зам-Зам, который, по преданию, пробился в ответ на молитвы Хаджар, матери Исмаила, совершавшей в молитве обход вокруг этих холмов.

[3] Паломничество к Ка'абе.

[4] Хаджж — паломництво до Мекки. Умра — мале паломництво, яке включає у себе лише частину обрядів хаджжу. Ас-Сафа та аль-Марва — пагорби у Мецці, між якими прочани здійснюють т.зв. «сай» — «біг».