Сура 14: Авраам


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 Алиф. Лам. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального
2 Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим,
3 которые предпочитают мирскую жизнь Последней жизни, сбивают других с пути Аллаха и искажают его. Они пребывают в глубоком заблуждении.
4 Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Он - Могущественный, Мудрый. [1]
5 Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями и повелели: «Выведи свой народ из мраков к свету и напомни им дни Аллаха». Воистину, в этом - знамения для каждого терпеливого и благодарного.
6 Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: «Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда спас вас от народа Фараона. Они подвергали вас ужасным мучениям, резали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин. Это было для вас великим испытанием (или великой милостью) от вашего Господа».
7 Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки».
8 Муса (Моисей) сказал: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах - Богатый, Достохвальный».
9 Разве до вас не дошли вести о народе Нуха (Ноя), адитах и самудянах? И тех, кто жил после них? Никто, кроме Аллаха, не ведает о них. К ним приходили посланники с ясными знамениями, но они клали пальцы в рот и говорили: «Мы не веруем в то, с чем вы посланы, и нас терзают смутные сомнения относительно того, к чему вы призываете».
10 Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли? Он призывает вас, чтобы простить ваши грехи и предоставить вам отсрочку до назначенного времени». Они говорили: «Вы - такие же люди, как и мы. Вы хотите увести нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам ясное доказательство».
11 Посланники говорили им: «Мы - такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает. Мы не можем явить вам знамение без соизволения Аллаха. Пусть же верующие уповают только на Аллаха!
12 Отчего же нам не уповать на Аллаха, если Он повел нас нашими путями? Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения. Пусть же уповающие уповают только на Аллаха!».
13 Неверующие говорили своим посланникам: «Мы изгоним вас с нашей земли, или же вы вернетесь в нашу религию». Тогда Господь внушал им: «Мы непременно погубим беззаконников
14 и поселим вас на земле после них. Так будет с теми, кто боится предстать предо Мной и боится Моей угрозы».
15 Они молили о победе, и каждый упорный притеснитель оказывался в убытке.
16 А впереди его ожидает Геенна, и поить его будут гнойной водой.
17 Он будет пить ее глотками, но едва ли сможет проглотить ее. Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не умрет, ибо перед ним будут тяжкие мучения. [2]
18 Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение.
19 Разве ты не видишь, что Аллах сотворил небеса и землю ради истины? Если Он пожелает, то уведет вас и приведет другие творения.
20 Это для Аллаха не составляет труда.
21 Все окажутся перед Аллахом, и тогда слабые скажут тем, которые превозносились: «Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха?». Они скажут: «Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него. Но теперь нам все равно: будем ли мы горевать или будем терпеть - нам негде укрыться».
22 Когда дело свершится, дьявол скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания.
23 Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут введены в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно с дозволения своего Господа. Их приветствием там будет слово: «Мир!».
24 Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу.
25 Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, - быть может, они помянут назидание.
26 А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности.
27 Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает. [3]
28 Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие и ввергли свой народ в Обитель погибели -
29 Геенну, в которой они будут гореть? Как же скверно это местопребывание!
30 Они признавали равных Аллаху, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Пользуйтесь благами, но ваш путь лежит в Огонь».
31 Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы.
32 Аллах - Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки,
33 подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день.
34 Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен.
35 Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам.
36 Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты - Прощающий, Милосердный.
37 Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, - быть может, они будут благодарны. [4]
38 Господь наш! Тебе ведомо то, что мы утаиваем, и то, что мы обнародуем. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах.
39 Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака). Воистину, мой Господь внимает мольбе.
40 Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу.
41 Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет».
42 Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры.
43 Они будут спешить с запрокинутыми головами. Взоры не будут возвращаться к ним, а их сердца будут опустошены (переполнены страхом и лишены всех иных чувств).
44 Предостерегай людей от того дня, когда к ним явятся мучения. Тогда те, которые поступали несправедливо, скажут: «Господь наш! Дай нам отсрочку на маленький срок, и мы ответим на Твой призыв и последуем за посланниками». Им будет сказано: «Разве раньше вы не клялись, что не покинете земной мир?
45 Вы обитали в жилищах тех, которые были несправедливы к себе. Вам было ясно, как Мы поступили с ними, и Мы приводили вам притчи».
46 Они строили свои козни, но их козни были у Аллаха. А ведь козни эти могли сдвинуть горы (или не могли сдвинуть горы).
47 Не думай, что Аллах нарушает обещания, данные Своим посланникам. Воистину, Аллах - Могущественный, Способный на возмездие.
48 В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным.
49 В тот день ты увидишь грешников, закованных в цепи.
50 Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты Огнем.
51 Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела. Воистину, Аллах скор в расчете.
52 Это - послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он - Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом.

[1] Священный Коран был ниспослан на чистом арабском языке, однако арабские племена говорили на разных диалектах, и поэтому Всевышний Аллах ниспослал его в нескольких чтениях.
Передают, что Умар б. аль-Хаттаб рассказывал: «Как-то раз при жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я услышал, как Хишам б. Хаким читает суру «аль-Фуркан», прислушался к его чтению, и оказалось, что он читает ее многими такими способами, которым посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, меня не учил. Я был готов наброситься на него во время намаза, однако сдержался, а когда он произнес слова приветствия, я схватил его за накидку и спросил: «Кто научил тебя читать ту суру, чтение которой я от тебя слышал?» Он сказал: «Читать ее меня научил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Я сказал: «Ты лжешь, ибо посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, научил меня читать ее не так, как читал ты!» А потом я привел его к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Я слышал, как этот человек читал суру «аль-Фуркан» нет так, как научил меня читать ее ты!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отпусти его! А ты читай, о Хишам!» Он прочел ее так, как я уже слышал от него, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так она и была ниспослана!» Потом он сказал: «Теперь читай ты, Умар!» Я прочел ее так, как он научил меня, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так она и была ниспослана! Воистину, этот Коран ниспослан в семи чтениях. Читайте же его так, как вам будет легче». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Малик.
Передают со слов Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил прочел мне Коран в одном чтении, и я повторил его. Затем я попросил его добавить, и он добавил, пока не дошел до семи чтений». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслимом.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, довольствовался тем, что ему было позволено читать Коран на семи чтениях, поскольку ему было известно, что обычно арабские слова не имеют более семи разночтений.
Аль-Багави сказал: «Самым очевидным и самым достоверным мнением, которое соответствует очевидному смыслу хадиса, является то, что под чтениями подразумеваются диалекты. Это значит, что различные племена арабов могут читать Коран на своем диалекте в соответствии со своими обычаями. Это касается идгама, изхара, имали, тафхима, ишмама, итмама, хамзы, тальина и других характерных особенностей диалектов».
Существует мнение, что поначалу Коран был ниспослан на диалекте курейшитов и примкнувших к ним чистокровных арабов, а затем арабам было позволено читать его на диалектах, которые они обычно используют, несмотря на различия в произношении и флексии. Им не было велено переходить на диалект другого племени, поскольку это создало бы для них определенные трудности, и поскольку арабы очень ревностно относились к традициям своего племени. Кроме того, это облегчало для них понимание смысла откровений. Об этом сообщил Абу Шамма.
Безусловно, для неарабов все диалекты арабского языка равны, и поэтому для них предпочтительнее читать и изучать Коран на одном диалекте – курейшитском. А для арабов, которые с детства разговаривают на диалекте своего племени, было бы трудно перейти на диалект другого племени, в особенности, если им позволено читать откровения на родном диалекте.
Существование семи чтений не является внутренним противоречием Корана. Всевышний сказал: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82). Существование различных чтений не означает, что каждое арабское племя может читать Коран на своем родном диалекте, не опираясь на божественное руководство. Напротив, все семь чтений ниспосланы Аллахом, и пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обучил им своих сподвижников в соответствии с тем, чему его научил ангел Джибрил. Это подтверждается многими достоверными хадисами.

[2] Передают со слов Абу Сайда аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения приведут смерть в виде черно-белого барана и поместят между Раем и Адом, а потом ее зарежут у них на глазах. И если бы кто-либо мог умереть от радости, то ими оказались бы обитатели Рая, и если бы кто-либо мог умереть от скорби, то это были бы обитатели Ада». Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным.

[3] Передают, что аль-Бара б. Азиб рассказывал, что аят «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (14:27) ниспослан о мучениях в могиле. Этот хадис передали аль-Бухари, ан-Насаи и Ибн Маджа, а его текст приведен по версии ан-Насаи.

[4] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, а сделала она это для того, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привез ее к Каабе вместе с ее сыном Исмаилом, которого она еще кормила грудью. Он оставил их у большого дерева на возвышенности в верхней части мечети, где впоследствии забил Замзам. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. Он покинул их, оставив мешок фиников и мех с водой, а мать Исмаила последовала за ним, говоря: «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет ни людей, ни чего-либо вообще?!». Она повторяла эти слова, но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?». Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» – после чего вернулась, а Ибрахим пошел дальше; достигнув горного перевала, где они не могли увидеть его, он повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и воззвал к Аллаху со словами: «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14:37). Что же касается матери Исмаила, то она накормила его грудью и выпила всю воду, а когда мех опустел, она и ее сын начали испытывать жажду. Она смотрела, как он извивается (или корчится), а потом не выдержала этого и отошла от него. Самой близкой к ней горой была ас-Сафа, и она забралась на нее, повернулась к долине и стала смотреть по сторонам, надеясь увидеть кого-нибудь, но никого не увидела Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла полы своей одежды и бросилась бежать, как только может бежать изнуренный человек. Когда она пересекла долину и достигла аль-Марвы, то поднялась на нее й стала смотреть по сторонам, надеясь увидеть кого-нибудь, но опять никого так и не увидела. Она проделал это семь раз». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вот почему люди бегают между ними». Затем он продолжил: «Достигнув аль-Марвы, она услышала какой-то звук, сказала себе: «Тише!». Она стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать себя, а можешь ли ты помочь?». И тут на месте источника Замзам она увидела ангела, который рыл землю пяткой (или крылом), пока оттуда не забила вода Она принялась огораживать источник и наполнять свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она не тронула Замзам (или не набрала воду), он превратился бы в ручей!». Затем он продолжил: «Она напилась и накормила своего сына, а потом ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь находится Дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не погубит его семью!». Кааба в те времена представляла собой возвышенность наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от нее. Так продолжалось, пока мимо них не проехали люди из племени (или рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када Остановившись в нижней части Мекки, они увидели парившую в небе птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но ведь нам известно, что в этой долине воды нет!». Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего они сами направились туда. В это время мать Исмаила сидела у воды, и они спросили ее: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?». Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они согласились на это». Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это». Затем он продолжил: «Тогда они остановились там и послали за своими семьями, которые остались вместе с ними, а некоторые из них обосновались там. Тем временем мальчик подрос и научился у них арабскому языку, а они восхищались им и ценили его, когда же он достиг зрелого возраста, они женили его на одной из своих соплеменниц. После смерти матери Исмаила и его свадьбы туда приехал Ибрахим, чтобы повидаться с теми, кого он оставил там, однако он не застал Исмаила дома. Тогда он стал расспрашивать о нем его жену, и она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас что-нибудь». Потом он спросил ее о том, как они живут и каково их положение, и она ответила: «Плохо, ибо мы испытываем нужду и бедствуем!». Она стала жаловаться ему, и он сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его миром и передай ему, чтобы он сменил порог у своей двери». Вернувшись, Исмаил, будто что-то почувствовав, спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил такой-то старец, который расспрашивал нас о тебе, и я рассказала ему о тебе, а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что мы испытываем нужду и бедствуем». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он велел мне поприветствовать тебя миром и передать тебе, чтобы ты сменил порог своей двери». Исмаил сказал: «Это был мой отец, и он велел мне расстаться с тобой. Возвращайся же к своей семье!». Потом он развелся с ней и женился на другой женщине. Ибрахим провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а затем пришел к ним, но опять не застал Исмаила. Тогда он зашел к его жене и стал расспрашивать о нем, а она сказала: «Он ушел, чтобы добыть для нас что-нибудь». Он спросил: «Как ваши дела?» – и принялся расспрашивать ее о том, как они живут и каково их положение, и она сказала: «У нас все хорошо и всего вдоволь», после чего она возблагодарила Аллаха. Ибрахим спросил: «Что вы едите?». Она ответила: «Мясо». Он спросил: «А что пьете?» Она ответила: «Воду», и тогда он сказал: «О Боже, благослови их мясо и воду!». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В то время у них не было зерна, а если бы оно было, то он призвал бы благословение Аллаха и на зерно». Ибн Аббас сказал: «Если же кто-нибудь станет питаться только мясом и водой за пределами Мекки, это обязательно повредит ему». Затем он продолжил: «Ибрахим сказал: «Когда придет твой муж, поприветствуй его миром и передай ему, чтобы он укрепил порог своей двери». Вернувшись, Исмаил спросил: «Приходил ли к вам кто-нибудь?». Его жена ответила: «Да, к нам приходил благообразный старец». Она отозвалась о нем с похвалой и сказала: «Он спрашивал меня о тебе, и я рассказала ему о тебе, а потом он спросил меня о том, как мы живем, и я сказала ему, что у нас все хорошо». Исмаил спросил: «Дал ли он тебе какой-нибудь совет?». Она ответила: «Да, он приветствует тебя миром и велит тебе, чтобы ты укрепил порог своей двери». Исмаил сказал: «Это был мой отец, а порог – это ты, и он велел мне не расставаться с тобой». После этого Ибрахим провел отдельно от них столько времени, сколько было угодно Аллаху, а потом пришел к ним и увидел, что Исмаил точит свои стрелы под большим деревом радом с Замзамом. Увидев его, он поднялся со своего места и направился к нему, и они поприветствовали друг друга, как подобает отцу приветствовать сына, а сыну – отца. Потом Ибрахим сказал: «О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление». Исмаил сказал: «Делай, что повелел тебе твой Господь». Он спросил: «А ты поможешь мне?». Исмаил сказал: «Я помогу тебе». Тогда он сказал: «Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом». Он указал на холм, возвышавшийся над всем вокруг. После этого они подняли основание Каабы. Исмаил носил камни, а Ибрахим строил ее; когда же были возведены стены, Исмаил принес и поставил этот камень, а Ибрахим встал на него и продолжил строительство. Исмаил же подносил ему камни, и они говорили: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий» (2:127)». Этот хадис передал аль-Бухари.