Сопоставление текстов

  

Сура 66: Запрещение - Аят: 1

Коран (ар) - 66:1  يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ لِمَ تُحَرِّمُ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكَ تَبْتَغِي مَرْضَاتَ أَزْوَاجِكَ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
Кулиев (рус) - 66:1  О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах - Прощающий, Милосердный. [1]
Абу Адель (рус) - 66:1  О, Пророк, почему ты запрещаешь (себе) то, что разрешил тебе Аллах, стремясь (этим) угодить своим жёнам? А (ведь) Аллах – прощающий, милостивый!
Османов (рус) - 66:1  О Пророк, почему ты, желая угодить своим женам, запрещаешь то, что дозволил тебе Аллах? Аллах - прощающий, милосердный.
Порохова (рус) - 66:1  О пророк! Зачем ты запрещаешь себе то,
Что разрешил тебе Господь,
Ища расположенья жен своих?
Господь ведь милостив и всепрощающ!
Крачковский (рус) - 66:1  О, пророк, почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллах, домогаясь расположения своих жен? А Аллах – прощающий, милостивый!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 66:1  Эй, Пейгъамбер! Зевджелеринънинъ ризасыны козетерек, Аллаhнынъ санъа элял эткен шейини ничюн озюнъе арам этмектесинъ? Аллаh чокъ багъышлайыджы, чокъ мерхаметлидир.

(Ает ишарет эткен адисе шу: Аз.Пейгъамбер зевджелеринден Зейнеб бинти Джахшнынъ эвинде бал шербети ичкен ве бу себепнен, онынъ янында бираз зияде къалгъан. Бу алны куньлеген эки зевджеси Айше ве Хавса араларында къарарлаштырып, Пейгъамбер янларына баргъанда, ондан мегъафир къокъусы кельгенини сёйледилер. Аз.Пейгъамбер мегъафир ашамагъаныны айтты. «Демек ки, балны япкъан къурт мегъафир ялагъан», деди ве бир даа бал шербети ичмемеге емин этти. Суренинъ бу мунасебетнен энгени ривает этильген).

Якубович (укр) - 66:1  О Пророче! Чому ти, прагнучи догодити своїм дружинам, забороняєш те, що дозволив тобі Аллаг? Аллаг — Прощаючий, Милосердний!
Ас-Саади (рус) - 66:1  О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный.

Аллах укорил Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, за то, что он объявил свою невольницу Марию неприкосновенной для себя. Говорят также, что он дал обет никогда не пить меда. Тем самым он хотел угодить некоторым из своих жен, и история об этом хорошо известна. Тогда Всевышний обратился к нему со словами: «О раб Божий, которого Аллах избрал Своим пророком и посланником, почтил Своим откровением! Почему ты отказываешься от благ, которыми Аллах одарил тебя и твоих последователей? Ведь твой Господь – Прощающий, Милосердный». Из этих слов ясно, что Аллах уже простил Своего посланника и избавил его от порицания. Всевышний смилостивился над ним, а его поведение послужило поводом для ниспослания мусульманам нового мудрого положения.

Аль-Мунтахаб (рус) - 66:1  О пророк! Почему ты запрещаешь себе в угоду своим жёнам, то, что Аллах разрешил тебе? Ведь прощение Аллаха и Его милосердие велики!


[1] Передают, что Убейд б. Умейр рассказывал со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, часто задерживался у Зейнаб бт. Джахш и пил у нее мед. Тогда Аиша сговорилась с Хафсой, что к кому бы из нас он ни зашел, они скажут ему: «От тебя пахнет камедью. Ты ел камедь?». Когда он вошел к одной из них, они так и сделали, а он сказал: «Нет! Я лишь выпил мед у Зейнаб бт. Джахш, но я никогда больше не сделаю этого!». И тогда были ниспосланы аяты: «О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах…» (66:1) до слов «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (66:4). Они были ниспосланы по поводу Аиши и Хафсы, а слова «Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен» (66:3) были ниспосланы из-за того, что он сказал: «Я лишь выпил мед…». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и другие.
Эти аяты были ниспосланы и по поводу другой истории, которая произошла с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Передают, что Анас б. Малик рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вступал в близость с одной из своих невольниц. Но Аиша и Хафса не переставали упрекать его, пока он не запретил себе самому делать это. И тогда был ниспослан аят: «О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный» (66:1). Этот хадис передали ан-Насаи и аль-Хаким, и Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» назвал его цепочку рассказчиков достоверной.
Передают также, что Ибн Умар рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Хафсе: «Я объявил для себя запретным вступать в близость с матерью Ибрахима (невольница Мария – К.Э.), но только никому не говори об этом». Она спросила: «Неужели ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах?». Он сказал: «Клянусь Аллахом, я не приближусь к ней». После этого он не приближался к ней, пока Хафса не рассказала об этом Аише, и тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв» (66:2). Этот хадис передал Хейсам б. Кулейб в «аль-Муснаде», и Ибн Касир назвал его достоверным.