[1] Ибн Касир писал: «Зу Нувас, последний химьярский царь, был язычником, и именно он приказал убить людей в рвах за то, что они обратились в христианство. Их было около двадцати тысяч, но спастись удалось только Даусу Зус-Саалабану, который отправился попросить о помощи цезаря, правителя Шама, поскольку тот тоже был христианином. Цезарь отправил послание негусу, царю Абиссинии, которая находилась ближе к Йемену, и негус послал туда огромную армию, во главе которой находилось двое командующих, Арьят и Абраха б. ас-Сабах по прозвищу Абу Йаксум. Они вторглись в Йемен, разрушили города и поселения и лишили власти химьяритов. Абу Нувас же погиб, утонув в море, и Йемен стал вассалом Абиссинии. В стране началось двоевластие: ею правили Арьят и Абраха. Вскоре между ними возникли разногласия, которые переросли в военное столкновение. Стороны решили сразиться друг с другом, и воины уже были выстроены в ряды, когда один из них сказал другому: «Поистине, нет необходимости в том, чтобы наши армии столкнулись друг с другом. Лучше мы встретимся в поединке, и тот, кто одержит верх, станет единоличным правителем». Другой принял это предложение, и они вступили в противоборство и отложили в сторону копья. Арьят нанес Абрахе удар мечом, рассек ему нос и рот и повредил голову. Тогда раб Абрахи по имени Атвада бросился на Арьята и убил его. Абраха вернулся с поединка раненый, но его раны выходили, и вскоре он оправился и единолично возглавил абиссинское войско в Йемене.
Негус отправил ему послание, в котором упрекнул его за такие действия и поклялся растоптать его страну и остричь его хохол. Тогда Абраха отправил ему ответное послание, в котором проявил особую почтительность и постарался угодить негусу. Вместе со своим послом он отправил ему дары и подарки, а также мешок с землей Йемена и клок волос со своего хохла. В письме он написал: «Это для того, чтобы царь ступил ногой на эту землю и исполнил данную клятву. А еще я посылаю ему волосы с моего хохла». Когда негус получил это послание, оно понравилось ему, и он остался доволен Абрахой и утвердил его на должности наместника. Спустя некоторое время Абраха отправил негусу другое послание, в котором оповестил его о своем намерении построить для него в Йемене такую церковь, которой еще не видывал свет. Он начал строительство громадной церкви в Сане. Это было высокое, просторное сооружение с инкрустированными стенами. Из-за его высоты арабы прозвали его Калис, ибо, если кто-либо пытался взглянуть на него, его тюбетейка (араб, «кулунсува» – К.Э.) чуть было не падала с его головы. Абраха аль-Ашрам (он получил такое прозвище из-за своего обезображенного носа – К.Э.) хотел, чтобы арабы совершали паломничество не к мекканской Каабе, а к этой церкви, и даже объявил об этом в своей стране. Арабам из числа потомков Кахтана и Аднана это совсем не понравилось, а курейшиты и вовсе пришли в ярость от этого поступка. Один из них отправился в эту церковь, подождал, пока стемнеет, а затем вошел в нее и осквернил ее. После этого он двинулся в путь обратно, а когда об этом узнали служители церкви, они донесли о происшедшем своему царю Абрахе и сказали: «Это сделал один из курейшитов, который разгневался из ревности за свой храм». Тогда Абраха поклялся выступить в поход и разобрать храм в Мекке по камням.
Мукатил б. Сулейман рассказывал, что несколько молодых курейшитов проникли в эту церковь в ветряный день и разожгли в ней огонь, который распространился по всей церкви, после чего она разрушилась. Тогда Абраха начал подготовку к походу и выступил в путь во главе многочисленной армии для того, чтобы никто не смог остановить его. Он взял с собой огромного слона невиданных размеров, которого звали Махмуд. Его специально для этой цели прислал негус, царь Абиссинии. Говорят, что с ним было еще восемь или даже двенадцать слонов, но лучше всего об этом известно Аллаху. При помощи слонов они собирались разрушить Каабу. Для этого они хотели прикрепить цепи к углам храма и набросить их на шею слона, чтобы он сдвинулся с места и разрушил стену храма за раз. Когда арабы услышали о приближении армии, они восприняли это очень серьезно и решили, что они обязаны не допустить армию к Каабе и остановить того, кто задумал разрушить ее. Один из знатных жителей Йемена и их предводителей по имени Зу Нафар выступил против Абрахи и призвал свой народ и других арабов сразиться с ним, чтобы защитить Каабу и не позволить ему разрушить храм. Люди ответили на его призыв и дали бой Абрахе, но он нанес им поражение, ибо так было угодно Великому и Могучему Аллаху, Который хотел подчеркнуть величие Своего Дома. Зу Нафар попал в плен, и Абраха взял его с собой и продолжил путь. Когда он добрался до земель племени Хасам, против него выступил Нуфейл б. Хабиб аль-Хасами, вставший во главе своего народа. Две армии встретились в бою, и Абраха разгромил войско противника и пленил Нуфейла б. Хабиба. Поначалу он хотел казнить его, но потом помиловал его и взял с собой, чтобы тот провел его по земле Хиджаза.
Когда он приблизился к Таифу, жители города вышли навстречу ему и начали льстить ему, опасаясь того, что он разрушит их храм, который назывался аль-Лат. Абраха хорошо принял их, и они предоставили ему проводника по имени Абу Ругал. Вскоре Абраха добрался до местечка аль-Магмас вблизи от Мекки и сделал там привал. Его воины напали на пастбища мекканцев и захватили верблюдов и другой скот. В то время там паслось двести верблюдов Абд аль-Мутталиба. По приказу Абрахи на скот напал передовой отряд под командованием аль-асвада б. Мафсуда, и, по сообщению Ибн Исхака, один их арабских поэтов высмеял его в касыде. Потом Абраха отправил Ханату аль-Химьяри в Мекку и велел ему привести к нему самого знатного курейшита и сообщить ему, что царь не собирается сражаться с ними, если только они не станут препятствовать ему. Когда Ханата прибыл в Мекку, ему указали на Абд аль-Мутталиба б. Хашима, и он передал ему слова Абрахи. На это Абд аль-Мутталиб сказал: «Клянусь Аллахом, мы тоже не хотим сражаться с ним, да и нет у нас для этого достаточно сил. Это – Заповедный Дом Аллаха, Дом Его возлюбленного Ибрахима, и если Аллах помешает ему, то ведь это – Его Дом, Его святилище. Если же Аллах позволит ему разрушить Каабу, то, клянусь Аллахом, у нас нет сил, чтобы защитить его». Ханата сказал: «Пойдем со мной к нему», и Абд аль-Мутталиб отправился к Абрахе.
Абд аль-Мутталиб был высокий, широкоплечий, красивый мужчина, и, когда Абраха увидел его, он оказал ему глубокое почтение. Он сошел со своего трона и сел рядом с ним на ковер. Затем он попросил своего толмача: «Спроси его, что ему нужно». Абд аль-Мутталиб сказал: «Мне нужно, чтобы он вернул мне мое имущество, те двести верблюдов, которые он захватил». Тогда Абраха сказал толмачу: «Скажи ему: «Когда я увидел тебя, ты понравился мне, а когда ты заговорил со мной, то перестал мне нравиться. Неужели ты просишь меня вернуть те двести верблюдов, которые я захватил, и даже не заступаешься за Дом, который является твоей религией и религией твоих предков? Я пришел для того, чтобы разрушить его, и ты не заступишься за него?». Абд аль-Мутталиб сказал: «Поистине, я – всего лишь хозяин верблюдов, а у Дома есть свой хозяин, который защитит его». Абраха сказал: «Он не сможет защитить его от меня». Он сказал: «Посмотрим». Говорят, что вместе с Абд аль-Мутталибом к Абрахе отправилась группа знатных арабов, которые попросили его оставить в покое Дом и предложили ему взамен треть имущества Тихамы. Однако он отказался от их предложения, но вернул Абд аль-Мутталибу его имущество. Абд аль-Мутталиб вернулся к курейшитам и приказал им покинуть Мекку и укрыться на вершинах гор, опасаясь того, что на них падет наказание, которое поразит войско Абрахи. Потом Абд аль-Мутталиб ухватился за кольцо на двери Каабы и вместе с несколькими курейшитами воззвал к Аллаху и попросил Его о помощи против Абрахи и его войска. Держась на кольцо на двери Каабы, Абд аль-Мутталиб сказал: «Они – всего лишь люди, защити же то, что Ты объявил дозволенным! Никогда их крестам и храму не одолеть Твой храм!».
Ибн Исхак писал, что после этого Абд аль-Мутталиб отпустил кольцо, и они поднялись на вершины гор. Мукатил б. Сулейман же сообщил, что они оставили возле Каабы сто верблюдиц, украшенных разноцветными веревками, надеясь на то, что некоторые из солдатов поступят с ними несправедливо, за что Аллах отомстит им. Спустя некоторое время Абраха и его воины начали готовиться к вступлению в Мекку, и начались приготовления слона, которого звали Махмуд. Когда они направили слона на Мекку, Нуфейл б. Хабиб встал сбоку от него, схватил его за ухо и сказал: «Садись, Махмуд, и возвращайся туда, откуда пришел, потому что сейчас ты – в заповедном городе Аллаха». Затем он отпустил его ухо, и слон сел на колени, а нуфейл б. Хабиб бросился бежать и поднялся на гору. Воины стали ударять слона, чтобы тот поднялся на ноги, но он отказывался слушаться их. Когда они повернули его лицом в направлении Йемена, он встал и побежал. То же самое произошло, когда они повернули его в направлении Шама и на восток. Когда же они опять повернули его к Мекке, он снова сел на колени. И тогда Аллах наслал на них птиц с моря, похожих на морских ласточек, у каждой из которых было по три камушка: один в клюве и два – в лапках. Эти камушки были похожи на египетский горох или чечевицу, и тот, в кого они попадали, непременно умирал, однако не все воины Абрахи были поражены ими. Они бросились бежать, но не знали дороги. Они искали Нуфейла, чтобы он показал им дорогу, но Нуфейл вместе с курейшитами и арабами Хиджаза находились на вершинах гор и наблюдали за тем наказанием, которое Аллах ниспослал на воинство слона. И тогда Нуфейл сказал: «Разве можно сбежать, если тебя преследует сам Бог? Аль-Ашрам потерпел поражение и не сумел победить».