Сопоставление текстов
Коран (ар) - 2:195 | وَأَنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ |
Кулиев (рус) - 2:195 | Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро. [1] |
Абу Адель (рус) - 2:195 | И расходуйте (ваши имущества) на пути Аллаха, но не бросайтесь со своими руками к гибели [не оставляйте усердие на пути Аллаха, и также не убивайте самих себя] и проявляйте искренность (к Аллаху и к Его творениям), – (ведь) поистине, Аллах любит искренних! |
Османов (рус) - 2:195 | Делайте пожертвования во имя Аллаха и не ввергайте себя собственными руками в гибель. Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих. |
Порохова (рус) - 2:195 | И на Господнем промысле Из своего добра расход несите. (Следите), чтоб деянья ваших рук К погибели вас не влекли. Добро творите, - ведь Аллах Благотворит к тому, кто делает добро. |
Крачковский (рус) - 2:195 | И расходуйте на пути Аллаха, но не бросайтесь со своими руками к гибели и благодетельствуйте, – поистине, Аллах любит добродеющих! |
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 2:195 | Аллаh ёлунда арджланъ. Озь эллеринъизнен озюнъизни телюкеге сокъманъ. Эр тюрлю арекетинъизде дюрюст давранынъ, чюнки, Аллаh дюрюстлерни север. (Аеттеки ихсан – бир ишни там ве эксиксиз япмакъ, ишнинъ акъкъыны бермек ве дюрюст олмакъ демектир. |
Якубович (укр) - 2:195 | Жертвуйте на шляху Аллага та не йдіть через руки свої до загибелі! І творіть добро; воістину, Аллаг любить тих, хто творить добро! |
Ас-Саади (рус) - 2:195 | Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро. Всевышний повелел Своим рабам расходовать их имущество на благие и богоугодные цели. Это могут быть пожертвования в пользу бедных или родственников, а также материальная поддержка тех, кого мусульмане обязаны поддерживать. А самым важным пожертвованием является расходование средств на священную войну, поскольку поступающий так сражается на пути Аллаха посредством своего имущества. Это предписание является обязательным наряду с повелением участвовать в священной войне, и оно приносит огромную пользу, потому что пожертвования на священную войну способствуют усилению мусульман, ослаблению многобожия и многобожников, приближают торжество религии Аллаха и делают ислам еще более могущественным. Достаточно сказать, что джихад на пути Аллаха просто невозможен без пожертвований мусульман. Пожертвования – душа джихада, поскольку джихад невозможен, если мусульмане не жертвуют своим имуществом на пути Всевышнего. Отказываясь от таких пожертвований, они губят джихад и позволяют врагам бесчинствовать и господствовать над ними. Одним словом, отказ от пожертвований на священную войну может стать причиной их погибели. Раб обрекает себя на погибель при двух обстоятельствах: когда он отказывается совершать Божьи предписания, невыполнение которых приводит или может привести к потере жизни или гибели души; и когда он совершает поступки, которые могут закончиться потерей жизни или гибелью души. Подобных поступков очень много, и одним из них является отказ от участия в священной войне на пути Аллаха или материальной поддержки боевых действий – отказ, приводящий к торжеству врагов над мусульманами. К таким поступкам также относится создание угрозы для собственной жизни в сражении или в опасном путешествии. То же самое можно сказать о человеке, который поселяется среди диких зверей или змей, забирается на гнилое дерево или шаткое строение либо увлекается иным опасным занятием. Все перечисленные случаи – примеры того, как люди обрекают себя на погибель. В качестве еще одного примера этого можно привести ослушание Аллаха, отчаяние в Его прощении и невыполнение обязательных предписаний религии, которое губит душу и разрушает веру. Поскольку пожертвование на священную войну является одной из разновидностей благодеяний, далее Всевышний Аллах повелел творить добро в целом, ведь Он любит добродетельных. К добрым деяниям относятся любые материальные пожертвования, которые мы уже упомянули ранее. К ним относятся заступничество, ходатайство и другие виды помощи, которую человек оказывает благодаря своему высокому положению. К ним также относятся призыв к одобряемым поступкам, удержание от предосудительных дел и обучение полезному знанию. К ним относятся моральная поддержка людей, помощь в трудную минуту, посещение больных, присутствие на похоронах, исправление ошибочных воззрений, помощь в работе, особенно, если человек не может должным образом справиться с ней, и другие виды праведных дел, совершать которые Аллах велел Своим рабам. К добрым деяниям также относится искреннее поклонение Всевышнему Аллаху, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, описал словами: «Ты должен поклоняться Аллаху так, словно ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то ведь Он видит тебя». Если человек обладает перечисленными качествами, то он становится одним из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще (они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно» (10:26). Аллах присутствует рядом с такими людьми и помогает им во всех начинаниях. |
Аль-Мунтахаб (рус) - 2:195 | Сражение на пути Аллаха требует готовности участвовать в битве и расходовать из своего добра. Расходуйте на пути Аллаха в подготовке к сражению и не отказывайтесь от него, чтобы враг не победил и не покорил вас. Не ищите гибели, напротив, делайте всё, что нужно, с мудростью и благочестием. Аллах любит благотворящих, которые всё делают прекрасно! |
[1] Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый день, когда утром просыпаются рабы, спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Боже, возмести тому, кто расходует свое имущество!». Другой же говорит: «О Боже, приведи к погибели того, кто скупится!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслим.
2) Передают со слов Аслама Абу Имрана ат-Туджейби, что во время сражения за Константинополь римские воины выстроились в огромный ряд и двинулись на мусульман. Мусульмане выдвинули против них столько же воинов или даже больше. Во главе египтян стоял Укба б. Амир, а во главе остального войска – Фудала б. Убейд. Один из мусульман набросился на римских воинов и оказался посреди них. Люди закричали: «Пречист Аллах! Да ведь он подверг себя опасности!». Тогда Абу Айюб аль-Ансари сказал: «О люди! Вот как вы поняли этот аят, а ведь он был ниспослан по поводу нас, ансаров. Когда Аллах прославил свою религию и приумножил число ее сторонников, мы начали втайне от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорить друг другу: «Мы лишились былого богатства, а ведь Аллах уже возвеличил ислам и увеличил число его сторонников. Неплохо было бы заняться нашим имуществом и привести в порядок запущенные дела!» Тогда Всевышний и Всеблагой Аллах возразил нам и ниспослал Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, аят: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель» (2:195). Опасность для нас представляло желание заняться нашим имуществом, приумножить наше богатство и прекратить сражаться. Абу Айюб же продолжал двигаться вперед на пути Аллаха, пока не был похоронен на земле византийцев». Этот хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Хаким и Ибн Хиббан с достоверной цепочкой рассказчиков.
Передают, что Абу Джубейр б. Ад-Даххак сказал: «Ансары делали пожертвования и раздавали столько, сколько было угодно Аллаху, но наступило время, когда они прекратили делать пожертвования, и тогда Аллах ниспослал аят: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель» (2:195). Этот хадис передал ат-Табарани в книге «аль-Муджам аль-Кабир».
Относительно обстоятельств ниспослания этого аята есть и другое сообщение. Передают, что ан-Нуман б. Башир рассказывал: «Совершив грех, люди говорили: «Аллах не простит меня!», и тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2:195) Этот хадис передал ат-Табарани в сборниках «аль-Муджам аль-Кабир» и «аль-Муджам аль-Аусат», и его рассказчики заслуживают доверия.