Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! | |
1. | Алиф. Лам. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального |
2. | Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим, |
3. | которые предпочитают мирскую жизнь Последней жизни, сбивают других с пути Аллаха и искажают его. Они пребывают в глубоком заблуждении. |
4. | Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Он - Могущественный, Мудрый. [1] |
5. | Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями и повелели: «Выведи свой народ из мраков к свету и напомни им дни Аллаха». Воистину, в этом - знамения для каждого терпеливого и благодарного. |
6. | Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: «Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда спас вас от народа Фараона. Они подвергали вас ужасным мучениям, резали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин. Это было для вас великим испытанием (или великой милостью) от вашего Господа». |
7. | Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки». |
8. | Муса (Моисей) сказал: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах - Богатый, Достохвальный». |
9. | Разве до вас не дошли вести о народе Нуха (Ноя), адитах и самудянах? И тех, кто жил после них? Никто, кроме Аллаха, не ведает о них. К ним приходили посланники с ясными знамениями, но они клали пальцы в рот и говорили: «Мы не веруем в то, с чем вы посланы, и нас терзают смутные сомнения относительно того, к чему вы призываете». |
10. | Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли? Он призывает вас, чтобы простить ваши грехи и предоставить вам отсрочку до назначенного времени». Они говорили: «Вы - такие же люди, как и мы. Вы хотите увести нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам ясное доказательство». |
11. | Посланники говорили им: «Мы - такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает. Мы не можем явить вам знамение без соизволения Аллаха. Пусть же верующие уповают только на Аллаха! |
12. | Отчего же нам не уповать на Аллаха, если Он повел нас нашими путями? Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения. Пусть же уповающие уповают только на Аллаха!». |
13. | Неверующие говорили своим посланникам: «Мы изгоним вас с нашей земли, или же вы вернетесь в нашу религию». Тогда Господь внушал им: «Мы непременно погубим беззаконников |
14. | и поселим вас на земле после них. Так будет с теми, кто боится предстать предо Мной и боится Моей угрозы». |
15. | Они молили о победе, и каждый упорный притеснитель оказывался в убытке. |
16. | А впереди его ожидает Геенна, и поить его будут гнойной водой. |
17. | Он будет пить ее глотками, но едва ли сможет проглотить ее. Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не умрет, ибо перед ним будут тяжкие мучения. [2] |
18. | Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение. |
19. | Разве ты не видишь, что Аллах сотворил небеса и землю ради истины? Если Он пожелает, то уведет вас и приведет другие творения. |
20. | Это для Аллаха не составляет труда. |
21. | Все окажутся перед Аллахом, и тогда слабые скажут тем, которые превозносились: «Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха?». Они скажут: «Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него. Но теперь нам все равно: будем ли мы горевать или будем терпеть - нам негде укрыться». |
22. | Когда дело свершится, дьявол скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания. |
23. | Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут введены в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно с дозволения своего Господа. Их приветствием там будет слово: «Мир!». |
24. | Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. |
25. | Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, - быть может, они помянут назидание. |
26. | А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности. |
27. | Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает. [3] |
28. | Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие и ввергли свой народ в Обитель погибели - |
29. | Геенну, в которой они будут гореть? Как же скверно это местопребывание! |
30. | Они признавали равных Аллаху, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Пользуйтесь благами, но ваш путь лежит в Огонь». |
31. | Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы. |
32. | Аллах - Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, |
33. | подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день. |
34. | Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен. |
35. | Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. |
36. | Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты - Прощающий, Милосердный. |
37. | Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, - быть может, они будут благодарны. [4] |
38. | Господь наш! Тебе ведомо то, что мы утаиваем, и то, что мы обнародуем. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах. |
39. | Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака). Воистину, мой Господь внимает мольбе. |
40. | Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу. |
41. | Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет». |
42. | Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры. |
43. | Они будут спешить с запрокинутыми головами. Взоры не будут возвращаться к ним, а их сердца будут опустошены (переполнены страхом и лишены всех иных чувств). |
44. | Предостерегай людей от того дня, когда к ним явятся мучения. Тогда те, которые поступали несправедливо, скажут: «Господь наш! Дай нам отсрочку на маленький срок, и мы ответим на Твой призыв и последуем за посланниками». Им будет сказано: «Разве раньше вы не клялись, что не покинете земной мир? |
45. | Вы обитали в жилищах тех, которые были несправедливы к себе. Вам было ясно, как Мы поступили с ними, и Мы приводили вам притчи». |
46. | Они строили свои козни, но их козни были у Аллаха. А ведь козни эти могли сдвинуть горы (или не могли сдвинуть горы). |
47. | Не думай, что Аллах нарушает обещания, данные Своим посланникам. Воистину, Аллах - Могущественный, Способный на возмездие. |
48. | В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным. |
49. | В тот день ты увидишь грешников, закованных в цепи. |
50. | Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты Огнем. |
51. | Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела. Воистину, Аллах скор в расчете. |
52. | Это - послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он - Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом. |
[1] Священный Коран был ниспослан на чистом арабском языке, однако арабские племена говорили на разных диалектах, и поэтому Всевышний Аллах ниспослал его в нескольких чтениях.
Передают, что Умар б. аль-Хаттаб рассказывал: «Как-то раз при жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я услышал, как Хишам б. Хаким читает суру «аль-Фуркан», прислушался к его чтению, и оказалось, что он читает ее многими такими способами, которым посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, меня не учил. Я был готов наброситься на него во время намаза, однако сдержался, а когда он произнес слова приветствия, я схватил его за накидку и спросил: «Кто научил тебя читать ту суру, чтение которой я от тебя слышал?» Он сказал: «Читать ее меня научил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Я сказал: «Ты лжешь, ибо посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, научил меня читать ее не так, как читал ты!» А потом я привел его к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я слышал, как этот человек читал суру «аль-Фуркан» нет так, как научил меня читать ее ты!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отпусти его! А ты читай, о Хишам!» Он прочел ее так, как я уже слышал от него, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так она и была ниспослана!» Потом он сказал: «Теперь читай ты, Умар!» Я прочел ее так, как он научил меня, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так она и была ниспослана! Воистину, этот Коран ниспослан в семи чтениях. Читайте же его так, как вам будет легче». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Малик.
Передают со слов Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил прочел мне Коран в одном чтении, и я повторил его. Затем я попросил его добавить, и он добавил, пока не дошел до семи чтений». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслимом.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, довольствовался тем, что ему было позволено читать Коран на семи чтениях, поскольку ему было известно, что обычно арабские слова не имеют более семи разночтений.
Аль-Багави сказал: «Самым очевидным и самым достоверным мнением, которое соответствует очевидному смыслу хадиса, является то, что под чтениями подразумеваются диалекты. Это значит, что различные племена арабов могут читать Коран на своем диалекте в соответствии со своими обычаями. Это касается идгама, изхара, имали, тафхима, ишмама, итмама, хамзы, тальина и других характерных особенностей диалектов».
Существует мнение, что поначалу Коран был ниспослан на диалекте курейшитов и примкнувших к ним чистокровных арабов, а затем арабам было позволено читать его на диалектах, которые они обычно используют, несмотря на различия в произношении и флексии. Им не было велено переходить на диалект другого племени, поскольку это создало бы для них определенные трудности, и поскольку арабы очень ревностно относились к традициям своего племени. Кроме того, это облегчало для них понимание смысла откровений. Об этом сообщил Абу Шамма.
Безусловно, для неарабов все диалекты арабского языка равны, и поэтому для них предпочтительнее читать и изучать Коран на одном диалекте – курейшитском. А для арабов, которые с детства разговаривают на диалекте своего племени, было бы трудно перейти на диалект другого племени, в особенности, если им позволено читать откровения на родном диалекте.
Существование семи чтений не является внутренним противоречием Корана. Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82). Существование различных чтений не означает, что каждое арабское племя может читать Коран на своем родном диалекте, не опираясь на божественное руководство. Напротив, все семь чтений ниспосланы Аллахом, и пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обучил им своих сподвижников в соответствии с тем, чему его научил ангел Джибрил. Это подтверждается многими достоверными хадисами.
[2] Передают со слов Абу Сайда аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения приведут смерть в виде черно-белого барана и поместят между Раем и Адом, а потом ее зарежут у них на глазах. И если бы кто-либо мог умереть от радости, то ими оказались бы обитатели Рая, и если бы кто-либо мог умереть от скорби, то это были бы обитатели Ада». Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным.
[3] Передают, что аль-Бара б. Азиб рассказывал, что аят «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (14:27) ниспослан о мучениях в могиле. Этот хадис передали аль-Бухари, ан-Насаи и Ибн Маджа, а его текст приведен по версии ан-Насаи.
[4] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, а сделала она это для того, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привез ее к Каабе вместе с ее сыном Исмаилом, которого она еще кормила грудью. Он оставил их у большого дерева на возвышенности в верхней части мечети, где впоследствии забил Замзам. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. Он покинул их, оставив мешок фиников и мех с водой, а мать Исмаила последовала за ним, говоря: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет ни людей, ни чего-либо вообще?!». Она повторяла эти слова, но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?». Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» – после чего вернулась, а Ибрахим пошел дальше; достигнув горного перевала, где они не могли увидеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и воззвал к Аллаху со словами: «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14:37). Что же касается матери Исмаила, то она накормила его грудью и выпила всю воду, а когда мех опустел, она и ее сын начали испытывать жажду. Она смотрела, как он извивается (или корчится), а потом не выдержала этого и отошла от него. Самой близкой к ней горой была ас-Сафа, и она забралась на нее, повернулась к долине и стала смотреть по сторонам, надеясь увидеть кого-нибудь, но никого не увидела Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла полы своей одежды и бросилась бежать, как только может бежать изнуренный человек. Когда она пересекла долину и достигла аль-Марвы, то поднялась на нее й стала смотреть по сторонам, надеясь увидеть кого-нибудь, но опять никого так и не увидела. Она проделал это семь раз». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот почему люди бегают между ними». Затем он продолжил: «Достигнув аль-Марвы, она услышала какой-то звук, сказала себе: «Тише!». Она стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать себя, а можешь ли ты помочь?». И тут на месте источника Замзам она увидела ангела, который рыл землю пяткой (или крылом), пока оттуда не забила вода Она принялась огораживать источник и наполнять свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она не тронула Замзам (или не набрала воду), он превратился бы в ручей!». Затем он продолжил: «Она напилась и накормила своего сына, а потом ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь находится Дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не погубит его семью!». Кааба в те времена представляла собой возвышенность наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от нее. Так продолжалось, пока мимо них не проехали люди из племени (или рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када Остановившись в нижней части Мекки, они увидели парившую в небе птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но ведь нам известно, что в этой долине воды нет!». Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего они сами направились туда. В это время мать Исмаила сидела у воды, и они спросили ее: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?». Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они согласились на это». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это». Затем он продолжил: «Тогда они остановились там и послали за своими семьями, которые остались вместе с ними, а некоторые из них обосновались там. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его, когда же он достиг зрелого возраста, они женили его на одной из своих соплеменниц. После смерти матери Исмаила и его свадьбы туда приехал Ибрахим, чтобы повидаться с теми, кого он оставил там, однако он не застал Исмаила дома. Тогда он стал расспрашивать о нем его жену, и она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас что-нибудь». Потом он спросил ее о том, как они живут и каково их положение, и она ответила: «Плохо, ибо мы испытываем нужду и бедствуем!». Она стала жаловаться ему, и он сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его миром и передай ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаил, будто что-то почувствовав, спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил такой-то старец, который расспрашивал нас о тебе, и я рассказала ему о тебе, а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что мы испытываем нужду и бедствуем». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он велел мне поприветствовать тебя миром и передать тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». Исмаил сказал: «Это был мой отец, и он велел мне расстаться с тобой. Возвращайся же к своей семье!». Потом он развелся с ней и женился на другой женщине. Ибрахим провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришел к ним, но опять не застал Исмаила. Тогда он зашел к его жене и стал расспрашивать о нем, а она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас что-нибудь». Он спросил: «Как ваши дела?» – и принялся расспрашивать ее о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас все хорошо и всего вдоволь», после чего она возблагодарила Аллаха. Ибрахим спросил: «Что вы едите?». Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьете?» Она ответила: «Воду», и тогда он сказал: «О Боже, благослови их мясо и воду!». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на зерно». Ибн Аббас сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только мясом и водой за пределами Мекки, это обязательно повредит ему». Затем он продолжил: «Ибрахим сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его миром и передай ему, чтобы он укрепил порог своей двери». Вернувшись, Исмаил спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец». Она отозвалась о нем с похвалой и сказала: «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему о тебе, а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что у нас все хорошо». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он приветствует тебя миром и велит тебе, чтобы ты укрепил порог своей двери». Исмаил сказал: «Это был мой отец, а порог – это ты, и он велел мне не расставаться с тобой». После этого Ибрахим провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а потом пришел к ним и увидел, что Исмаил точит свои стрелы под большим деревом радом с Замзамом. Увидев его, он поднялся со своего места и направился к нему, и они поприветствовали друг друга, как подобает отцу приветствовать сына, а сыну – отца. Потом Ибрахим сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление». Исмаил сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?». Исмаил сказал: «Я помогу тебе». Тогда он сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом». Он указал на холм, возвышавшийся над всем вокруг. После этого они подняли основание Каабы. Исмаил носил камни, а Ибрахим строил ее; когда же были возведены стены, Исмаил принес и поставил этот камень, а Ибрахим встал на него и продолжил строительство. Исмаил же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий» (2:127)». Этот хадис передал аль-Бухари.