Сопоставление текстов

  

Сура 4: Женщины - Аят: 95

Коран (ар) - 4:95  لَّا يَسْتَوِي الْقَاعِدُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُولِي الضَّرَرِ وَالْمُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ فَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَاهِدِينَ بِأَمْوَالِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ عَلَى الْقَاعِدِينَ دَرَجَةً وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى وَفَضَّلَ اللَّهُ الْمُجَاهِدِينَ عَلَى الْقَاعِدِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
Кулиев (рус) - 4:95  Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее (Рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде - [1]
Абу Адель (рус) - 4:95  Не равны сидящие из верующих [не участвующие в борьбе на пути Аллаха], кроме тех, которые имеют вред [слепоту, хромоту и болезнь], и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущество усердствующим (на пути Аллаха) своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень [даровал им более высшие жилища в Раю]. И каждому обещал Аллах благо [Рай], а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде,
Османов (рус) - 4:95  Те из верующих, которые отсиживаются дома, не испытывая тягот, не равны [по воздаянию Аллаха] тем, кто сражается во имя Аллаха, жертвуя своим имуществом и жизнью. Аллах возвысил тех, кто жертвует своим имуществом и жизнью, на целую степень над отсиживающимися дома. Хотя Аллах обещал наибольшее благо всем [верующим], Он отличил усердствующих от отсиживающихся дома великим вознаграждением -
Порохова (рус) - 4:95  И меж собой из верующих не сравнятся
Те, кто сидит (у мирных очагов) и не несет потерь,
И те, кто на пути Господнем
Все силы отдает, добро свое и жизнь.
Бог жаловал на степень выше
Тех, кто добро свое и силы отдает,
Пред теми, кто остался (дома).
Всем обещал Господь благое,
Но тех, кто на Его пути усердствует (за веру),
Он отличил пред теми, кто сидит (в домах),
Наградою великой,
Крачковский (рус) - 4:95  Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущество усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим Аллах дал преимущество перед сидящим в великой награде,
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 4:95  Му'минлерден -узюрлилерден гъайры- отургъанларнен маллары ве джанларынен Аллаh ёлунда джихад эткенлер бир олмаз. Аллаh маллары ве джанларынен джихад эткенлерни, дереджеси ноъктаи назарындан, отургъанлардан усьтюн этти. Герчи Аллаh эписине де гузеллик (дженнет) ваде эткендир; амма муджахидлерни отургъанлардан чокъ буюк бир эджирнен усьтюн эткен.
Якубович (укр) - 4:95  Ті віруючі, які сидять вдома і не зазнають труднощів, не рівні з тими, які борються на шляху Аллага своїм майном та життям. І вищі перед Аллагом ті, які борються на Його шляху своїм майном і життям, а не ті, які сидять вдома. Але всім Аллаг обіцяв найкраще! Він підніс тих, які борються, над тими, які сидять вдома — через винагороду велику,
Ас-Саади (рус) - 4:95  Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее (Рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде -
Аль-Мунтахаб (рус) - 4:95  Сражение с предосторожностью - очень доброе дело. Нельзя сравнить верующих, сидящих у мирных очагов, с сражающимися на прямом пути Аллаха и жертвующими своим имуществом и своими душами. Аллах поставил сражающихся на степень выше, чем сидящих у своих домашних очагов. Но если верующие остаются дома из-за болезни, немощи, слабости, которые препятствуют участию в сражении, тогда это - извинение для них. Хотя сражающиеся имеют особую, высшую степень у Аллаха, Он обещал блага обеим группам: сражающимся и тем, которые страдают от недуга, мешающего им сражаться. Аллах предпочитает тех, кто усердствует на Его пути, и отличит их великой наградой и степенями выше перед теми, которые сидят у своих мирных очагов.


[1] Передают, что аль-Бара рассказывал: «Когда был ниспослан аят: «Те из верующих, которые отсиживаются…» (4:95), посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позвал Зейда, и тот принес лопатку и записал откровение. Тут Ибн Умм Мактум пожаловался на свою болезнь (слепоту – К.Э.), и тогда были ниспосланы слова: «Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы» (4:95)». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие.
В другом хадисе сообщается, что аль-Фалтан б. Асим рассказывал: «Однажды мы находились около Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и ему было ниспослано откровение. Когда он получал откровение, он словно переставал видеть и слышать, а его сердце целиком обращалось к тому, что он получал от Аллаха, и мы узнавали такое состояние. Затем он сказал писарю: «Записывай: «Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами». Тут встал слепой мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, а в чем же наш грех?». Ниспослание откровения продолжилось, и мы сказали слепому человеку: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, получает откровение». Он остался стоять, повторяя слова: «О Аллах, упаси меня от гнева посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Затем посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал писарю: «Записывай: «…кроме тех, кто испытывает тяготы» (4:95). Этот хадис передали Ибн Хиббан в книге «М авар ид аз-Замъан», аль-Баззар в книге «Кашф аль-Астар», и шейх Мукбил аль-Вадии назвал цепочку его рассказчиков хорошей.
2) Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто верует в Аллаха и в Его посланника, совершает намаз и постится в рамадане, Аллах обязался ввести в Рай независимо от того, боролся он на пути Аллаха или же отсиживался на той земле, где он родился». Его спросили: «О посланник Аллаха, не обрадовать ли нам людей?» Он сказал: «Поистине, в Раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для тех, кто боролся на пути Аллаха, и расстояние между двумя из этих ступеней равно расстоянию от неба до земли, и если вы станете просить у Аллаха что-либо, то просите у Него Фирдаус, ибо, поистине, он находится посреди Рая на самой его вершине, и выше него – только Трон Милостивого, и оттуда берут начало райские реки». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.