Сура 17: Ночной Перенос


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он - Слышащий, Видящий. [1]
2 Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и сделали его верным руководством для сынов Исраила (Израиля): «Не берите в покровители никого, кроме Меня!
3 О потомки тех, кого Мы перенесли вместе с Нухом (Ноем)! Воистину, он был благодарным рабом».
4 Мы предопределили сынам Исраила (Израиля) в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными».
5 Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено.
6 Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными.
7 Мы сказали: «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе». Когда же наступил срок последнего обещания, Мы позволили вашим врагам опечалить ваши лица, войти в Иерусалимскую мечеть подобно тому, как они вошли туда в первый раз, и до основания разрушить все, что попадало им в руки.
8 Быть может, ваш Господь помилует вас. Но если вы вернетесь к бесчинству, то Мы также вернемся к наказанию. Мы сделали Геенну местом заточения для неверующих.
9 Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда.
10 А тем, которые не веруют в Последнюю жизнь, Мы приготовили мучительные страдания.
11 Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив.
12 Мы сделали ночь и день двумя знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся, чтобы вы стремились к милости вашего Господа, могли вести летоисчисление и знали счет. Всякой вещи Мы дали исчерпывающее разъяснение.
13 Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой.
14 Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя.
15 Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника.
16 Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью.
17 Сколько же поколений мы погубили после Нуха (Ноя)! Достаточно того, что Аллах знает и видит грехи Своих рабов.
18 Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным.
19 А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены.
20 Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещенными.
21 Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу.
22 Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и покинутым.
23 Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!». - не кричи на них и обращайся к ним почтительно.
24 Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком».
25 Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. И если вы будете праведниками, то ведь Он прощает тех, кто обращается к Нему с раскаянием.
26 Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно.
27 Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу.
28 Если ты отворачиваешься от них (если у тебя нет средств на пожертвования, и ты отказываешь тем, кто имеет на них право), желая обрести милость Аллаха, на которую ты надеешься, то говори с ними любезно.
29 Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным.
30 Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов.
31 Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей - тяжкий грех.
32 Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем.
33 Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если ктолибо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь.
34 Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу.
35 Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению).
36 Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу. [2]
37 Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!
38 Все это зло ненавистно твоему Господу.
39 Такова часть мудрости, которая внушена тебе в откровении от твоего Господа. Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным.
40 Неужели ваш Господь почтил вас сыновьями, а Себе взял дочерей из числа ангелов? Воистину, вы говорите ужасные слова.
41 Мы дали разъяснения в этом Коране, чтобы они помянули наставление, но это лишь увеличивает их отвращение.
42 Скажи: «Если бы, как они говорят, наряду с Ним существовали другие боги, то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона».
43 Пречист Он и премного выше того, что они говорят.
44 Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия. Воистину, Он - Выдержанный, Прощающий.
45 Когда ты прочел Коран, Мы воздвигли между тобой и теми, кто не верит в Последнюю жизнь, невидимую завесу. [3]
46 Мы набросили на их сердца покрывала, дабы они не могли понять его (Коран), и лишили их уши слуха. Когда ты поминаешь в Коране своего Единственного Господа, они отворачиваются, испытывая к этому отвращение.
47 Мы лучше знаем, что именно они слушают, когда слушают тебя. А когда они совещаются втайне, то беззаконники говорят: «Вы следуете всего лишь за околдованным человеком».
48 Посмотри, какие притчи они приводят тебе. Они впали в заблуждение и не могут найти дорогу.
49 Они скажут: «Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?».
50 Скажи: «Даже если вы станете камнями, или железом,
51 или другим творением, которое представляется могучим в ваших сердцах». Они скажут: «Кто же нас возвратит?». Скажи: «Тот, Кто сотворил вас в первый раз». Но они покачают головами и скажут: «Когда же это произойдет?». Скажи: «Быть может, это произойдет очень скоро!».
52 В тот день Он призовет вас, и вы ответите Ему похвалой и предположите, что пробыли на земле совсем недолго.
53 Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо дьявол вносит между ними раздор. Воистину, дьявол для человека - явный враг.
54 Вашему Господу лучше знать вас. Если Он пожелает, то смилостивится над вами, а если пожелает, то подвергнет вас мучениям. Мы не посылали тебя их попечителем и хранителем.
55 Твоему Господу лучше знать тех, кто на небесах и на земле. Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду (Давиду) Мы даровали Забур (Псалтирь). [4]
56 Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого».
57 Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться. [5]
58 Нет такого поселения, которое Мы не разрушим перед наступлением Дня воскресения или не подвергнем тяжким мучениям. Так было предначертано в Писании.
59 Мы не отправили знамения только потому, что прежние поколения не уверовали в них. Мы даровали самудянам верблюдицу как наглядное знамение, но они поступили с ней несправедливо. Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения. [6]
60 Вот Мы сказали тебе: «Воистину, твой Господь объемлет людей». Мы сделали показанное тебе видение и дерево, проклятое в Коране, искушением для людей. Мы устрашаем их, но это лишь увеличивает их великую непокорность. [7]
61 Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Они пали ниц, и только Иблис сказал: «Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?».
62 Иблис сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих».
63 Аллах сказал: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием.
64 Возбуждай своим голосом, кого сможешь, пускай в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания дьявола - всего лишь обольщение.
65 Воистину, ты не властен над Моими рабами. Довольно того, что твой Господь является их Попечителем и Хранителем».
66 Ваш Господь ведет для вас по морю корабли, дабы вы могли снискать Его милость. Воистину, Он милосерден к вам.
67 Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него. Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен.
68 Неужели вы не опасаетесь того, что Он может заставить часть суши поглотить вас или низринуть на вас ураган с камнями? Ведь тогда вы не найдете себе попечителя и хранителя!
69 Или же вы уверены в том, что Он не вернет вас в море еще раз, чтобы наслать на вас ураганный ветер и потопить вас за неверие? Ведь тогда никто не станет мстить Нам за вас!
70 Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями.
71 В тот день Мы созовем всех людей вместе с их предводителями. Тогда те, кому книга будет вручена в правую руку, прочтут ее, и к ним не будет проявлено несправедливости даже величиной с финиковую плеву.
72 А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни и окажется еще более заблудшим.
73 Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их возлюбленным.
74 Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону.
75 Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!
76 Они чуть не изгнали тебя с земли, вытесняя тебя оттуда. Но ведь после твоего изгнания они сами оставались бы там лишь недолго.
77 Так поступали с Нашими посланниками, отправленными до тебя. Ты не найдешь изменений в Наших установлениях.
78 Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах). [8]
79 Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место. [9]
80 Скажи: «Господи! Пусть мое пришествие будет правдивым, и пусть мой уход будет правдивым! Даруй мне от Тебя знамение в помощь».
81 Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». [10]
82 Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам он не прибавляет ничего, кроме убытка.
83 Когда Мы даруем милость человеку, он отворачивается и удаляется в гордыне. Если же его касается беда, то он приходит в отчаяние.
84 Скажи: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем».
85 Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух - от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало». [11]
86 Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что дали тебе в откровении. И никто не защитил бы тебя от Нас,
87 не будь милости твоего Господа. Воистину, Его милость к тебе велика!
88 Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу».
89 Мы разъяснили людям в этом Коране всякие притчи, но большинство людей отвергает все, кроме неверия.
90 Они говорят: «Ни за что мы не уверуем, пока ты не исторгнешь для нас из земли источник;
91 или пока не будет у тебя пальмовой рощи и виноградника, в которых ты проложишь реки;
92 или пока не обрушишь на нас небо кусками, как ты это утверждаешь; или не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами;
93 или пока у тебя не будет дома из драгоценностей; или пока ты не взойдешь на небо. Но мы не поверим в твое восхождение, пока ты не спустишься с Писанием, которое мы станем читать». Скажи: «Пречист мой Господь! Я же - всего лишь человек и посланник».
94 Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?».
95 Скажи: «Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела».
96 Скажи: «Довольно того, что Аллах является Свидетелем между мною и вами. Воистину, Он знает и видит Своих рабов».
97 Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. А для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него. В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени.
98 Таково возмездие им за то, что они не уверовали в Наши знамения и говорили: «Неужели после того, как мы превратимся в прах и частички, мы будем воскрешены в новом творении?».
99 Неужели они не видят, что Аллах, сотворивший небеса и землю, способен создать подобных им? Он установил для них срок, в котором нет сомнения, но беззаконники отвергают все, кроме неверия.
100 Скажи: «Если бы вы владели сокровищницами милости моего Господа, то все равно скупились бы из страха обеднеть, ибо человек скуп».
101 Мы даровали Мусе (Моисею) девять ясных знамений. Спроси сынов Исраила (Израиля) о том, как Муса (Моисей) пришел к ним, и Фараон сказал ему: «О Муса (Моисей)! Воистину, я полагаю, что ты околдован».
102 Муса (Моисей) сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель».
103 Фараону хотелось вытеснить их с земли, но Мы потопили его и всех, кто был с ним.
104 После этого Мы сказали сынам Исраила (Израиля): «Живите на этой земле. А когда исполнится последнее обещание, Мы соберем вас всех вместе».
105 Мы ниспослали его (Коран) с истиной, и он сошел с истиной, а тебя Мы послали только добрым вестником и предостерегающим увещевателем.
106 Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями.
107 Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками.
108 Они говорят: «Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится».
109 Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение».
110 Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него - самые прекрасные имена». Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим. [12]
111 Скажи: «Хвала Аллаху, Который не взял Себе сына, Который ни с кем не делит власть, Которому не нужен защитник от унижения». И возвеличивай Его величаво!

[1] Передают, что Анас б. Малик рассказывал со слов Малика б. Сааса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда я находился в доме в полусонном состоянии, меня назвали человеком, находящимся между двумя другими. Потом мне преподнесли золотой таз, наполненный мудростью и верой. Затем мне рассекли тело от горла до нижней части живота, после чего мой живот был помыт водой из источника Замзам, а мое сердце было заполнено мудростью и верой. Потом ко мне привели белое животное, которое было ниже мула и выше осла. Его звали Бурак. Затем я отправился в путь вместе с Джибрилем. Когда мы достигли ближайшего неба, нас спросили: «Кто это?». Он ответил: «Это – Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Адама и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о потомок и пророк!». Когда мы добрались до второго неба, нас спросили: «Кто это?». Джибрил ответил: «Это – Джибрил». Тогда его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Исы с Йахьей и поприветствовал их. Они ответили: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до третьего неба, и нас спросили: «Кто это?». Джибрил ответил: «Это – Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Йусуфа и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до четвертого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джибрил ответил: «Это – Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?» Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Идриса и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до пятого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джибрил ответил: «Это – Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так мы дошли до Харуна, и я поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Затем мы добрались до шестого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джибрил ответил: «Это – Джибрил». Тогда его спросили: «А кто с тобой?». Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Так я дошел до Мусы и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о брат и пророк!». Когда же я миновал его, он заплакал. Его спросили: «Почему ты плачешь?». Он ответил: «Господи! У этого юноши, который отправлен после меня, будет больше последователей, которые войдут в Рай, чем у меня». Затем мы добрались до седьмого неба, и нас спросили: «Кто это?». Джибрил ответил: «Это – Джибрил». Его спросили: «А кто с тобой?» Он ответил: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха». Его спросили: «Его вызывали?». Он ответил: «Да». Тогда они сказали: «Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!». Затем я дошел до Ибрахима и поприветствовал его. Он ответил: «Добро пожаловать, о сын и пророк!». Затем мне показали Дом заполненный. Когда я спросил о нем у Джибрил, он ответил: «Это – Дом заполненный». Ежедневно в нем молятся семьдесят тысяч ангелов, а затем они выходят и никогда больше не возвращаются сюда». Потом мне показали Лотус крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские глиняные кувшины, а листья подобны слоновым ушам. У основания этого дерева текут четыре реки, две из которых видимые, а две – скрытые. Когда я спросил о них Джибрила, он ответил: «Скрытые реки текут из Рая, а видимые реки – это Нил и Евфрат». Затем мне было велено совершать пятьдесят намазов. Затем я отправился назад и дошел до Мусы. Он спросил меня: «Что там произошло?». Я ответил: «Мне было велено совершать пятьдесят намазов». Он сказал: «Я знаю людей лучше тебя, потому что я прошел тяжелый путь, пока привел сынов Исраила к повиновению. Твои последователи не справятся с этим. Вернись к Господу своему и умоли Его». Я вернулся и обратился с мольбой к Аллаху. Он сократил число обязательных намазов до сорока. Затем произошло то же самое, и тогда Аллах сократил число обязательных намазов до тридцати, затем – до двадцати, затем – до десяти. Затем я вновь дошел до Мусы, и он в очередной раз повторил мне свои слова. Тогда Аллах сократил число обязательных намазов до пяти. Когда я вновь встретился с Мусой, он спросил меня: «Что там произошло?». Я ответил: «Он сократил их до пяти». Муса попытался вернуть меня, но я сказал: «Я уже покорился Его воле». Тут раздался глас: «Я ниспослал предписание и облегчил бремя Своих рабов. Но за каждое благодеяние Я буду вознаграждать их в десятикратном размере». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и другие.

[2] Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: «Воистину, Аллах не лишает людей знания внезапно, а лишает их его, забирая к Себе ученых. Когда же не останется ученых, люди выберут для себя невежественных предводителей; им будут задавать вопросы, а они будут издавать фетвы, не имея знаний. Так они сами впадут в заблуждение и собьют с пути других». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа и другие.

[3] Передают, что Асма бт. Абу Бакр рассказывала: «Когда была ниспослана сура «Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба…» (111:1), одноглазая Умм Джамил бт. Харб с криком отправилась на поиски Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Неся в руке камень, она декламировала: «Мы не повинуемся постыженному, не принимаем его религию и ослушаемся его велений». В то время посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вместе с Абу Бакром сидел возле мечети. Когда Абу Бакр увидел ее, то сказал: «О посланник Аллаха, она идет, и я боюсь, что она увидит тебя». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Она не сможет увидеть меня». Он начал читать Коран и защитил себя, о чем сказал Всевышний: «Когда ты прочел Коран, Мы воздвигли между тобой и теми, кто не верит в Последнюю жизнь, невидимую завесу» (17:45). Она подошла и встала напротив Абу Бакра. Не заметив посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, она сказала: «О Абу Бакр, мне рассказали, что твой товарищ высмеивал меня в стихах». Он сказал: «Нет, клянусь Господом этого Дома, он не высмеивал тебя». Тогда она повернулась и пошла прочь, говоря: «Всем курейшитам известно, что я – дочь их господина». Об этом сообщил Ибн Абу Хатим.

[4] См. комм. [4:163::1].

[5] Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Группа людей поклонялась группе джиннов. Затем эти джинны обратились в ислам, а люди продолжали поклоняться им, и тогда был ниспослан аят: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу» (17:57). Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие, а его текст приведен согласно версии Муслима.

[6] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Жители Мекки потребовали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он превратил ас-Сафу в гору золота, и чтобы остальные горы раздвинулись, и они могли заниматься земледелием. Тогда ему было сказано: «Если хочешь, повремени с ними, а если хочешь, то дай им то, что они просят, и если после этого они откажутся уверовать, то они погибнут, подобно их предшественникам». Он сказал: «Нет, я повременю с ними». И тогда Великий и Могучий Аллах ниспослал аят: «Мы не отправили знамения только потому, что прежние поколения не уверовали в них. Мы даровали самудянам верблюдицу как наглядное знамение…» (17:59). Этот хадис передали Ахмад, Ибн Джарир и аль-Хаким, причем последний назвал его цепочку рассказчиков достоверной, и с этим согласился аз-Захаби. Аль-Хейсами назвал его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

[7] Передают, что Ибн Аббас, комментируя слова Всевышнего «Вот Мы сказали тебе: «Воистину, твой Господь объемлет людей». Мы сделали показанное тебе видение и дерево, проклятое в Коране, искушением для людей» (17:60), сказал: «Это видение он видел наяву, когда был ночью перенесен в Иерусалим. А дерево, проклятое в Коране, – это дерево Заккум». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и ат-Тирмизи.

[8] Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Общий намаз превосходит намаз, совершаемый любым из вас в одиночестве, в двадцать пять раз, и ангелы ночи и дня собираются вместе во время рассветного намаза». Затем Абу Хурейра сказал: «Если хотите, что читайте: «Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)» (17:78). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслим. Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днем, и встречаются друг с другом во время рассветного и послеполуденного намазов. После этого те, которые провели среди вас ночь, восходят, и Аллах спрашивает их, хотя Ему известно о вас лучше, чем им: «В каком положении вы оставили рабов Моих?». Они отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и, когда мы пришли к ним, они тоже молились». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и другие.

[9] Передают со слов Хариджы б. Хузафы, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах укрепил вас при помощи дополнительного намаза, который для вас лучше, чем рыжие верблюды». Люди спросили: «О посланник Аллаха, что же это за намаз?». Он ответил: «Это – намаз витр, который совершается после вечернего намаза до наступления рассвета». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хаким и другие, причем аль-Хаким назвал его достоверным. Похожий хадис также передал Ахмад со слов Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса.
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшим постом после поста в рамадане является пост в запретном месяце Аллаха мухарраме, а лучшим из намазов после обязательных является ночной намаз». Этот хадис передали Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие.
2) Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принесли мясо. Ему подали лопатку, поскольку он любил это место, и он откусил кусочек, а потом сказал: «Я стану главой людей в День воскресения. А знаете ли вы о причине этого? Аллах соберет всех первых и последних на одной обширной равнине так, что глашатай сможет обратиться ко всем им и всех их можно будет охватить взором. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь и печаль, что у них не хватит ни сил, ни терпения переносить это, и тогда люди станут говорить друг другу: «Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом?». Одни из них скажут другим: «Вам следует пойти к Адаму!». Они придут к Адаму, мир ему, и скажут: «Ты – отец людей; Аллах создал тебя Своей Рукой и вдохнул в тебя от Своего духа, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?!». Адам скажет: «Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался никогда прежде и как не будет гневаться никогда больше, и, поистине, Он запретил мне приближаться к тому дереву, а я ослушался Его! О моя душа, моя душа, моя душа! А вы ступайте к другому, ступайте к Нуху!». Тогда они придут к Нуху и скажут: «О Нух, поистине, ты – первый из посланников к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!». Он скажет: «Поистине, мой Великий и Могучий Господь сегодня разгневался так, как не гневался никогда раньше и как не будет гневаться никогда больше, и, поистине, у меня была возможность обратиться к Аллаху только с мольбой, и я проклял мой народ. О моя душа, моя душа, моя душа! А вы ступайте к другому, ступайте к Ибрахиму!». Они придут к Ибрахиму и скажут: «О Ибрахим, ты – пророк Аллаха и Его возлюбленный среди обитателей земли, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!». Он скажет им: «Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться никогда больше; что же касается меня, то я трижды солгал! О моя душа, моя душа, моя душа! А вы ступайте к другому, ступайте к Мусе!». Они придут к Мусе и скажут: «О Муса, ты – посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми и почтил тебя тем, что вручил тебе Свое послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!». Он скажет: «Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался никогда раньше и как не будет гневаться никогда больше; что же касается меня, то я убил человека, которого мне не было велено убивать! О моя душа, моя душа, моя душа! А вы ступайте к другому, ступайте к Исе!». Они придут к Исе и скажут: «О Иса, ты – посланник Аллаха, и Его слово, которое Он бросил Марьям, и дух от Него, и ты говорил с людьми еще в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?!». Иса скажет: «Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался никогда раньше и как не будет гневаться никогда больше!» – однако он не станет упоминать о каких-либо грехах. – «О моя душа, моя душа, моя душа! А вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду!». Они придут к Мухаммаду и скажут: «О Мухаммад, ты – посланник Аллаха и последний из пророков, а Аллах простил тебе все прошлые и будущие грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!». И тогда я пойду к основанию Трона и склонюсь в земном поклоне перед моим Великим и Могучим Господом, после чего Он откроет мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: «О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твое заступничество будет принято!». Я же подниму голову и скажу: «Моя община, Господи! Моя община, Господи!». Тогда будет сказано: «О Мухаммад, введи через правые врата Рая тех из общины твоей, кому не предстоит расчет, но они могут входить вместе с людьми и через другие врата!». Потом он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, расстояние между каждыми двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Химьяром (или между Меккой и Бусрой)!». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи.

[10] Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вступил в Мекку в день ее завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: «Явилась истина, и сгинула ложь…» (17:81); «Явилась истина, и ложь ничего больше не породит и не вернется» (34:49). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и другие.

[11] Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Однажды я шел рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он опирался на пальмовую ветвь. Мы прошли мимо группы иудеев, и некоторые из них предложили: «Спросите его о душе». Другие сказали: «Не спрашивайте его, он все равно не скажет вам того, что вам не понравится». Но они сказали: «Нет, мы непременно спросим его». Тогда один из них встал и сказал: «Абу аль-Касим, что такое душа?». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, промолчал, и я сказал: «Он получает откровение». Я встал, и когда его отпустило, он сказал: «Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух – от повеления моего Господа…» (17:85). Поистине, им дано знать об этом лишь немного». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и другие.
Передают также, что Ибн Аббас рассказывал: «Однажды курейшиты попросили иудеев: «Скажите нам, о чем спросить этого человека». Те сказали: «Спросите его о душе». Когда же они спросили его о душе, Всевышний Аллах ниспослал аят: «Они станут спрашивать тебя о духе (душе или Джибриле). Скажи: «Дух – от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало» (17:85). Иудеи же сказали: «А нам даровано большое знание. Нам дарован Таурат, и тот, кому дарован Таурат, получил великое благо». Тогда был ниспослан аят: «Скажи: «Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море» (18:109). Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным, но малоизвестным. Его же передали Ахмад, Ибн Джарир и аль-Хаким.
Из первого хадиса ясно следует, что этот аят был ниспослан в Медине, хотя эта сура целиком является мекканской. Возможно, что в Медине этот аят был ниспослан повторно. Возможно также, что ему было ниспослано повеление ответить иудеям аятом, который уже был ниспослан. Об этом писал Ибн Касир.

[12] Передают со слов Укбы б. Амира, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Читающий Коран вслух подобен тому, кто раздает пожертвования открыто, а читающий Коран про себя подобен тому, кто раздает пожертвования тайно». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а аль-Хаким передал его со слов Муаза б. Джабала. Аль-Албани назвал его достоверным в книге «Сахих аль-Джами ас-Сагир».
2) Передают, что Ибн Аббас рассказывал о словах Всевышнего: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом…» (17:110): «Когда был ниспослан этот аят, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скрывался в Мекке. Совершая молитвы вместе со своими сподвижниками, он громко читал Коран. Если же язычники слышали его чтение, то они начинали поносить и Коран, и Того, Кто его ниспослал, и того, кто его принес. И тогда Всевышний Аллах сказал Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Не совершай свой намаз громко…», то есть не читай Коран слишком громко, ибо тогда это чтение услышат язычники и станут поносить Коран, «…и не совершай его шепотом…», то есть пусть чтение будет не слишком тихим для твоих сподвижников, ибо тогда они не услышат тебя, «…а выбери среднее между этим». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и Ибн Джарир.