Сопоставление текстов
Коран (ар) - 2:238 | حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ |
Кулиев (рус) - 2:238 | Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. [1] |
Абу Адель (рус) - 2:238 | (О, верующие) охраняйте (обязательные) молитвы [выполняйте их своевременно и со всеми условиями, столпами и обязательными частями] и молитву среднюю [предвечернюю молитву (‘аср)] и стойте пред Аллахом (в молитвах ваших) благоговейно [всецело подчинившись Аллаху, смиренно и ни с кем не разговаривая]. |
Османов (рус) - 2:238 | Будьте внимательны [к совершению вовремя] обрядовых молитв, и [особенно] средней молитвы. Стойте перед Аллахом смиренно. |
Порохова (рус) - 2:238 | Свои молитвы строго соблюдайте, Особо (чтите) среднюю молитву [2], Благоговейно стойте пред Аллахом (В своем молитвенном призыве). |
Крачковский (рус) - 2:238 | Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом благоговейно. |
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 2:238 | Намазларгъа ве орта намазгъа девам этинъ. Аллаhкъа сайгъы ве багълылылкъ ичинде намаз къылынъ. («Намаз – диннинъ дирегидир», хадисинде бильдирильгенине коре, энъ буюк ибадет Аллаh ризасы ичюн къылынгъан намаздыр. Аеттеки «орта намаз» – экинди намазыдыр. Ресулуллах (с.а.) Хендек дженкинде шойле буюргъан: «Орта намазны яни экинди намазыны бизге терк эттирдилер. Аллаh оларнынъ эвине атеш толдурсын!» Орта намазнынъ анги вакъыт олгъаны хусусунда чешит риваетлер де бар). |
Якубович (укр) - 2:238 | Звершуйте молитви належно і, особливо, середню молитву. Стійте ж перед Аллагом смиренними! |
Ас-Саади (рус) - 2:238 | Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Всевышний повелел исправно совершать все намазы, и особенно послеполуденный намаз (аср). Бережливое отношение к намазам подразумевает совершение их в установленное время, исправное выполнение их условий и столпов, смирение во время молитвы и совершение всех обязательных и желательных действий. Если человек бережливо относится к своим намазам, то он непременно исправно совершает все остальные обряды поклонения и воздерживается от мерзких и предосудительных поступков. В особенности, это относится к тем, кто совершает намаз совершенным образом, стоя перед Аллахом со смирением. Такой человек молится искренне ради Аллаха и унижается перед Ним, потому что слово кунут (зд. ‘смирение’) означает «продолжительное поклонение с чувством смирения перед Аллахом». |
Аль-Мунтахаб (рус) - 2:238 | Строго соблюдайте молитвы и чтите их, а особенно чтите Среднюю молитву "аль-Аср" (Послеполуденную молитву)! Старайтесь быть смиренными в ваших молитвах и стойте перед Аллахом благоговейно. |
[1] Передают, что Зейд б. Сабит рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал полуденный намаз, в самое жаркое время дня, и этот намаз был самым тяжелым для сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Затем был ниспослан аят: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз» (2:238), и он сказал: «Воистину, до него есть два намаза, и после него – два намаза». Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».
2) Передают, что Зейд б. Аркам рассказывал: «Раньше мы разговаривали во время намазов, и молящийся мог попросить своего брата о чем-либо, а затем был ниспослан аят: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238), и нам было приказано молчать». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и ат-Тирмизи.
Ибн Касир писал: «Этот хадис создал трудности для целого ряда богословов, которые были уверены в том, что разговаривать во время намаза было запрещено еще в Мекке, до хиджры в Медину, но после хиджры в Абиссинию. Об этом свидетельствует хадис Ибн Масуда, переданный в «ас-Сахихе»: «До переселения в Абиссинию мы приветствовали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он совершал намаз, и он отвечал нам. По возвращении оттуда я поприветствовал его, но он не ответил мне, и от этого мне стало очень тяжко. Когда же он завершил намаз, то сказал: «Я не ответил тебе только потому, что я молился. Воистину, Аллах ниспосылает новые повеления, какие только пожелает, и одно из них запрещает разговаривать во время намаза». Ибн Масуд был одним из первых мусульман. Он совершил хиджру в Абиссинию, а затем вернулся оттуда в Мекку вместе с несколькими мусульманами. Впоследствии он совершил хиджру в Медину. Что же касается аята «И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238), то между богословами нет разногласий относительно того, что он был ниспослан в Медине. Поэтому некоторые богословы считали, что Зейд б. Аркам, говоря, что молящийся мог попросить своего брата о чем-либо, имел в виду, что такое имело место, и поэтому он, опираясь на свои познания, связал запрет с ниспосланием этого аята. А лучше всего об этом известно Аллаху! Другие же считали, что мусульмане разговаривали во время намаза после хиджры в Медину, поскольку такие разговоры были дважды разрешены и дважды запрещены. Этому мнению отдали предпочтение некоторые из последователей нашей школы и не только, но первое мнение мне представляется наиболее очевидным. А лучше всего об этом известно Аллаху!».
Шейх Мукбил аль-Вадии в дополнение к сказанному писал: «Из этого мне становится ясно, хотя лучше всего об этом известно Аллаху, что в Мекке разговоры во время моления были запрещены пречистой Сунной, что подтверждается хадисом Ибн Масуда. Когда же Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, некоторые из мусульман, до которых не дошло известие об этом запрете, продолжали разговаривать в намазе. Такое произошло, например, с Муавией б. Аль-Хакамом аль-Салми, и тогда по этому поводу был ниспослан аят. А лучше всего об этом известно Аллаху!».
[2] Послеполуденная молитва - это обычно самое занятое и потому самое пренебрегаемое для молитвы время суток. Поэтому этой молитве придается особое значение - обратиться к Богу в разгар мирских интересов. Любопытно сравнить с С. 103.