Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! | |
1. | Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры. |
2. | Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он не взял Себе сына и ни с кем не делил власть. Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру (или предопределил ее). |
3. | Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены. Они не властны принести вред или пользу даже самим себе и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением. |
4. | Неверующие говорят: «Это - всего лишь ложь, которую он выдумал с помощью других людей». Воистину, они поступают несправедливо и лгут. |
5. | Они говорят: «Это - легенды древних народов. Он попросил записать их, и их читают ему утром и после полудня». |
6. | Скажи: «Ниспослал его Тот, Кому известны тайны на небесах и на земле. Он - Прощающий, Милосердный». |
7. | Они сказали: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был ниспослан ангел, который предостерегал бы вместе с ним? |
8. | Почему ему не даровано сокровище? Почему у него нет сада, из которого он бы вкушал?». Беззаконники сказали: «Воистину, вы следуете лишь за околдованным мужем». |
9. | Посмотри, как они приводят тебе притчи! Они впали в заблуждение и не могут найти дороги. |
10. | Благословен Тот, Кто дарует тебе, если пожелает, нечто лучшее - Райские сады, в которых текут реки, а также дворцы. |
11. | Но они считают ложью Час, а для тех, кто считает ложью Час, Мы приготовили Пламя. |
12. | Когда оно завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и тяжелое дыхание. |
13. | Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут призывать погибель. |
14. | Не призывайте сегодня одну погибели, а призывайте много погибелей! |
15. | Скажи: «Это лучше или же Сад вечности, который обещан богобоязненным и будет им воздаянием и местом прибытия?». |
16. | Там они получат все, что пожелают, и останутся навечно. Твой Господь взял на себя это испрошенное обещание. |
17. | В тот день Он соберет их и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и скажет: «Это вы ввели в заблуждение этих Моих рабов, или же они сами сбились с пути?». |
18. | Они скажут: «Пречист Ты! Не подобало нам брать покровителей и помощников вместо Тебя. Однако Ты позволил им и их отцам пользоваться благами, так что они забыли Напоминание. Они были пропащим народом». |
19. | Они опровергли то, что вы говорите, и вы не можете ни отвратить наказание, ни помочь себе. Тем из вас, кто поступал несправедливо, Мы дадим вкусить великие мучения. |
20. | Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам. Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь - Видящий. |
21. | Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: «Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?». Они надменно возгордились в душе собой и проявили великое неповиновение. |
22. | В тот день, когда они увидят ангелов, для грешников не будет никакой благой вести, и они (ангелы) скажут: «Вот преграда непреодолимая!». |
23. | Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах. |
24. | У обитателей Рая в тот день будет более хорошая обитель и более прекрасное место отдыха. |
25. | В тот день небо разверзнется и покроется облаками, и будут низведены ангелы. |
26. | В тот день власть будет истинной и будет принадлежать Милостивому, и день тот будет тяжким для неверующих. |
27. | В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника! |
28. | О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! |
29. | Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки. [1] |
30. | Посланник сказал: «Господи! Мой народ забросил этот Коран». |
31. | Так для каждого пророка Мы создали врагов из числа грешников, но довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает. |
32. | Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?». Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. [2] |
33. | Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование. |
34. | Тем, которые будут собраны в Геенну ничком, уготовано наихудшее место, и они более других сбились с пути. |
35. | Воистину, Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и сделали его брата Харуна (Аарона) помощником ему. |
36. | Мы повелели: «Ступайте вдвоем к народу, который счел ложью Наши знамения». А потом Мы уничтожили его до основания. |
37. | Мы потопили народ Нуха (Ноя), когда они сочли лжецами посланников, и сделали их знамением для людей. Мы приготовили беззаконникам мучительные страдания. |
38. | А также адитов, самудян, жителей Расса и многие поколения, которые были между ними. |
39. | Каждому из них Мы приводили притчи, и каждый из них Мы подвергли полному истреблению. |
40. | Они уже проходили мимо селения, на которое выпал недобрый дождь. Разве они не видели его? О нет! Они не надеялись на то, что будут воскрешены. |
41. | Завидев тебя, они лишь насмехаются над тобой: «Неужели это - тот, кого Аллах отправил посланником? |
42. | Он готов был отвратить нас от наших богов, если бы мы не проявили терпение». Когда они увидят наказание, они узнают, кто больше других сбился с пути. |
43. | Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? |
44. | Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они - всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути. |
45. | Разве ты не видишь, как твой Господь простирает тень? Если бы Он захотел, то сделал бы ее неподвижной. Затем Мы делаем солнце ее путеводителем |
46. | и затем постепенно сжимаем ее к Себе. |
47. | Он - Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон - отдыхом, а день - оживлением. |
48. | Он - Тот, Кто посылает ветры с доброй вестью о Своей милости. Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду, |
49. | чтобы оживить ею мертвую землю и напоить ею многочисленный скот и многих людей из тех, кого Мы сотворили. |
50. | Мы распределяем ее (дождевую воду) между ними, чтобы они помянули назидание, но большинство людей отказываются от всего, кроме неверия (или неблагодарности). |
51. | Если бы Мы пожелали, то послали бы в каждое селение предостерегающего увещевателя. |
52. | Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу. |
53. | Он - Тот, Кто смешал два моря (вида воды): одно - приятное, пресное, а другое - соленое, горькое. Он установил между ними преграду и непреодолимое препятствие. |
54. | Он - Тот, Кто сотворил человека из воды и одарил его родственниками и свойственниками. Господь твой - Всемогущий. |
55. | Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не может ни принести им пользу, ни причинить им вред. Неверующий является помощником против своего Господа. |
56. | Мы отправили тебя всего лишь добрым вестником и предостерегающим увещевателем. |
57. | Скажи: «Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения, кроме того, чтобы желающие встали на путь к своему Господу». |
58. | Уповай на Живого, Который не умирает, и прославляй Его хвалой. Довольно того, что Он ведает о грехах Своих рабов. |
59. | Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он - Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего. |
60. | Когда им говорят: «Падайте ниц перед Милостивым!». - они говорят: «Что такое Милостивый? Неужели мы будем падать ниц перед тем, кому ты нам приказываешь?». Это приумножает их отвращение. |
61. | Благословен Тот, Кто установил на небе созвездия Зодиака и установил на нем светильник и освещающую луну. |
62. | Он - Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить. |
63. | А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» |
64. | Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом. |
65. | Они говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в Геенне, поскольку мучения там не отступают. |
66. | Как скверны эта обитель и местопребывание!». |
67. | Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями. |
68. | Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. [3] |
69. | Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. |
70. | Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный. [4] |
71. | Кто раскаивается и поступает праведно, тот действительно возвращается к Аллаху. |
72. | Они не свидетельствуют лживо (или не присутствуют при лживых разговорах), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством. [5] |
73. | Когда им напоминают о знамениях их Господа, они не падают на них глухими и слепыми. |
74. | Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных». |
75. | Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы, и их встретят там приветствием и миром. |
76. | Они пребудут там вечно. Как прекрасна эта обитель и местопребывание! |
77. | Скажи: «Мой Господь не стал бы обращать на вас внимание, если бы не ваши молитвы. Вы сочли это ложью, и скоро оно (наказание) станет неотступным». |
[1] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Когда Абу Муит подсаживался к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в Мекке, он никогда не обижал его, потому что был выдержанным, кротким человеком. Когда же к нему подсаживались остальные курейшиты, они обижали его, и поэтому они стали говорить: «Абу Муит отрекся от веры!». В Шаме у Абу Муита был близкий друг. Когда он вернулся из Шама, то спросил у своей жены: «Чем занимается Мухаммад? Он по-прежнему занимается своей деятельностью?». Она ответила: «Он занимается этим еще активнее!». Он спросил: «А чем занимается мой друг Абу Муит?». Она сказала: «Он отрекся от веры». Он всю ночь переживал, а наутро отправился к Абу Муиту. Когда тот поприветствовал его, он не ответил на его приветствие. Абу Муит спросил: «Почему ты не отвечаешь на мое приветствие?». Он сказал: «Как же я стану отвечать на него, если ты отрекся от веры?». Абу Муит спросил: «Это говорят курейшиты?». Он ответил: «Да». Он спросил: «Что же мне сделать, чтобы они успокоились?». Он сказал: «Подойди к нему на собрании, плюнь ему в лицо и обругай его самыми скверными словами, которые только известны тебе». Абу Муит так и сделал, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вытер слюну со своего лица и сказал: «Если я встречу тебя за пределами мекканских гор, то отрублю тебе голову!». Когда же язычники готовились выступить в поход перед битвой при Бадре, он отказался идти с ними. Его товарищи сказали: «Идем с нами!». Он ответил: «Этот человек обещал, что если встретит меня за пределами мекканских гор, то отрубит мне голову». Они сказали: «У тебя же есть рыжий верблюд, и он не сможет догнать тебя. Если вдруг мы потерпим поражение, то ты сможешь сбежать на нем». Так он отправился в путь вместе с ними. Когда же Аллах сокрушил язычников, его верблюд на ровном месте сбросил его в грязь, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, захватил его в плен в числе семидесяти курейшитов. Абу Муит подошел к нему и спросил: «Из всех людей ты убьешь только меня?». Он ответил: «Да, потому что ты плюнул мне в лицо!». И тогда Аллах ниспослал по поводу Абу Муита аяты: «В тот день беззаконник станет кусать свои руки…» до слов «Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки» (25:27–29). Этот хадис передал ас-Су йути в своем толковании «ад-Дур аль-Мансур», назвав цепочку его рассказчиков достоверной.
[2] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Иудеи спросили: «Абу аль-Касим, почему Коран не был ниспослан целиком за один раз, как была ниспослана Мусе Тора?». Тогда и был ниспослан аят: «Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?». Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом» (25:32). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим. Он же передал слова Ибн Аббаса о том, что об этом его спросили многобожники.
[3] Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили (или же он сам спросил): «Какой грех перед Аллахом является самым тяжким?». Он ответил: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, Который сотворил тебя». Его спросили: «А затем какой?». Он ответил: «Убийство ребенка их страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой». Его спросили: «А затем какой?». Он сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой соседа». И в подтверждение слов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был ниспослан аят: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют» (25:68). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и другие.
[4] Передают, что Сайд б. Джубейр рассказывал, что Абд ар-Рахман б. Абзи попросил меня спросить Ибн Аббаса о смысле двух аятов: «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права» (6:151, 17:33) и «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно» (4:93). Когда же я спросил о них Ибн Аббаса, он сказал: «Когда был ниспослан аят из суры «аль-Фуркан» (25:68), мекканские язычники сказали: «Мы убивали тех, кого Аллах запретил убивать, и взывали наряду с Аллахом к другим богам, и занимались распутством». И тогда Аллах ниспослал аят: «Это не относится к тем, которые раскаялись…» (25:70). Что же касается аята из суры «ан-Ниса», то он относится к человеку, который совершил убийство, уже зная об исламе и его законах. В наказание за это он будет вечно пребывать в Геенне». Затем я рассказал об этом Муджахиду, и тот сказал: «Это не относится к тем, которые пожалели о содеянном». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и Ибн Джарир.
[5] Передают, что Абу Бакра рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Не сообщить ли вам о самых тяжких из грехов?». Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!». Тогда он сказал: «Это – приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность по отношению к родителям». Говоря это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, лежал, опершись на руку, а потом он сел и сказал: «Поистине, это – лживое слово и лживое свидетельство! Это – лживое слово и лживое свидетельство». И он продолжал повторять это, пока я не подумал: «Он никогда не смолкнет!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи.