Сура 33: Союзники


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 О Пророк! Бойся Аллаха и не повинуйся неверующим и лицемерам. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый.
2 Следуй тому, что внушается тебе в откровении от твоего Господа. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете.
3 Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!
4 Аллах не даровал человеку двух сердец в одном теле. Он не сделал вашими матерями тех ваших жен, которых вы объявляете запретными для себя, и не сделал ваших приемных сыновей вашими сыновьями. Это - всего лишь слова из ваших уст. Аллах же глаголет истину и наставляет на прямой путь.
5 Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими. Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце. Аллах - Прощающий, Милосердный. [1]
6 Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены - их матери. В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие и мухаджиры, если только вы не сделаете добро своим друзьям. Так было записано в Писании (Хранимой скрижали). [2]
7 Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет,
8 чтобы Он спросил правдивых об их правдивости. Он приготовил неверующим мучительные страдания.
9 О те, которые уверовали! Помните милость Аллаха, которая была оказана вам, когда воины выступили против вас. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели. Аллах видит то, что вы совершаете.
10 Вот они напали на вас сверху и снизу, и тогда взоры замерли, сердца достигли горла, и вы стали делать предположения об Аллахе.
11 Там верующие подверглись испытанию и сильному потрясению.
12 Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением».
13 Вот некоторые из них сказали: «О жители Ясриба (Медины), вы не сможете выстоять! Вернитесь!». А некоторые из них попросили разрешения у Пророка и сказали: «Наши дома остались беззащитны». Они не были беззащитны - они лишь хотели сбежать.
14 Если бы они (союзники) вторглись в него со всех сторон и потребовали бы от них искушения (отказаться от веры), то они пошли бы на это и не стали бы медлить с этим, разве что немного.
15 А ведь прежде они заключили завет с Аллахом о том, что не обратятся вспять. О завете с Аллахом они будут спрошены.
16 Скажи: «Бегство не принесет вам пользы, если вы пытаетесь сбежать от смерти или гибели. В этом случае вы будете пользоваться благами лишь недолго».
17 Скажи: «Кто защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла? А если Он пожелает оказать вам милость?». Они не найдут для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника.
18 Аллах знает тех из вас, которые отвращают людей от участия в войне, и тех, которые говорят своим братьям: «Идите к нам!». Они принимают в войне ничтожное участие,
19 поскольку они скупы по отношению к вам. Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и Аллах сделал тщетными их деяния. Это для Аллаха было легко.
20 Они полагают, что союзники не ушли. Если бы союзники пришли, то они захотели бы кочевать среди бедуинов и расспрашивать о вас. Будь они вместе с вами, то они бы не сражались, разве что немного.
21 В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха.
22 Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это - то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность.
23 Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства (или умерли), и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету. [3]
24 Это происходит для того, чтобы Аллах воздал правдивым за их правдивость и наказал лицемеров, если Он пожелает этого, или принял их покаяния. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.
25 Аллах вернул неверующих в ярости (или по причине их ярости), и они не обрели добра. Аллах избавил верующих от сражения. Аллах - Всесильный, Могущественный. [4]
26 Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен.
27 Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь.
28 О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво.
29 Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». [5]
30 О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость, то ее мучения будут удвоены. Это для Аллаха легко.
31 А ту из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет поступать праведно, Мы одарим двойным вознаграждением, и Мы приготовили для нее щедрый удел.
32 О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом.
33 Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью. [6]
34 И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах - Проницательный (или Добрый), Ведающий.
35 Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду. [7]
36 Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение.
37 Вот ты сказал тому, кому Аллах оказал милость и кому ты сам оказал милость (Зейду, сыну Харисы): «Удержи свою жену при себе и побойся Аллаха». Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным, и ты опасался людей, хотя Аллах больше заслуживает того, чтобы ты опасался Его. Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. Веление Аллаха обязательно исполняется! [8]
38 На Пророке нет греха в том, что предписал для него Аллах. Таково было установление Аллаха для тех, которые жили прежде. Веление Аллаха является решением предопределенным.
39 Они передали послания Аллаха и боялись Его и не боялись никого, кроме Аллаха. Довольно того, что Аллах ведет счет.
40 Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи. [9]
41 О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно
42 и славьте Его утром и перед закатом.
43 Он - Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим.
44 В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!». Он уготовил для них щедрую награду.
45 О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем,
46 призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем.
47 Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость.
48 Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!
49 О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво.
50 О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим. Мы знаем, что Мы предписали им относительно их жен и невольниц, которыми овладели их десницы. Тебе сделаны исключения для того, чтобы ты не испытывал никакого стеснения. Аллах - Прощающий, Милосердный.
51 Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них (жен Пророка), и удержать возле себя ту, которую пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты прежде отстранил, то это не будет для тебя грехом. Это лучше для того, чтобы глаза каждой из них радовались, чтобы они не печалились и были довольны тем, что ты даруешь им. Аллах знает то, что в ваших сердцах, ибо Аллах - Знающий, Выдержанный. [10]
52 Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя, но это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью.
53 О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллахом. [11]
54 Обнаруживаете вы что-либо или скрываете, Аллах все равно знает о каждой вещи.
55 На них (женах Пророка) не будет греха, если они будут без покрывала перед их отцами, их сыновьями, их братьями, сыновьями их братьев, сыновьями их сестер, своими женщинами и невольниками, которыми овладели их десницы. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах - Свидетель всякой вещи. [12]
56 Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром. [13]
57 Воистину, тех, которые поносят Аллаха и Его Посланника, Аллах проклял в этом мире и в Последней жизни и уготовил им унизительные мучения.
58 А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха.
59 О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный.
60 Если лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом, и те, кто распространяет слухи в Медине, не перестанут, то Мы непременно поможем тебе одолеть их, и тогда они будут соседствовать с тобой здесь совсем недолго,
61 будучи проклятыми. Где бы их ни обнаружили, их будут хватать и безжалостно убивать.
62 Таково было установление Аллаха для тех, которые жили прежде, и ты не найдешь изменения в установлении Аллаха.
63 Люди спрашивают тебя о Часе. Скажи: «Знанием о нем обладает только Аллах». Откуда тебе знать, быть может, Час близок?
64 Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя,
65 в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни покровителя, ни помощника.
66 В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!».
67 Они скажут: «Господь наш! Мы повиновались нашим старейшинам и нашей знати, и они сбили нас с пути.
68 Господь наш! Удвой для них мучения и прокляни их великим проклятием!».
69 О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу (Моисея). Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом. [14]
70 О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово.
71 Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.
72 Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным.
73 Это произошло для того, чтобы Аллах наказал лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц и принял покаяния верующих мужчин и верующих женщин. Аллах - Прощающий, Милосердный.

[1] Передают, что Васила б. аль-Аска рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, величайшей клеветой является объявление человеком себя сыном не своего отца, заявление о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел, и приписывание посланнику Аллаха того, чего он не говорил». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.
Передают, что Абу Зарр рассказывал: «Каждый, кто называет себя сыном не своего отца, зная его, обязательно совершает неверие, и каждый, кто причисляет себя к народу, к которому он не принадлежит, пусть займет свое место в Аду». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа и другие, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.
2) Передают, что Абдуллах б. Умар рассказывал: «Мы звали Зейда б. Харису, вольноотпущенника посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Зейдом б. Мухаммадом, пока не был ниспослан аят: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (33:5)». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и другие.
3) Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах простил моим последователям ошибки, забывчивость и все, к чему они были принуждены вопреки собственной воле». Этот хадис передали Ибн Маджа и аль-Хаким, и аль-Албани назвал его достоверным в книгах «Ирва аль-Галиль» и «Сахих Ибн Маджа».

[2] Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет такого верующего, к которому я не был бы ближе всего как в этом мире, так и в Последней жизни. Если хотите, то прочтите: «Пророк ближе к верующим, чем они сами…» (33:6) И если кто-либо из верующих умрет, оставив после себя имущество, то пусть его унаследуют родственники по отцовской линии, а если он умрет, оставив после себя долг или нуждающихся детей, то пусть они придут ко мне, ибо я – их опекун». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, а его текст приведен согласно версии аль-Бухари.

[3] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Однажды мой дядя, Анас б. ан-Надр, не принимавший участияв битве при Бадре, сказал: «О посланник Аллаха, я не участвовал в твоем первом сражении с язычниками, но если когда-нибудь Аллах даст мне возможность сразиться с ними, то Он увидит, что я сделаю!». Когда же в битве при У худе мусульмане потерпели поражение, он воскликнул: «О Боже, я приношу Тебе извинения за то, что сделали эти, и прошу Тебя засвидетельствовать мою непричастность к тому, что совершили те!». Он имел в виду своих товарищей и многобожников. Затем он двинулся вперед и столкнулся с Саадом б. Муазом. Он сказал: «О Саад б. Муаз! Я стремлюсь к Раю! Клянусь Господом ан-Надра, я ощущаю его благоухание со стороны Ухуда!». После этого уже Саад сказал: «О посланник Аллаха, я не смог сделать того, что сделал он!». Найдя его убитым и обезображенным язычниками, мы насчитали на его теле восемьдесят с лишним ран от мечей, копий и стрел, и никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей его по пальцам рук!». И мы считали, что аят «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом…» (33:23) был ниспослан о нем и о подобных ему». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.
2) Передают, что Зейд б. Сабит рассказывал: «Переписывая листы Корана в отдельные экземпляры, я потерял один аят из суры «аль-Ахзаб», который я часто слышал от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и смог найти его только у Хузеймы б. Сабита аль-Ансари, свидетельство которого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приравнял к свидетельству двух мужчин. В этом аяте говорилось: «Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху…» (33:23).

[4] Передают, что Абу Сайд аль-Худри рассказывал: «Во время битвы у рва язычники не позволили нам совершить полуденный намаз, пока не закатилось солнце. Это произошло до того, как Аллах ниспослал аят: «Аллах избавил верующих от сражения» (33:25). Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал Билялю объявить о полуденном намазе, после чего он совершил его так же, как совершал его, когда делал это вовремя. Затем было объявлено о послеполуденном намазе, и он совершил его так же, как совершал его, когда делал это вовремя. Затем возвестили призыв к закатному намазу, и он совершил его так же, как обычно». Этот хадис передали ан-Насаи и Ибн Джарир, и его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».

[5] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Я всегда хотел спросить У мара о тех двух женах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к которым были обращены слова Аллаха: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (66:4). Однажды во время хаджа он отошел в сторону, и я отошел вместе с ним, неся с собой небольшой мех. Он справил нужду, а затем вернулся, и я полил ему на руки воду из меха, и он совершил омовение. Затем я сказал: «О повелитель правоверных, кто были теми двумя женами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которым Великий и Могучий Аллах сказал: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (66:4). Он сказал: «Я удивляюсь тебе, Ибн Аббас! Это же были Аиша и Хафса». Затем он начал свой рассказ и сказал: «Был у меня сосед из числа ансаров. Он принадлежал к роду Бану Умейя б. Зейд, который проживал в верхней части Медины. Мы с ним поочередно спускались к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сменяя друг друга через день. Когда была моя очередь, я приносил ему вести обо всем, что произошло за день, обо всех приказах и прочих событиях. Когда наступала его очередь, он делал то же самое. Мы, курейшиты, держали верхушку над нашими женами. Когда же мы перебрались к ансарам, то оказалось, что их жены держат над ними верхушку. Постепенно наши женщины стали перенимать поведение женщин ансаров. Однажды я прикрикнул на свою жену, и она стала пререкаться со мной. Мне не понравилось это, на что она сказала: «Почему тебе не нравится то, что я пререкаюсь с тобой? Клянусь Аллахом, жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, пререкаются с ним и могут спорить с ним с утра до вечера». Тут я испугался и сказал: «Ту, которая поступает так, ожидает большое разочарование». Затем я обернулся в одежду и отправился к Хафсе. Я спросил: «Хафса, неужели кто-либо из вас смеет спорить посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с утра до вечера?». Она ответила: «Да». Я сказал: «Она будет разочарована и окажется в убытке. Неужели ты не боишься того, что Аллах разгневается на тебя из-за гнева Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и что ты погибнешь?! Не обращайся к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с частыми просьбами, не спорь с ним, не избегай его, и если тебе что-нибудь хочется, то попроси об этом меня. И пусть тебя не обольщает то, что твоя соседка (он имел в виду Аишу) красивее тебя, и что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любит ее сильнее, чем тебя». В то время мы часто поговаривали о том, что Гассаниды подковывают своих лошадей и верблюдов, чтобы напасть на нас. Однажды мой сосед, как обычно, отправился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а вечером, вернувшись, сильно постучал в мою дверь. Он спросил: «Он спит?». Я испугался и вышел к нему, и он сказал: «Произошло нечто ужасное!». Я спросил: «Что же это? Гассаниды напали на нас?». Он ответил: «Нет, еще хуже! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, развелся со своими женами». Я сказал: «Вот Хафса и потерпела разочарование и оказалась в убытке. Я предполагал, что такое может вскоре произойти». Я обернулся в одежду, совершил рассветный намаз вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, после чего он поднялся к себе в верхнюю комнату и уединился там. Я же вошел к Хафсе и увидел, что она плачет. Я спросил: «Почему ты плачешь? Разве я не предостерегал тебя? Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, развелся с вами?». «Я не знаю, он у себя в верхней комнате», – ответила она. Я вышел и пришел к кафедре, вокруг которой сидело с десяток человек, некоторые из которых плакали. Я посидел с ними недолго, но не выдержал и отправился в верхнюю комнату, в которой находился Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Я велел чернокожему слуге попросить для меня разрешение войти, и он вошел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал ему о моем приходе. Выйдя ко мне, он сказал: «Я оповестил его о тебе, но он промолчал». Тогда я ушел и снова сел рядом с теми, кто был возле кафедры. Затем я снова не выдержал, подошел к слуге и велел ему попросить для меня разрешение войти, но он сказал мне то же самое, и я снова сел вместе с теми, кто был возле кафедры. Спустя некоторое время я снова не выдержал, подошел к слуге и велел ему попросить для меня разрешение войти. Он опять сказал мне то же самое, когда же я собрался уходить, слуга позвал меня и сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешил тебе войти». Когда я вошел к нему, он лежал на свитой циновке без матраца, упершись рукой в подушку, набитую пальмовыми волокнами, а циновка уже успела оставить след на его боку. Я поприветствовал его миром, а затем спросил его: «О посланник Аллаха, развелся ли ты со своими женами?». Он поднял взгляд, посмотрел на меня и ответил: «Нет». Я продолжал стоять, осматриваясь, и сказал: «О посланник Аллаха, вспомни, мы, курейшиты, держали верхушку над нашими женами, когда же мы приехали сюда, то увидели, что их женщины держат верхушку над мужьями». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, улыбнулся, а затем я сказал: «О посланник Аллаха, если бы ты только видел, как я вошел к Хафсе и сказал ей: «Пусть тебя не обольщает то, что твоя соседка (он имел в виду Аишу) красивее тебя, и что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любит ее сильнее, чем тебя». Он улыбнулся еще раз, и я, увидев, что он улыбается, присел. Тут я поднял взор и осмотрел его комнату. Клянусь Аллахом, я не увидел там ничего, что могло бы остановить на себе взор, кроме трех кусков необработанной кожи. Я сказал: «Попроси Аллаха наделить благами твою общину! Воистину, персы и византийцы живут в роскоши и пользуются мирскими благами, хотя и не поклоняются Аллаху». Он лежал, опершись на руку, и сказал: «Неужели ты испытываешь сомнения, Ибн аль-Хаттаб! Эти люди получают свои блага в этой ближней жизни». Я сказал: «О посланник Аллаха, попроси для меня прощения». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединился из-за того, что Хафса рассказала Аише одну историю, которой он поделился с ней. Он был настолько разгневан на них, что даже сказал: «Я не войду ни к одной из них в течение месяца», и Аллах упрекнул его за это. По истечение двадцати девяти дней он первым делом вошел к Аише. Она сказала: «Ты поклялся, что не войдешь к нам в течение месяца, а сегодня прошло всего двадцать девять дней. Я считаю эти дни». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Месяц был из двадцати девяти дней». Тот месяц действительно состоял из двадцати девяти дней. Аиша рассказывала: «Потом был ниспослан аят о предоставлении выбора, и он вошел ко мне первой. Затем он сказал: «Я сделаю тебе предложение, и ты не должна торопиться, пока не посоветуешься со своими родителями». Она сказала: «Я точно знаю, что мои родители не велят мне разойтись с тобой». Он сказал: «Аллах изрек: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (33:28–29). Она же сказала: «Неужели я стану советоваться с родителями по этому поводу? Воистину, я желаю Аллаха, Его посланника и Последнюю жизнь». Затем он предложил сделать свой выбор остальным женам, и все они сказали то же, что и Аиша». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие.
Передают, что Джабир б. Абдуллах рассказывал: «Однажды Абу Бакр пришел, чтобы попросить разрешения войти к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и увидел, что у его двери сидели люди, которым не было позволено войти к нему. Но Абу Бакру разрешили войти, и он вошел. Затем пришел Умар и тоже попросил разрешения войти, после чего ему тоже позволили войти. Войдя туда, он увидел, что жены Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сидели вокруг него, а он был грустен и молчал. Он решил сказать что-либо, чтобы рассмешить Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха, если бы непокорная жена попросила у меня денег, то я ударил бы ее по шее». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся и сказал: «Как видишь, они собрались вокруг меня и просят у меня денег». Тут Абу Бакр подошел к Аише и ударил ее по шее, а Умар подошел к Хафсе и сделал то же самое. Они сказали: «Неужели вы просите у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, того, чего у него нет». Они ответили: «Клянемся Аллахом, мы никогда не просим у него того, чего у него нет». Затем он не вступал в близость с ними в течение целого месяца или двадцати девяти дней, после чего ему были ниспосланы аяты: «О Пророк! Скажи своим женам» до слов «…Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (33:28–29). Тогда он начал с Аиши и сказал: «О Аиша, я хочу сделать тебе предложение и хочу, чтобы ты не торопилась с ответом, пока не посоветуешься с родителями». Она спросила: «Что же это за предложение, о посланник Аллаха?». Он прочел ей аят, и она сказала: «Неужели я стану советоваться с родителями по поводу тебя? Нет, я выбираю Аллаха, Его посланника и Последнюю жизнь, и я прошу тебя не говорить об этом никому из твоих жен». Он же ответил: «Кто бы из них ни спросил меня, я обязательно скажу, что Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал». Этот хадис передали Ахмад и Муслим.

[6] Передают, что Йазид б. Хайян рассказывал: «Однажды я вместе с Хусайном б. Саброй и Умаром б. Муслимом отправился к Зейду б. Аркаму. Когда мы присели рядом с ним, Хусайн сказал ему: «О Зейд, за свою жизнь ты увидел много благого! Ты видел посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, слышал его рассказы и участвовал вместе с ним в походах. Расскажи же нам, Зейд, что ты слышал от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!». Он сказал: «О племянник, клянусь Аллахом, я постарел, и уже приблизился мой срок, и я позабыл часть того, что помнил со слов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Возьмите же то, что я уже рассказал вам, и не обременяйте меня сверх этого». Затем он сказал: «Однажды у колодцев в местечке Хум, что между Меккой и Мединой, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к людям с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, а затем сказал: «Итак, люди, слушайте! Я – всего лишь человек. Скоро уже явится посланец господа моего, и я отвечу на его призыв. Вам же я оставляю две весомые вещи. Первое – это писание Аллаха, в котором заключено верное руководство и свет. Хватайтесь же за писание Аллаха и держитесь его». Он призвал руководствоваться писанием Аллаха и вдохновил людей на это, а затем сказал: «А еще – это обитатели моего дома, и посему относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе!». Хусайн спросил его: «А кто относится к обитателям его дома, Зейд? Разве это – не его жены?». Он сказал: «Конечно, его жены относятся к обитателям его дома, но обитателями его дома считаются те, кому запрещается принимать пожертвования после него». Он спросил: «Кто же это?». Зейд сказал: «Это – семья Али, семья Акиля, семья Джафара и семья Аббаса». Он спросил: «Им всем запрещается принимать пожертвования?». Он ответил: «Да». Этот хадис передали Ахмад и Муслим.

[7] Передают, что У мм Аммара аль-Ансарийя рассказывала, что она пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Я вижу, что все только для мужчин, а о женщинах вообще нет никакого упоминания», и тогда был ниспослан аят: «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин…» (33:35). Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и малоизвестным. Похожий хадис также передал аль-Хаким со слов У мм Саламы, назвав его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, с чем согласился и аз-Захаби. Похожий хадис также передал ат-Табарани со слов Ибн Аббаса, и аль-Хейсами назвал его цепочку рассказчиков слабой, однако все они усиливают друг друга.

[8] Передают со слов Анаса б. Малика, что аят «Ты скрыл в своей душе то, что Аллах сделает явным» (33:37) был ниспослан по поводу Зейнаб бт. Джахш и Зейда б. Харисы. Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи и другие.
С его же слов передают, что аят «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней» (33:37) был ниспослан о Зейнаб бт. Джахш. Он рассказывал, что она гордилась этим перед остальными женами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: «Вас выдали замуж ваши родственники, а меня выдал замуж Сам Аллах с высоты семи небес». Этот хадис передал Ибн Саад, и его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».
Передают также, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда для Зейнаб бт. Джахш завершился положенный для развода срок, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Зейду б. Харисе: «Нет у меня более надежного и доверенного человека, чем ты. Ступай к Зейнаб и посватай ее для меня». Зейд отправился к ней, и когда он пришел, она заквашивала тесто. Он рассказывал: «Когда я увидел ее, то испытал к ней большое уважение. Я не смог даже взглянуть на нее, после того как узнал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, решил посвататься к ней». Тогда я повернулся к ней спиной и сказал: «Возрадуйся, Зейнаб! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сватается к тебе». Она сказала: «Я ничего не стану делать, пока не будет повеления моего Господа». Затем она отправила к месту своего моления, после чего было ниспослано кораническое откровение: «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое желание (вступил с ней в половую близость или развелся с ней), Мы женили тебя на ней» (33:37). Этот хадис передали Ахмад и Муслим.

[9] Передают со слов Джабира б. Абдуллаха, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я и предыдущие пророки подобны прекрасному и великолепному зданию, в одном из углов которого не хватает кирпича. Люди обходят вокруг него и, удивляясь, восклицают: «Вот если бы этот кирпич лежал на своем месте!». Я и есть этот кирпич. Я – последний из посланников». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи.

[10] Передают, что Аиша рассказывала: «Я всегда ревновала к тем женщинам, которые предлагали себя в дар посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и говорила: «Разве женщина может дарить себя?». Когда же Всевышний Аллах ниспослал аят: «Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них (жен Пророка), и удержать возле себя ту, которую пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты прежде отстранил, то это не будет для тебя грехом» (33:51), я сказала: «Я вижу, что твой Господь сразу же выполняет любые твои желания!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Ибн Джарир и другие.
Передают, что Аиша рассказывала: «После ниспослания аята: «Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них (жен Пророка), и удержать возле себя ту, которую пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты прежде отстранил, то это не будет для тебя грехом» (33:51), посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, если он хотел пойти вместо одной жены к другой, обычно спрашивал разрешения у той из жен, очередь которой приходилась на этот день». Ее спросили: «А что ты говорила в таких случаях?». Она сказала: «Я говорила: «Если бы это зависело от меня, то я не уступила бы тебя никому другому». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и другие.

[11] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начал супружескую жизнь с Зейнаб бт. Джахш, он устроил свадебный пир и досыта накормил собравшихся хлебом и мясом. На утро после первой брачной ночи он, как обычно, навестил остальных матерей правоверных в их комнатах, поприветствовал их и помолился за них. Они тоже приветствовали его и молились за него. Когда же он вернулся домой, то увидел там двух мужчин, которые беседовали друг с другом. Увидев их, он ушел из дома, и как только они заметили это, они тотчас в спешке покинули дом. Я не знаю, я был первым, кто сообщил об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, или кто-то другой. Вернувшись, он вошел в дом и опустил занавес, отгородившись от меня. И тогда ему был ниспослан аят о завесе: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец» (33:53). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и другие.

[12] Передают, что Аиша рассказывала: «Однажды после ниспослания веления о покрывале Афлах, брат Абу аль-Куейса, попросил разрешения войти ко мне. Я сказала: «Клянусь Аллахом, я не позволю ему войти, пока не спрошу разрешения у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поскольку вскормил меня не брат Абу аль-Куейса, а его жена». И когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зашел ко мне, я сказала ему: «О посланник Аллаха, Афлах, брат Абу аль-Куейса, попросил разрешения войти ко мне, но я отказалась впустить его, пока не получу разрешения у тебя». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что помешало тебе разрешить ему войти, он же – твой дядя?!». Я сказала: «О посланник Аллаха, но ведь вскормил меня не этот человек, а жена Абу аль-Куейса!». Тогда он сказал: «Позволь же ему войти, ведь он – твой дядя, да покроется пылью твоя десница!». У рва, один из рассказчиков хадиса, сказал: «Поэтому Аиша говорила, что все запреты, связанные с кровным родством, также распространяются на молочное родство». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи.

[13] Сообщается, что Кааб б. Уджра рассказывал: «Однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, мы уже знаем, как приветствовать тебя, но как нам молиться за ваше благословение, обитатели дома?». Он сказал: «Говорите: «О Боже, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достохвальный, Славный! О Боже, приумножь благо Мухаммада и семейства Мухаммада, как приумножил Ты благо Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достохвальный, Славный!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Передают также, что Абу Хумейд ас-Саиди рассказывал: «Однажды мы спросили: «О посланник Аллаха, как нам молиться за твое благословение?». Он сказал: «Говорите: «О Боже, благослови Мухаммада, его жен и его потомков, как благословил Ты семейство Ибрахима, и приумножь благо Мухаммада, его жен и его потомков, как приумножил Ты благо Ибрахима и его семейства, поистине, Ты – Достохвальный, Славный». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и другие.
Молитва за благословение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, является одной из обязанностей верующих перед ним. О ее пользе упоминается во многих достоверных сообщениях.
Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы услышите голос муэдзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем молитесь за мое благословение, ибо если кто-либо помолится за мое благословение один раз, то Аллах благословит его за это десять раз. А затем попросите у Аллаха для меня то место в Раю, которое полагается только одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что я буду им. Кто будет просить для меня это место, тот будет удостоен заступничества». Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи.
Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо помолится за мое благословение один раз, то Аллах благословит его за это десять раз». Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд и ан-Насаи.
Передают также, что Али рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Скупой – это тот, кто не молится за мое благословение, когда при нем упоминают меня». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, причем последний назвал его хорошим и достоверным.

[14] Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Муса был стыдливым человеком, и в этом смысл слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу (Моисея). Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом» (33:69). Этот хадис передал аль-Бухари, и в другой его версии говорится: «Обычно израильтяне купались обнаженными и смотрели друг на друга; что же касается Мусы, то он купался в одиночестве, и они стали говорить: «Клянемся Аллахом, купаться вместе с нами Мусе мешает лишь то, что на срамных местах его грыжа!». Однажды Муса пошел купаться и положил свою одежду на камень, который укатился вместе с ней. Муса бросился вслед за ним, крича: «Моя одежда, о камень!». Увидев его, израильтяне сказали: «Клянемся Аллахом, у Мусы нет никакого недуга!». Когда же он взял свою одежду, то принялся бить камень». Абу Хурейра сказал: «Клянусь Аллахом, от этих ударов на камне осталось шесть или семь следов!». Его также передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи.