Сопоставление текстов

  

Сура 48: Победа - Аят: 1

Коран (ар) - 48:1  إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا
Кулиев (рус) - 48:1  Воистину, Мы даровали тебе явную победу, [1]
Абу Адель (рус) - 48:1  Поистине, Мы даровали тебе (о, Посланник) явную победу,
Османов (рус) - 48:1  Воистину, Мы даровали тебе явную победу,
Порохова (рус) - 48:1  Мы даровали тебе явную победу [2],
Крачковский (рус) - 48:1  Мы даровали тебе явную победу,
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 48:1  Биз санъа, догърусы, ап-ачыкъ бир фетиh ихсан эттик.
Якубович (укр) - 48:1  Воістину, Ми дарували тобі переконливу перемогу,
Ас-Саади (рус) - 48:1  Воистину, Мы даровали тебе явную победу,

Упомянутая в этом аяте победа – это заключение Худейбийского мира. После того как язычники не дали возможности посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершить умру, то есть малое паломничество в Мекку, он решил заключить с ними мирный договор, по которому обе стороны согласились не воевать друг против друга в течение десяти лет, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, согласился перенести паломничество на будущий год. Но самое главное, каждый человек получил возможность беспрепятственно перейти на сторону многобожников либо принять ислам. После подписания мирного договора мусульмане и язычники перестали опасаться друг друга, и появились предпосылки для бурного распространения религии Могущественного и Великого Аллаха. Верующие использовали любой представившийся случай для того, чтобы разъяснить людям суть ислама. Богобоязненные мусульмане получили возможность исповедовать свою религию надлежащим образом. В результате люди толпами стали обращаться в ислам, и Аллах назвал это историческое событие явной победой. Явной – потому, что победа ислама была очевидна и ясна. Мусульмане покоряют языческие народы и одерживают военные победы не для того, чтобы истребить врага, а для того, чтобы прославить религию Аллаха и защитить мусульман. Именно это произошло благодаря Худейбийскому миру.

Аль-Мунтахаб (рус) - 48:1  Поистине, Мы даровали тебе, о Мухаммад, явную великую победу,


[1] Передают, что Абу Ваиль рассказывал: «Мы были в Сыффине, и кто-то сказал: «Разве ты не видишь тех, кто призывает обратиться к писанию Всевышнего Аллаха?». Али сказал: «Да». Тогда Сахль б. Хунейф сказал: «Не упрекайте никого, кроме самих себя. Я помню тот день, когда мы находились в Худейбие, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заключил мирный договор с язычниками. Если бы тогда нужно было сразиться, то мы бы обязательно сразились. Умар даже пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Разве мы не правы, тогда как они заблуждаются? Разве те из нас, которые погибают, не попадают в Рай, тогда как их погибшие будут ввергнуты в Ад?». Он ответил: «Конечно». Умар сказал: «Почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии, возвращаясь до того, как Аллах рассудил между нами». Он сказал: «Ибн аль-Хаттаб, поистине, я – посланник Аллаха, и Аллах никогда не погубит меня!». Он вернулся сердитым и не успокоился, пока не зашел к Абу Бакру. Он сказал ему: «Абу Бакр, разве мы не правы, тогда как они заблуждаются?». Он же сказал ему: «Ибн аль-Хаттаб, поистине, он – посланник Аллаха, и Аллах никогда не погубит его». Тогда же была ниспослана сура «аль-Фатх». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.
Передают, что аль-Бара б. Азиб рассказывал: «Вы считаете победой (упомянутой в Коране – К.Э.) завоевание Мекки, и оно действительно было победой, но мы считаем, что настоящей победой была присяга довольства в день Худейбии. Нас было с пророком, мир ему и благословение Аллаха, четырнадцать сотен. Худейбия – это название колодца, воду которого мы вычерпали, не оставив там ни единой капли. Когда об этом стало известно пророку, мир ему и благословение Аллаха, он пришел к колодцу и сел на его край. Потом он велел принести сосуд с водой и совершил омовение, потом прополоскал рот и обратился с мольбой к Аллаху, а потом вылил остатки воды в колодец. Нам пришлось подождать совсем немного, как вдруг колодец дал нам столько воды, сколько было нужно нам и нашим верховым животным». Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

[2] Речь идет о мирном договоре, заключенном в феврале 628 г. на десять лет в г. Худайбия, между мединской общиной, возглавлявшейся пророком Мухаммадом, и корей шитами Мекки. Заключение договора положило начало признанию ислама и свободному распространению его на Аравийском полуострове и за его пределами.