Сура 49: Комнаты


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1 О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - Слышащий, Знающий. [1]
2 О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого.
3 Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил (или раскрыл) для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда.
4 Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя из-за пределов комнат, не разумеют.
5 Если бы они потерпели, пока ты выйдешь к ним, это было бы лучше для них. Аллах - Прощающий, Милосердный.
6 О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном.
7 Знайте, что среди вас находится Посланник Аллаха. Если бы он подчинялся вам во многих делах, то вы непременно попали бы в затруднительное положение. Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем
8 по милосердию и милости Аллаха. Аллах - Знающий, Мудрый.
9 Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. [2]
10 Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. [3]
11 О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками. [4]
12 О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный.
13 О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий.
14 Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы покорились». Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный».
15 Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми.
16 Скажи: «Неужели вы хотите уведомить Аллаха о вашей вере, тогда как Аллах знает то, что на небесах, и то, что на земле? Аллах знает о всякой вещи».
17 Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: «Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду».
18 Воистину, Аллах знает сокровенное небес и земли. Аллах видит то, что вы совершаете.

[1] Передают, что Абдуллах б. аз-Зубейр рассказывал, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, приехала группа всадников из племени Бану Тамим, и Абу Бакр сказал: «Назначь старшим среди них аль-Каака б. Маабада б. Зурару». Умар же сказал: «Нет, лучше назначь аль-Акра б. Хабиса». Тогда Абу Бакр сказал: «Ты просто хочешь перечить мне». Умар ответил ему: «Я не собирался перечить тебе!». Они принялись спорить и повысили свои голоса, и тогда был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах – Слышащий, Знающий» (49:1). Этот хадис передал аль-Бухари, и в одной из его версий сообщается, что Абдуллах сказал: «После ниспослания этого аята Умар разговаривал с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, так тихо, что тот переспрашивал его». И он не упомянул о том, что его дед, то есть Абу Бакр, поступал так же.

[2] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Однажды Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сказали: «Навестил бы ты Абдуллаха б. У бея». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправился к нему верхом на осле, а мусульмане пошли рядом с ним пешком. В те дни земля готова была вот-вот покрыться растениями. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел к нему, он сказал: «Стой подальше от меня! Клянусь Аллахом, неприятный запах твоего осла доставляет мне беспокойство». Один из ансаров сказал: «Клянусь Аллахом, осел посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пахнет лучше, чем ты!». Тут один из соплеменников Абдуллаха гневно заступился за него, и эти двое принялись бранить друг друга. Затем каждый из присутствующих встал на сторону своего товарища, и между ними началась потасовка. Они колотили друг друга пальмовыми ветвями, сандалиями и руками. Затем мы узнали, что по этому поводу был ниспослан аят: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (49:9). Этот хадис передали аль-Бухари, Ибн Джарир и другие.
Передают, что Абу Бакра рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если два мусульманина сойдутся в бою, скрестив свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду». Тогда я спросил: «О посланник Аллаха, ясно, почему убивший попадает туда, но в чем же вина убитого?!». Он ответил: «Поистине, он тоже хотел убить своего товарища!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.

[3] Передают со слов ан-Нумана б. Башира, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: если один из органов заболевает, то все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслим.
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите купить его, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок, и будьте братьями, о рабы Аллаха! Мусульманин – брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность – вот здесь!». Он трижды показал на свою грудь, а потом продолжил: «Для того чтобы совершать злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь. И остерегайтесь подозрений, ибо подозрения – это самый лживый рассказ. Воистину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела!». Этот хадис передал Муслим.

[4] Передают, что Абу Джубейра б. ад-Даххак рассказывал: «Некоторых из нас называли двумя или даже тремя именами, и бывало так, что они не нравились этому человеку. И тогда был ниспослан аят: «…и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (49:11). Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным. Его также передали Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа и другие. Следует отметить, что хадисоведы разошлись во мнениях относительно того, относится ли Абу Джубейра к сподвижникам Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В частности, Ибн Абу Хатим не считал его сподвижником. Тем не менее, в версии Ахмада сообщается, что он слышал об этом от своих дядьев по отцовской линии, и аль-Хейсами назвал ее рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих».