С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! | |
1. | (Я, Аллах) клянусь зарёю, |
2. | и десятью ночами (месяца зуль-хиджжа) [1], |
3. | и чётом и нечётом [чётным и нечётным количеством всего], |
4. | и ночью, когда она движется [приходит, становится и затем уходит]! |
5. | Разве в этом не клятва (Аллаха) для обладающего разумом? |
6. | Разве ты не видел, как поступил твой Господь с ‘адитами, |
7. | Ирамом, обладателем колонн [они жили в городах, в которых были колонны], |
8. | подобных которым [‘адитам] не было создано в странах [на земле], [Им не было подобных по росту, телосложению и силе. Они говорили: «И кто же нас сильнее?»] |
9. | и самудитами [2], которые пробивали скалы в долине, |
10. | и с Фаpaонoм, oблaдaтeлeм кoльeв [пирамид и большого войска], |
11. | которые [3] беспредельничали в странах |
12. | и умножали там порчу [неверие и ослушание Аллаху, и устраивали произвол над Его рабами]? |
13. | Пролил на них Господь твой бич наказания [очень жестоко наказал их]. |
14. | Поистине, Господь твой – однозначно, в засаде [всегда наблюдает за всеми делами Своих рабов]. |
15. | А человек, когда испытывает его Господь его, почтит [сделает уважаемым среди людей] и оделит благами [богатством], тогда он говорит: «Господь мой почтил меня [4]!» |
16. | А когда Он испытывает его [человека] и ограничит ему пропитание, то он [небладарный человек] говорит: «Господь мой унизил меня [5]!» |
17. | Так нет же [вы не должны так поступать]! Наоборот, вы сами не почитаете сироту [6], |
18. | и не побуждаете (самих себя и других) кормить бедняка, |
19. | и пожираете наследство (сирот, женщин и слабых) едой настойчивой [быстро расходуете], |
20. | и любите богатство любовью упорной [очень сильно]. |
21. | Taк нeт [вы не должны так поступать]! Koгдa бyдет paспpoстёpтa зeмля плoскo [в День Суда], |
22. | и пpидeт твoй Гoспoдь [Аллах] (чтобы вершить суд над Своими рабами) и (придут) aнгeлы pядaми, |
23. | и будет приведена в тот день [в День Суда] Геенна [Ад] (и ангелы её приволокут) – в тот день вспомнит человек (и станет каяться), но к чему (уже) ему (это) воспоминание (и покаяние)? [от неё уже нет никакой пользы] |
24. | Он скажет: «О, если бы я (в своей земной жизни) приготовил бы (деяния) [стал бы верующим] для своей жизни (в Вечности)?» |
25. | И в тот день (будет от Аллаха такое наказание, что) никто не накажет так, как наказывает Он [самое сильнейшее наказание – это наказание Аллаха]. |
26. | и никто не свяжет такими оковами, каким Он связывает. [Неверующие будут так связаны цепями и закованы оковами, как никто никого никогда не завязывал.] |
27. | О ты, душа обретшая покой [7]! |
28. | Вернись к твоему Господу довольной (той наградой, которой Он одаряет тебя) и снискавшей довольство (перед Ним)! |
29. | Войди в число Моих (праведных) рабов. |
30. | Войди (вместе с ними) в Мой Рай! |
[1] В первые десять дней месяца зуль-хиджжа совершается паломничество в Заповедную мечеть в Мекке и проходит праздник жертвоприношения.
[2] Самудиты (или самудяне) высекали в скалах себе дома, в которых и жили. Их долина располагалась в местности аль-Хиджр и долина селений, которая находится между Мединой и Сирией.
[3] Здесь подразумеваются адиты, самудиты и фараоны, которые выходили за пределы повиновения Аллаху и совершали преступления против Аллаха.
[4] Когда Аллах испытывает Своего раба наделив его богатством, и сделав его почтенным (уважаемым) среди людей посредством его имущества, и уширив ему пропитание, неблагодарный Аллаху человек начинает радоваться думая, что это и есть истинный почет, и он начинает ощущать себя счастливым. И человек даже не предполагает, что это является испытанием (посредством богатства) от его Господа.
[5] А когда Аллах испытывает человека ограничив ему пропитание, дав ему какие-то лишения, то человек считает, что Аллах его опозорил и унизил. Это признаки человека неверующего в воскрешение и воздаяние, так как для него почет нужен только в этом мире, нужно изобилие в материальных средствах. Такой человек считает, что позор – это упустить годы не накопив богатств, и не иметь возможности обрести то, что желаешь из красот этого мира. А верующий человек знает, что истинное уважение – это то, что Аллах почтил его подчинением Ему, и помогает ему в его делах для Вечной жизни, а унижением верующий человек считает то, что Аллах не будет оказывать ему содействия в делах повиновения Ему и делах обитателей Рая. На самом же деле, удача и успех в мирских делах еще не означают истинное счастье, а неудача и неуспех не означают позор и унижение. И поистине богатство является испытанием для богатого, возблагодарит ли он, и бедность является испытанием для бедного, проявит ли он терпение.
[6] Аллах предупреждает о наказании людей, которые и в бедности и в богатстве недовольны Аллахом. Вы сами не оказываете почтение сироте тем из вашего богатства, которым вас наделил Аллах. И если бы вы одаряли бы сирот, то это было бы для вас почетом перед Аллахом.
[7] Душа, которая убеждена в Истине, Единственности и Величиии Аллаха, свободная от всяческих сомнений, которые сводят Веру на нет. Такая душа довольна решением Аллаха, и в Судный День она вернется спокойной и радостной оттого, что её обрадовали Раем и во время смерти и во время воскрешения.