Сопоставление текстов

  

Сура 3: Семейство Имрана - Аят: 161

Коран (ар) - 3:161  وَمَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَن يَغُلَّ وَمَن يَغْلُلْ يَأْتِ بِمَا غَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ
Кулиев (рус) - 3:161  Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо. [1]
Абу Адель (рус) - 3:161  И не бывало так, чтобы какой-либо пророк, обманывая, присваивал (себе что-либо) [Пророк не присвоит себе трофеи]. А кто (из вас), обманывая, присвоит (себе что-либо) – придёт с тем, что присвоил, в День Воскресения (и будет представлен с позором). Затем всякой душе будет уплачено сполна [будет полностью воздано] за то, что она приобрела [за все благие и плохие деяния], и они не будут обижены [ни насколько не будут убавлены благодеяния, и не будет дано наказание за то плохое, что человек не совершал]!
Османов (рус) - 3:161  Негоже пророку обманывать. Ведь тот, кто обманул, предстанет в День воскресения с тем, чем обманул, и каждому человеку сполна воздается по заслугам, и никто не будет обделен справедливостью.
Порохова (рус) - 3:161  Не смог бы ни один пророк
Нечестным быть (перед доверием Его);
Но тот, кто будет столь порочен,
Придет в День Воскресения
(С тяжелой ношей зла), приобретенного обманом.
И каждая душа получит должное себе
За сотворенное своим стяжаньем,
И никому не нанесут обид несправедливых.
Крачковский (рус) - 3:161  Не годится пророку обманывать. А кто обманет – придет с тем, чем обманул, в день воскресения. Потом всякой душе будет воздано сполна, что она приобрела, и они не будут обижены.
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 3:161  Бир пейгъамберге эманетке хыянет ярашмаз. Ким эманетке (девлет малына) хыянет этсе, къыямет куню хаинлик эткен шейнинъ гунахы бойнуна асылы алда келир. Сонъра эр кеске -асла акъсызлыкъкъа огъратылмадан- къазангъаны тамамынен берилир.

(Бедир дженкинде эльге кечирильген гъаниметлернинъ такъсиматы сырасында гъайып олгъан бир эшья ичюн мунафыкъларнынъ: «Эр алда Муhаммед алгъандыр», деювлери узерине бу аетнинъ назиль олгъаны ривает этиле. Ухуд дженкинде Аз. Пейгъамбернинъ стратегик бир нокътагъа ерлештирген окъчыларынынъ Ислям ордусынынъ гъалебени къазанаджагъы ишарети узерине, Аз. Пейгъамбер тарафындан: «Эр кеснинъ алгъан гъанимети озюнинъки оладжакъ», киби бир сёз айткъаныны зан этерек, вазифелерини терк этювлери узерине, оларнынъ бу зан этювни ред этмек ичюн эндирильгени де ривает этиле).

Якубович (укр) - 3:161  Не годиться Пророку несправедливо ділити здобич. Той, хто привласнив здобич несправедливо, прийде з цією здобиччю у День Воскресіння! Віддадуть кожній душі сповна за те, що отримала вона. І не вчинять із ними несправедливо!
Ас-Саади (рус) - 3:161  Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо.

Слово гулул означает ‘сокрытие части трофеев’, ‘незаконное использование служебного положения’. Богословы единодушны в том, что поступать так категорически запрещено и что такое преступление относится к тяжким грехам. В пользу этого суждения свидетельствуют обсуждаемый нами прекрасный аят и другие тексты. Всевышний сообщил о том, что Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не подобало незаконно присваивать военную добычу или использовать свое положение в корыстных целях, поскольку это – тяжкий грех и скверный порок. Аллах уберег Своих пророков от всего, что может очернить или опорочить их. Он сделал их нравственные качества самыми прекрасными, а их души – самыми чистыми и непорочными. Он избавил их от недостатков и сделал их носителями Божьего послания и источниками великой мудрости. Всевышний сказал: «Аллах лучше знает, кому доверить Свое послание» (6:124). Человеку достаточно познакомиться с одним из посланников, чтобы обрести твердую уверенность в их непорочности и чистоте. Если же враги обвиняют их в грехах и преступлениях, то они не нуждаются в доказательстве собственной невиновности, поскольку сам факт их пророческой миссии опровергает любые подобные обвинения. Поэтому из контекста коранического откровения следует, что незаконное присвоение пророком части военной добычи совершенно невероятно. Человек, которого Аллах избрал для выполнения пророческой миссии, не может совершить такой поступок. Затем Аллах пригрозил грешникам, которые присваивают часть военной добычи, и сообщил, что в День воскресения они приволокут украденное животное или припрятанную ценность на своей спине, и это имущество будет причинять им мучительные страдания. Каждый человек, будь то мошенник или праведник, непременно получит вознаграждение или наказание в зависимости от совершенных им поступков. Никто не поступит с людьми несправедливо, не станет увеличивать тяжесть их прегрешений или умалять достоинство их благодеяний. Задумайтесь над тем, насколько точными являются коранические откровения. В этом прекрасном аяте Аллах упомянул о наказании грешников, которые утаивают часть военной добычи, и сообщил, что в День воскресения они предстанут вместе с утаенным имуществом. Затем Он пожелал возвестить о том, что они непременно получат воздаяние сполна. Это могло породить ошибочное предположение о том, что все остальные не получат воздаяния сполна, и поэтому Аллах придал этому откровению общий смысл и распространил его как на тех, кто утаивает военную добычу, так и на всех остальных людей.

Аль-Мунтахаб (рус) - 3:161  Не может быть, чтобы пророк обманывал вас в чём- либо. Неверующие распространяют лживые слухи. Обман несовместим с пророчеством. Поэтому не думайте о нём так, как ложно говорили про него. Тот, кто обманет, придёт в День воскресения с тем, чем обманул. Каждой душе будет воздано полностью за то, что она сделала. Никто не будет обижен меньшей наградой или большим наказанием, чем он приобрёл.


[1] Передают со слов Ибн Аббаса, что лицемеры обвинили посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в том, что он виновен в пропаже какой-то вещи, и тогда всевышний Аллах ниспослал аят: «Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи» (3:161). Этот хадис передал Ибн Касир, сославшись на Ибн Мардавейха, а затем сказал: «Похожие сообщения были переданы со слов Ибн Аббаса через многочисленные цепочки рассказчиков».
2) Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встал среди нас, упомянул о незаконном присвоении трофеев и разъяснил то, что это является великим грехом. Он сказал: «Пусть никто из вас не является ко мне в День воскресения с блеющей овцой или ржущим конем на шее, говоря: «О посланник Аллаха, спаси меня!». Тогда я скажу ему: «Я ничем не могу помочь тебе, ведь я довел до твоего сведения истину!». И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее, говоря: «О посланник Аллаха, спаси меня!». Тогда я скажу ему: «Я ничем не могу помочь тебе, ведь я довел до твоего сведения истину!». И пусть никто не является ко мне с золотом или серебром на шее, говоря: «О посланник Аллаха, спаси меня!». Я скажу ему: «Я ничем не могу помочь тебе, ведь я довел до твоего сведения истину!». И пусть никто не является ко мне с развевающейся одеждой на шее, говоря: «О посланник Аллаха, спаси меня!». Тогда я скажу ему: «Я ничем не могу помочь тебе, ведь я довел до твоего сведения истину!». Этот хадис передал аль-Бухари.
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отправляясь в военный поход, один из пророков (Йуша б. Нун – К.Э.) сказал своим соплеменникам: «Пусть не следует за мной тот, кто женился на женщине и желает вступить с ней в близость, но еще не сделал этого, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или верблюдиц и ожидает от них приплода». Затем он выступил в поход и подошел к городу ко времени послеполуденного намаза или приблизительно в это время. Тогда он сказал солнцу: «Ты подвластно Аллаху, и я подвластен, о Боже, задержи его для нас!». После этого оно не заходило до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу. Затем он собрал трофеи, и сошел огонь, чтобы сжечь их, однако он не тронул трофеи. Тогда он сказал: «Кто-то из вас присвоил часть трофеев, пусть же по одному человеку от каждого племени принесут мне клятву». Тут рука одного из них прилипла к его руке, и он сказал: «Тот, кто присвоил часть трофеев, находится среди вас, пусть же твое племя целиком принесет мне клятву». И тогда к его руке прилипли руки двоих или троих из них, и он сказал: «Это вы присвоили часть трофеев». Затем они принесли изваяние коровьей головы из золота и положили ее к трофеям, и тогда с неба сошел огонь и сжег их. А потом Аллах разрешил нам оставлять себе трофеи. Он увидел нашу слабость и беспомощность и сделал их дозволенными для нас». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслим.