Сопоставление текстов

  

Сура 33: Союзники - Аят: 29

Коран (ар) - 33:29  وَإِن كُنتُنَّ تُرِدْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالدَّارَ الْآخِرَةَ فَإِنَّ اللَّهَ أَعَدَّ لِلْمُحْسِنَاتِ مِنكُنَّ أَجْرًا عَظِيمًا
Кулиев (рус) - 33:29  Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». [1]
Абу Адель (рус) - 33:29  А если вы хотите (довольства) Аллаха и (довольства) Его Посланника и Обители Вечности [хорошей награды в Вечной жизни], то (проявляйте терпение и знайте, что) Аллах уготовал искренне добродеющим из вас великую награду (по сравнению с которой, земные блага кажутся ничтожными).
Османов (рус) - 33:29  А если вы жаждете [благоволения] Аллаха, Его Посланника и будущей жизни, то, воистину, Аллах уготовил тем из вас, кто творит добро, великое воздаяние".
Порохова (рус) - 33:29  Но если ищете угоды Бога,
Его посланнику (хотите быть женой)
И (испытать дары) последнего жилища,
То, истинно, Аллах уготовал великую награду
Для добродеющих из вас.
Крачковский (рус) - 33:29  А если вы хотите Аллаха и Его посланника и последнего жилища, то Аллах уготовал добродеющим из вас великую награду.
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 33:29  Эгер Аллаhны, Пейгъамберини ве ахирет юртуны тилей исенъиз, билинъ ки, Аллаh, аранъыздан гузель даврангъанлар ичюн, буюк бир мукяфат азырлагъандыр.
Якубович (укр) - 33:29  А якщо ви прагнете до Аллага, Його Посланця та майбутнього життя, то Аллаг приготував для праведних з-посеред вас велику винагороду!»
Ас-Саади (рус) - 33:29  Но если вы желаете Аллаха, Его посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду».

Если же вы надеетесь обрести благоволение Аллаха и Его посланника и попасть в Райские сады, готовы не придавать значения богатству и нужде, радостям и бедам, будете довольствоваться тем, что вам дарует посланник Аллаха и не станете обременять его бесконечными просьбами, то знайте, что Аллах уготовил праведным из вас великое воздаяние. Всевышний отметил, что они получат великое вознаграждение не потому, что являются женами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а благодаря своим праведным деяниям. Если же человек не совершает добрых дел, то его родства с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не достаточно для того, чтобы заслужить вознаграждение Всевышнего. Более того, это родство не принесет такому человеку никакой пользы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил своим женам о повелении Господа и предложил им сделать выбор. Все жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отдали предпочтение Аллаху, Его посланнику и Последней жизни, и ни одна из них усомнилась в правильности этого выбора. Да будет доволен ими Аллах! Предложение сделать выбор между тленными мирскими благами и вечным райским наслаждением имело глубокий смысл. Во-первых, Аллах проявил заботу о Своем посланнике и избавил его от многочисленных просьб его жен. Во-вторых, посланник Аллаха избавился от зависимости от своих жен и получил возможность делать им подарки тогда, когда пожелает. Всевышний сказал: «На Пророке нет греха в том, что предписал для него Аллах» (33:38). В-третьих, Аллах уберег Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, от женщин, для которых прелести мирской жизни дороже, чем Аллах, Его посланник и счастье в Последней жизни. В-четвертых, выбор пречистых жен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует об их благонравии, праведности и страхе перед гневом Аллаха и Его посланника. Кроме того, Всевышний тем самым обязал жен Пророка никогда не сердиться на своего мужа, чтобы не сердить его и не навлечь на себя гнев его Господа и мучительное наказание. В-пятых, Аллах подчеркнул превосходство жен Пророка и их высокое положение перед Аллахом, а также чистоту их помыслов и намерений. Воистину, они стремились обрести благоволение Аллаха и Его посланника и горели желанием попасть в Рай, а мирская жизнь и ее преходящие блага не имели для них никакого значения. В-шестых, Аллах велел всем женам Пророка, которые сделали правильный выбор, готовиться к тому, что они поселятся в самых лучших райских обителях и будут женами Пророка в Последней жизни. В-седьмых, Аллах пожелал, чтобы между Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и его женами были самые прекрасные и самые совершенные взаимоотношения. Он был самым совершенным из потомков Адама, и его жены должны были быть самыми лучшими и самыми совершенными. Поэтому Всевышний сказал: «Скверные женщины – для скверных мужчин, а скверные мужчины – для скверных женщин, и хорошие женщины – для хороших мужчин, а хорошие мужчины – для хороших женщин» (24:26). В-восьмых, Аллах призвал жен посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к неприхотливости и довольству самым малым. Благодаря этому качеству человеческая душа обретает покой и умиротворение, избавляется от алчности, беспокойства, грусти и печали. В-девятых, Господь пожелал увеличить вознаграждение жен посланника Аллаха и возвысить их до ступеней, на которые прежде не восходила ни одна женщина. Именно поэтому Он ниспослал два последующих аята.

Аль-Мунтахаб (рус) - 33:29  Но если вы предпочитаете искать благоволения Аллаха и Его пророка и благ дальней жизни, и ваша простая жизнь удовлетворяет вас, то для вас и подобных вам, добродетельных, Аллахом уготована великая награда.


[1] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Я всегда хотел спросить У мара о тех двух женах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к которым были обращены слова Аллаха: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (66:4). Однажды во время хаджа он отошел в сторону, и я отошел вместе с ним, неся с собой небольшой мех. Он справил нужду, а затем вернулся, и я полил ему на руки воду из меха, и он совершил омовение. Затем я сказал: «О повелитель правоверных, кто были теми двумя женами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которым Великий и Могучий Аллах сказал: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (66:4). Он сказал: «Я удивляюсь тебе, Ибн Аббас! Это же были Аиша и Хафса». Затем он начал свой рассказ и сказал: «Был у меня сосед из числа ансаров. Он принадлежал к роду Бану Умейя б. Зейд, который проживал в верхней части Медины. Мы с ним поочередно спускались к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сменяя друг друга через день. Когда была моя очередь, я приносил ему вести обо всем, что произошло за день, обо всех приказах и прочих событиях. Когда наступала его очередь, он делал то же самое. Мы, курейшиты, держали верхушку над нашими женами. Когда же мы перебрались к ансарам, то оказалось, что их жены держат над ними верхушку. Постепенно наши женщины стали перенимать поведение женщин ансаров. Однажды я прикрикнул на свою жену, и она стала пререкаться со мной. Мне не понравилось это, на что она сказала: «Почему тебе не нравится то, что я пререкаюсь с тобой? Клянусь Аллахом, жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, пререкаются с ним и могут спорить с ним с утра до вечера». Тут я испугался и сказал: «Ту, которая поступает так, ожидает большое разочарование». Затем я обернулся в одежду и отправился к Хафсе. Я спросил: «Хафса, неужели кто-либо из вас смеет спорить посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с утра до вечера?». Она ответила: «Да». Я сказал: «Она будет разочарована и окажется в убытке. Неужели ты не боишься того, что Аллах разгневается на тебя из-за гнева Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и что ты погибнешь?! Не обращайся к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с частыми просьбами, не спорь с ним, не избегай его, и если тебе что-нибудь хочется, то попроси об этом меня. И пусть тебя не обольщает то, что твоя соседка (он имел в виду Аишу) красивее тебя, и что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любит ее сильнее, чем тебя». В то время мы часто поговаривали о том, что Гассаниды подковывают своих лошадей и верблюдов, чтобы напасть на нас. Однажды мой сосед, как обычно, отправился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а вечером, вернувшись, сильно постучал в мою дверь. Он спросил: «Он спит?». Я испугался и вышел к нему, и он сказал: «Произошло нечто ужасное!». Я спросил: «Что же это? Гассаниды напали на нас?». Он ответил: «Нет, еще хуже! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, развелся со своими женами». Я сказал: «Вот Хафса и потерпела разочарование и оказалась в убытке. Я предполагал, что такое может вскоре произойти». Я обернулся в одежду, совершил рассветный намаз вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, после чего он поднялся к себе в верхнюю комнату и уединился там. Я же вошел к Хафсе и увидел, что она плачет. Я спросил: «Почему ты плачешь? Разве я не предостерегал тебя? Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, развелся с вами?». «Я не знаю, он у себя в верхней комнате», – ответила она. Я вышел и пришел к кафедре, вокруг которой сидело с десяток человек, некоторые из которых плакали. Я посидел с ними недолго, но не выдержал и отправился в верхнюю комнату, в которой находился Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Я велел чернокожему слуге попросить для меня разрешение войти, и он вошел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему о моем приходе. Выйдя ко мне, он сказал: «Я оповестил его о тебе, но он промолчал». Тогда я ушел и снова сел рядом с теми, кто был возле кафедры. Затем я снова не выдержал, подошел к слуге и велел ему попросить для меня разрешение войти, но он сказал мне то же самое, и я снова сел вместе с теми, кто был возле кафедры. Спустя некоторое время я снова не выдержал, подошел к слуге и велел ему попросить для меня разрешение войти. Он опять сказал мне то же самое, когда же я собрался уходить, слуга позвал меня и сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил тебе войти». Когда я вошел к нему, он лежал на свитой циновке без матраца, упершись рукой в подушку, набитую пальмовыми волокнами, а циновка уже успела оставить след на его боку. Я поприветствовал его миром, а затем спросил его: «О посланник Аллаха, развелся ли ты со своими женами?». Он поднял взгляд, посмотрел на меня и ответил: «Нет». Я продолжал стоять, осматриваясь, и сказал: «О посланник Аллаха, вспомни, мы, курейшиты, держали верхушку над нашими женами, когда же мы приехали сюда, то увидели, что их женщины держат верхушку над мужьями». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, улыбнулся, а затем я сказал: «О посланник Аллаха, если бы ты только видел, как я вошел к Хафсе и сказал ей: «Пусть тебя не обольщает то, что твоя соседка (он имел в виду Аишу) красивее тебя, и что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любит ее сильнее, чем тебя». Он улыбнулся еще раз, и я, увидев, что он улыбается, присел. Тут я поднял взор и осмотрел его комнату. Клянусь Аллахом, я не увидел там ничего, что могло бы остановить на себе взор, кроме трех кусков необработанной кожи. Я сказал: «Попроси Аллаха наделить благами твою общину! Воистину, персы и византийцы живут в роскоши и пользуются мирскими благами, хотя и не поклоняются Аллаху». Он лежал, опершись на руку, и сказал: «Неужели ты испытываешь сомнения, Ибн аль-Хаттаб! Эти люди получают свои блага в этой ближней жизни». Я сказал: «О посланник Аллаха, попроси для меня прощения». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединился из-за того, что Хафса рассказала Аише одну историю, которой он поделился с ней. Он был настолько разгневан на них, что даже сказал: «Я не войду ни к одной из них в течение месяца», и Аллах упрекнул его за это. По истечение двадцати девяти дней он первым делом вошел к Аише. Она сказала: «Ты поклялся, что не войдешь к нам в течение месяца, а сегодня прошло всего двадцать девять дней. Я считаю эти дни». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Месяц был из двадцати девяти дней». Тот месяц действительно состоял из двадцати девяти дней. Аиша рассказывала: «Потом был ниспослан аят о предоставлении выбора, и он вошел ко мне первой. Затем он сказал: «Я сделаю тебе предложение, и ты не должна торопиться, пока не посоветуешься со своими родителями». Она сказала: «Я точно знаю, что мои родители не велят мне разойтись с тобой». Он сказал: «Аллах изрек: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (33:28–29). Она же сказала: «Неужели я стану советоваться с родителями по этому поводу? Воистину, я желаю Аллаха, Его посланника и Последнюю жизнь». Затем он предложил сделать свой выбор остальным женам, и все они сказали то же, что и Аиша». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие.
Передают, что Джабир б. Абдуллах рассказывал: «Однажды Абу Бакр пришел, чтобы попросить разрешения войти к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и увидел, что у его двери сидели люди, которым не было позволено войти к нему. Но Абу Бакру разрешили войти, и он вошел. Затем пришел Умар и тоже попросил разрешения войти, после чего ему тоже позволили войти. Войдя туда, он увидел, что жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сидели вокруг него, а он был грустен и молчал. Он решил сказать что-либо, чтобы рассмешить Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха, если бы непокорная жена попросила у меня денег, то я ударил бы ее по шее». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся и сказал: «Как видишь, они собрались вокруг меня и просят у меня денег». Тут Абу Бакр подошел к Аише и ударил ее по шее, а Умар подошел к Хафсе и сделал то же самое. Они сказали: «Неужели вы просите у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, того, чего у него нет». Они ответили: «Клянемся Аллахом, мы никогда не просим у него того, чего у него нет». Затем он не вступал в близость с ними в течение целого месяца или двадцати девяти дней, после чего ему были ниспосланы аяты: «О Пророк! Скажи своим женам» до слов «…Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (33:28–29). Тогда он начал с Аиши и сказал: «О Аиша, я хочу сделать тебе предложение и хочу, чтобы ты не торопилась с ответом, пока не посоветуешься с родителями». Она спросила: «Что же это за предложение, о посланник Аллаха?». Он прочел ей аят, и она сказала: «Неужели я стану советоваться с родителями по поводу тебя? Нет, я выбираю Аллаха, Его посланника и Последнюю жизнь, и я прошу тебя не говорить об этом никому из твоих жен». Он же ответил: «Кто бы из них ни спросил меня, я обязательно скажу, что Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал». Этот хадис передали Ахмад и Муслим.