Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! | |
1. | О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Воистину, Аллах повелевает все, что пожелает. |
2. | О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании. |
3. | Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный. [1] |
4. | Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете. |
5. | Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон. |
6. | О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны. [2] |
7. | Помните о милости Аллаха к вам и завете, который Он заключил с вами, когда вы сказали: «Слушаем и повинуемся». Бойтесь Аллаха, ведь Аллаху известно о том, что в груди. |
8. | О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. |
9. | Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду. |
10. | А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями Ада. |
11. | О те, которые уверовали! Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда люди вознамерились протянуть к вам свои руки, но Он убрал от вас их руки. Бойтесь Аллаха, и пусть на Аллаха уповают верующие! |
12. | Аллах взял завет с сынов Исраила (Израиля). Мы создали среди них двенадцать вождей. Аллах сказал: «Я - с вами. Если вы будете совершать намаз и выплачивать закят, уверуете в Моих посланников, поможете им и одолжите Аллаху прекрасный заем, то Я отпущу вам ваши прегрешения и введу вас в сады, в которых текут реки. А если кто-либо из вас после этого станет неверующим, то он сойдет с прямого пути». |
13. | За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро. |
14. | Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы - христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили. |
15. | О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. [3] |
16. | Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. По Своему соизволению Он выводит их из мраков к свету и наставляет их на прямой путь. |
17. | Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах - это Мессия, сын Марьям (Марии)». Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марьям (Марии), его мать и всех, кто на земле?». Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними. Он создает, что пожелает. Аллах способен на всякую вещь. |
18. | Иудеи и христиане сказали: «Мы - сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними, и к Нему предстоит прибытие». |
19. | О люди Писания! После периода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения, дабы вы не говорили: «К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель». Добрый вестник и предостерегающий увещеватель уже явился к вам. Аллах способен на всякую вещь. |
20. | Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: «О мой народ! Помните милость, которую Аллах оказал вам, когда создал среди вас пророков, сделал вас царями и даровал вам то, чего не даровал никому из миров. |
21. | О мой народ! Ступите на священную землю, которую Аллах предписал вам, и не обращайтесь вспять, а не то вернетесь потерпевшими убыток». |
22. | Они сказали: «О Муса (Моисей)! Там обитают могучие люди, и мы не войдем туда, пока они не уйдут оттуда. Если же они уйдут оттуда, то мы войдем». |
23. | Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: «Входите к ним через ворота. Когда вы войдете туда, вы непременно одержите победу. Уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими». |
24. | Они сказали: «О Муса (Моисей)! Мы ни за что не войдем туда, пока они находятся там. Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь». |
25. | Он сказал: «Господи! Я властен только над самим собой и моим братом. Разлучи же нас с (или рассуди между нами и) нечестивыми людьми». |
26. | Он сказал: «Тогда она будет запретна для них в течение сорока лет. Они будут скитаться по земле. Не печалься же о нечестивых людях». |
27. | Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. |
28. | Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. |
29. | Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». |
30. | Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. |
31. | Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?». Так он оказался одним из сожалеющих. |
32. | По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого излишествуют на земле. [4] |
33. | Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения. [5] |
34. | Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах - Прощающий, Милосердный. [6] |
35. | О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, - быть может, вы преуспеете. [7] |
36. | Воистину, если бы у неверующих было все, что есть на земле, и еще столько же, чтобы откупиться от мучений в День воскресения, то это не было бы принято от них. Им уготованы мучительные страдания. |
37. | Они захотят выйти из Огня, но не смогут выйти оттуда. Им уготованы вечные мучения. |
38. | Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый. [8] |
39. | Аллах примет покаяние того, кто раскается после совершения несправедливости и исправит содеянное, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный. |
40. | Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей? Он подвергает мучениям, кого пожелает, и прощает, кого пожелает. Аллах способен на всякую вещь. |
41. | О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие и говорят своими устами: «Мы уверовали», - хотя их сердца не уверовали. Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые охотно прислушиваются ко лжи и прислушиваются к другим людям, которые не явились к тебе. Они искажают слова, меняя их местами, и говорят: «Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь». Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению, ты не властен защитить от Аллаха. Их сердца Аллах не пожелал очистить. В этом мире их ожидает позор, а в Последней жизни им уготованы великие мучения. [9] |
42. | Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное. Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, то они нисколько не навредят тебе. Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных. [10] |
43. | Но как они выберут тебя судьей, если у них есть Таурат (Тора), содержащий закон Аллаха? Даже после этого они отворачиваются, ибо они не являются верующими. |
44. | Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. |
45. | Мы предписали им в нем: душа - за душу, око - за око, нос - за нос, ухо - за ухо, зуб - за зуб, а за раны - возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками. [11] |
46. | Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате (Торе). Он был верным руководством и увещеванием для богобоязненных. |
47. | Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. |
48. | Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях. |
49. | Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. |
50. | Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных? |
51. | О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. |
52. | Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе. |
53. | Те, которые уверовали, скажут: «Неужели это - те, которые приносили величайшие клятвы именем Аллаха о том, что они были с вами?». Тщетны были их деяния, и они оказались потерпевшими убыток. |
54. | О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий. |
55. | Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. |
56. | Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями. |
57. | О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими. |
58. | Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это потому, что они - люди неразумные. |
59. | Скажи: «О люди Писания! Неужели вы упрекаете нас только в том (или питаете к нам злобу только из-за того), что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?». |
60. | Скажи: «Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это - те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути». |
61. | Придя к вам, они сказали: «Мы уверовали». Однако они вошли с неверием и вышли с ним. Аллаху лучше знать, что они утаивали. |
62. | Ты видишь, что многие из них поспешают грешить, преступать границы дозволенного ипожирать запретное. Воистину, скверно то, что они совершают. |
63. | Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного? Воистину, скверно то, что они творят. |
64. | Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали (или да будут скованы их руки, и да будут они прокляты за то, что они сказали). Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает. Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения. Всякий раз, когда они разжигают огонь войны, Аллах тушит его. Они стремятся распространить на земле нечестие, но Аллах не любит распространяющих нечестие. |
65. | Если бы люди Писания уверовали и устрашились, то Мы простили бы им злодеяния и ввели бы их в Сады блаженства. |
66. | Если бы они руководствовались Тауратом (Торой), Инджилом (Евангелием) и тем, что было ниспослано им от их Господа, то они питались бы тем, что над ними, и тем, что у них под ногами. Среди них есть умеренные люди (праведники, уверовавшие в Пророка Мухаммада, избегающие чрезмерности в религии и не делающие упущений), но плохо то, что совершают многие из них. |
67. | О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей. [12] |
68. | Скажи: «О люди Писания! Вы не будете идти прямым путем, пока не станете руководствоваться Тауратом (Торой), Инджилом (Евангелием) и тем, что ниспослано вам от вашего Господа». Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Не печалься же о неверующих людях. |
69. | Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены. |
70. | Мы уже заключили завет с сынами Исраила (Израиля) и отправили к ним посланников. Каждый раз, когда посланники приносили им то, что им было не по душе, они нарекали лжецами одних и убивали других. |
71. | Они посчитали, что не будет искушения, и потому стали слепы и глухи. Затем Аллах принял их покаяние, после чего многие из них снова стали слепы и глухи. Аллах видит то, что они совершают. |
72. | Не уверовали те, которые говорят: «Аллах - это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников. |
73. | Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога! Если они не отрекутся от того, что говорят, то неверующих из их числа коснутся мучительные страдания. |
74. | Неужели они не раскаются перед Аллахом и не попросят у Него прощения? Ведь Аллах - Прощающий, Милосердный. |
75. | Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины. |
76. | Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы? Это Аллах является Слышащим, Знающим!». |
77. | Скажи: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути». |
78. | Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. |
79. | Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали! |
80. | Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно. |
81. | Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами. |
82. | Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы - христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия. |
83. | Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. [13] |
84. | Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввел нас вРай вместе с праведными людьми». |
85. | Аллах вознаградил их за то, что они сказали, Райскими садами, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Таково воздаяние творящим добро. |
86. | А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада. |
87. | О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. |
88. | Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете. |
89. | Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись инарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы будете благодарны. [14] |
90. | О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. |
91. | Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? [15] |
92. | Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения. |
93. | На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния, если после этого они опять были богобоязненны и веровали, если после этого они опять были богобоязненны и творили добро. Ведь Аллах любит творящих добро. [16] |
94. | О те, которые уверовали! Аллах обязательно подвергнет вас испытанию охотничьей добычей, которую смогут достать ваши руки и копья, чтобы Аллах узнал тех, кто боится Его, не видя Его воочию (или втайне от людей). А кто преступит границы дозволенного после этого, тому будут уготованы мучительные страдания. [17] |
95. | О те, которые уверовали! Не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме. Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост, дабы он вкусил пагубность своего поступка. Аллах простил то, что было прежде, но если кто-нибудь вернется к этому, то Аллах отомстит ему. Аллах - Могущественный, Способный на возмездие. |
96. | Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны. |
97. | Аллах сделал Каабу, Заповедный дом, а также запретный месяц, жертвенных животных и животных (или людей) с ожерельями опорой для людей. Это - для того, чтобы вы знали, что Аллаху известно о том, что на небесах, и том, что на земле, и что Аллах ведает о всякой вещи. |
98. | Знайте, что Аллах суров в наказании и что Аллах - Прощающий, Милосердный. |
99. | На Пророка не возложено ничего, кроме передачи откровения. Аллах знает о том, что вы обнаруживаете, и том, что вы скрываете. |
100. | Скажи: «Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе (или удивило тебя)». Бойтесь же Аллаха, обладатели разума, - быть может, вы преуспеете. |
101. | О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах - Прощающий, Выдержанный. [18] |
102. | Люди до вас спрашивали о них и по этой причине стали неверующими (или затем стали неверующими в них). |
103. | Аллах не распоряжался относительно бахиры, саибы, васыли и хами. Но неверующие возводят навет на Аллаха, и большая часть их не разумеет. |
104. | Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», - они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем? |
105. | О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали. |
106. | О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле. Задержите их обоих после намаза, и если вы усомнитесь, то они должны поклясться Аллахом: «Мы не покупаем за них мирскую выгоду, даже если он является нашим близким родственником, и не скрываем свидетельства Аллаха. В противном же случае мы принадлежим к числу грешников». [19] |
107. | Если будет обнаружено, что они оба повинны в грехе, то пусть двое других самых близких родственников из числа тех, кто имеет законные права, займут их место и поклянутся Аллахом: «Наше свидетельство вернее их свидетельства, и мы не преступаем границы дозволенного. В противном же случае мы принадлежим к числу беззаконников». |
108. | Поступить так лучше для того, чтобы они принесли истинное свидетельство или устрашились того, что другие клятвы будут принесены после их клятв. Бойтесь Аллаха и слушайте! Ведь Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых. |
109. | В тот день, когда Аллах соберет посланников и скажет: «Что вам ответили?». - они скажут: «Мы не обладаем знанием. Воистину, Ты - Ведающий сокровенное». |
110. | Аллах скажет: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это - всего лишь очевидное колдовство». |
111. | Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника». Они сказали: «Мы уверовали! Засвидетельствуй же, что мы стали мусульманами». |
112. | Вот сказали апостолы: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Может ли твой Господь ниспослать нам трапезу с неба?». Он сказал: «Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». |
113. | Они сказали: «Мы хотим отведать ее, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней». |
114. | Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел». |
115. | Аллах ответил: «Я ниспошлю ее вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну его таким мучениям, которым Я не подвергал никого из миров». |
116. | Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты - Ведающий сокровенное. |
117. | Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты - Свидетель всякой вещи. |
118. | Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они - Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты - Могущественный, Мудрый». |
119. | Аллах сказал: «Это - день, когда правдивым людям принесет пользу их правдивость. Им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно». Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это - великое преуспеяние! |
120. | Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что на них, и Он способен на всякую вещь. |
[1] Передают со слов аль-Арбада б. Сарийи, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я заповедаю вам исповедовать богобоязненность, а также слушаться и повиноваться, если даже вами будет править абиссинский раб. Тот из вас, кто будет жить после меня, увидит много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов. Руководствуйтесь ею и держитесь за нее задними зубами. А еще остерегайтесь новшеств, потому что любое новшество – это ересь, а любая ересь – это заблуждение». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хаким, и аль-Албани назвал его достоверным в книге «Сахих аль-Джами ас-Сагир».
2) Передают со слов У мара б аль-Хаттаба, что как-то раз один иудей сказал ему: «О повелитель правоверных! Есть в вашем Писании один аят, который вы читаете, и если бы он был ниспослан нам, иудеям, то мы обязательно отмечали бы этот день как праздник». Умар спросил: «Что же это за аят?». Он сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3). Умар сказал: «Нам известен этот день и то место, где он был ниспослан Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Это была пятница, когда он стоял на Арафате». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи.
[2] Передают, что Аиша, супруга Пророка, мир ему и благословение Аллаха, рассказывала: «Во время одного из походов мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда мы достигли местечка аль-Байда или Зат аль-Джейш, у меня порвалось ожерелье. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, остановился, чтобы найти его, и люди остановились вместе с ним. В той местности не было воды, и у людей ее тоже не было. Тогда они стали жаловаться Абу Бакру ас-Сыддику: «Разве ты не видишь, что наделала Аиша? Она заставила посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и людей остановиться. Здесь нет воды, и у них ее тоже нет». Абу Бакр пришел ко мне, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спал, положив голову на мое бедро. Он сказал: «Ты задержала посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и людей вместе с ним. А ведь здесь нет воды, и у них ее тоже нет». Упрекая меня, Абу Бакр сказал все, что только пожелал Аллах. Он даже ткнул меня рукой в бок, и я не двинулась с места только потому, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лежал на моем бедре. На утро посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проснулся, и Аллах ниспослал аят об очищении песком. Когда же люди очистились песком, Усейд б. Худайр сказал: «Это – не первое из благ, которые вы принесли, о семейство Абу Бакра!». А когда верблюд, на котором я сидела, поднялся с места, мы нашли под ним мое ожерелье». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие.
[3] Ибн Касир писал: «Всевышний сообщил, что Он послал своего посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ко всем жителям земли: арабам и неарабам, безграмотным и людям писания. Он послал его с ясными знамениями и различением между истиной и ложью. Он разъяснил людям писания все, что они заменили, исказили и неверно истолковали, и как они возвели навет на Аллаха. И он умолчал о многом из того, что они исказили, потому что в разъяснении этого не было смысла».
[4] Передают со слов Ибн Масуда, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Проливать кровь мусульманина, который свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, можно только в трех случаях: если он совершил прелюбодеяние после того, как вступил в брак; если он убил человека и если он отрекся от веры и откололся от общины». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Убивать мусульманина можно только в трех случаях. Если он совершил прелюбодеяние после того, как вступил в брак, то его надлежит забросать камнями до смерти; если он преднамеренно убил мусульманина, то его надлежит казнить; если же он отрекся от ислама и борется против Аллаха и Его Посланника, то его надлежит либо казнить, либо распять, либо изгнать». Этот хадис передали Ахмад и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал его достоверным.
[5] Передают, что Абу Килаба рассказывал со слов Анаса б. Малика, что однажды к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приехала группа людей из Укала или из Урейны. От долгого пребывания в Медине у них разболелись животы, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел им остановиться у пастуха молочных верблюдиц, которые вскоре должны были родить, чтобы они могли пить их мочу и молоко. Они отправились туда, а когда выздоровели, то убили пастуха посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и увели верблюдов. Весть об этом дошла до посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в начале дня, и он послал людей найти их по следам. Солнце еще не успело подняться высоко, как их схватили и привели к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он приказал отрубить им руки и ноги, выколоть им глаза и бросить их в лавовой местности без воды, чтобы они просили дать им воду, но не получили ее. Абу Килаба сказал: «Эти люди совершили кражу и убийство, отступили от веры после того, как уверовали, и решили сразиться с Аллахом и Его посланником». В другой версии, переданной также со слов Абу Килабы, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, послал за ними следопытов, и их привели к нему, а затем Всевышний и Всеблагой Аллах ниспослал по этому поводу аят: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие» (5:33). Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Джарир. Ибн Касир же в своем толковании отметил, что эту историю рассказывали многие сподвижники.
Ас-Саади сказал: «Под сражением против Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, подразумевается враждебное отношение к Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и распространение на земле нечестия посредством неверия, убийств, присвоения чужого имущества или грабежей на дорогах.
Хорошо известно, что этот прекрасный аят ниспослан о разбойниках с большой дороги, которые нападали на людей в городах или безлюдных местностях, отнимали их имущество, убивали их, вселяли в людей страх и заставляли их отказываться от путешествий по дорогам. Тем самым они словно перерезали дороги, и Всевышний Аллах сообщил, что воздаянием за подобное преступления является одно из перечисленных наказаний.
Толкователи разошлись во мнениях относительно того, как следует выбирать между этими мерами наказания. Одни богословы считали, что правитель или его наместник имеет право приговорить любого разбойника к тому из упомянутых видов наказания, который он сочтет наиболее целесообразным. Это мнение соответствует очевидному смыслу обсуждаемого откровения.
Согласно другому толкованию, разбойников следует приговаривать к наказанию в соответствии с совершенными ими преступлениями. Из этого аята следует, что для каждого рода преступлений установлено соответствующее наказание, определяемое мудростью Всевышнего Аллаха. Если разбойники совершили убийство и грабеж, то их полагается казнить и распять, дабы они были публично посрамлены и опозорены и дабы другие люди воздержались от подобных поступков. Если они совершили убийство без грабежа, то их необходимо только казнить. Если они ограбили путников, но не убили их, то им следует отсечь накрест руки и ноги, т. е. отрубить правую руку и левую ногу. Если же они напугали людей, не совершив ни убийства, ни грабежа, то их следует изгнать из страны, не позволяя им поселиться в каком-нибудь городе до тех пор, пока люди не убедятся в их покаянии. Этого мнения придерживались Ибн Аббас и многие выдающиеся мусульманские богословы, хотя между ними были некоторые разногласия.
Это наказание является бесчестием и позором для разбойников в мирской жизни, а в будущей жизни их ожидает великое наказание. Из этого следует, что разбой на дорогах является одним из тяжких грехов, обрекающих людей на позор при жизни на земле и наказание после смерти, причем поступая таким образом, человек вступает в войну с Аллахом и Его посланником, мир ему и благословение Аллаха. И если это преступление является настолько тяжким, то очищение земли от бесчинствующих распутников, обеспечение безопасности на дорогах и избавление людей от страха за свою жизнь и свое имущество является одним из самых великих благодеяний и одним из самых замечательных богоугодных поступков. Подобный поступок обеспечивает мир и праведность на земле и является полной противоположностью распространению на земле нечестия».
[6] Ас-Саади писал: «Если разбойники, сражавшиеся против Аллаха и Его Посланника, раскаялись до того, как они оказались во власти мусульман, то они избавляются от ответственности за то, что прежде они не выполняли своих обязанностей перед Аллахом. За подобные грехи они не могут быть подвергнуты казни, распятию, отсечению накрест рук и ног или изгнанию из страны. Что же касается посягательства ими на права людей, то подобные преступления прощаются им в том случае, если они совершили их до обращения в ислам. Если же они совершили их, будучи мусульманами, то они должны понести ответственность за совершенные убийства и грабежи. Из смысла этого аята следует, что если разбойники, сражавшиеся против Аллаха и Его Посланника, покаялись после того, как они попали в руки мусульманам, то покаяние никоим образом не избавляет их от ответственности за совершенные преступления. Мудрость этого предписания совершенно очевидна. И если покаяние до того, как преступник оказался в руках правосудия, избавляет его от ответственности за распространение нечестия на земле, то ко всем остальным преступлениям это предписание относится в еще большей степени».
[7] Поиск близости к Аллаху – это приближение к Аллаху посредством правильных, узаконенных шариатом поступков. Шариат дозволяет искать близости к Аллаху тремя способами: посредством Его прекрасных имен и совершенных качеств; посредством праведного поступка, совершенного самим рабом; посредством мольбы праведного человека, на принятие которой можно надеяться.
Искать близости к Аллаху посредством Его имен и качеств Аллаха можно, говоря: «Господи, окажи мне милость, ведь Ты – Милостивый, Милосердный!» или «Господи, прости меня и помилуй, ведь милость Твоя объемлет все сущее!». Доказательством законности такого способа являются слова Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (7:180).
Для того чтобы приблизиться к Аллаху посредством праведного поступка, верующий может сказать: «Господи, прости меня ради моей веры, ради моей любви к Тебе и к посланнику Твоему, мир ему и благословение Аллаха!». Он также может вспомнить какое-либо из существенных праведных деяний, которое он совершил прежде.
Передают, что Абдуллах б. Умар рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Трое людей из числа ваших предшественников шли по дороге, когда начался ливень. Они укрылись в пещере, как вдруг выход из нее оказался загорожен. Тогда один из них сказал: «Клянусь Аллахом, спасти вас может только искренность! Пусть каждый из вас попросит Аллаха помочь ради поступка, о котором ему известно, что он совершил его искренне». Один из них сказал: «О Аллах, был у меня работник, который работал на меня за фарак (мера объема – К.Э.) риса. Затем он ушел от меня и не взял его. Я же взял этот фарак и посеял его, а на заработанные средства я купил коров. Но затем он пришел ко мне и потребовал от меня свой заработок. Тогда я сказал ему: «Ступай к тем коровам и уводи их». Он ответил мне: «Ты должен мне всего лишь фарак риса». Я сказал ему: «Ступай к тем коровам и уводи их, потому что они куплены на этот фарак». Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала немного отодвинулась. Затем второй сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и каждый вечер я приносил им молоко, которое давали мои овцы. Однажды ночью я задержался и пришел, когда они уже легли спать. Моя жена и мои дети плакали от голода, но я не стал поить их, пока не напились мои родители. Я не захотел будить их и не захотел оставлять их, чтобы они не ослабли, не напившись. Я прождал, пока не рассвело, и если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала еще немного отодвинулась, так что они смогли увидеть небо. Затем третий сказал: «О Аллах, у меня была двоюродная сестра, которую я сильно любил. Я пытался соблазнить ее, но она отказалась уступить мне, пока я не дам ей сто динаров. Я смог найти их, пришел к ней и заплатил ей, а она позволила мне овладеть ею. Когда же я воссел между ее ног, она сказала: «Побойся Аллаха и не переходи за печать без права на то. Тогда я встал и оставил ей сто динаров. Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут Аллах спас их, и они выбрались наружу». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и другие, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.
Для того чтобы приблизиться к Аллаху посредством мольбы праведного человека, на принятие которой можно надеяться, мусульманин может прийти к живому праведному, богобоязненному человеку, попросить его помолиться за него. Обращение с подобной просьбой к мертвому праведнику уже является одним из проявлений многобожия, которое выводит человека из лона религии.
В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса б. Малика: «Однажды в пятницу, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через дверь, расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха! Скотина подохла, и мы лишись средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: «О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас!». Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишись средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас. О Аллах, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев». Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина.
Он ответил: «Я не знаю».
В то же время нельзя искать близости к Аллаху посредством поклонения возле могил и мавзолеев, обращения к Аллаху с мольбой возле них, совершения обхода вокруг могил праведников. Также нельзя искать близости благодаря высокому положению пророков и праведников. Имам Абу Ханифа сказал: «Нельзя говорить во время мольбы: «Я прошу Тебя ради такого-то, или ради Твоих угодников и посланников, или ради Заповедной мечети и Заповедного места».
[8] Передают со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вору надлежит отрубить руку только в том случае, если украденная вещь оценивается в четверть динара или более того». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.
Передают со слов Ибн Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел отрубить руку вору, который украл щит стоимостью три дирхема. Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа.
[9] Передают, что аль-Бара б. Азиб рассказывал: «Однажды мимо Пророка, мир ему и благословение Аллаха, провели иудея, которого высекли плетью и которому вымазали лицо углем. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позвал их и сказал: «Такое наказание за прелюбодеяние вы нашли в своем Писании?». Они ответили: «Да». Тогда он подозвал к себе одного из их ученых и сказал: «Я заклинаю тебя именем Аллаха, Который ниспослал Таурат Мусе! Разве такое наказание за прелюбодеяние упоминается в вашем Писании?». Он ответил: «Нет, но если бы ты не попросил меня именем Аллаха, я не сказал бы тебе об этом. За прелюбодеяние следует побивать камнями, но этот грех совершают многие из наших знатных людей. Раньше, если мы хватали знатного человека, то отпускали его, а если хватали слабого, то наказывали его по закону. Тогда мы сказали: «Давайте договоримся о таком наказании, которое мы будем применять и к знатным, и к простым людям». Так мы заменили побитие камнями разукрашиванием углем и высечением плетью». Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Боже, я – первый, кто восстанавливает Твой закон после того, как они умертвили его». Затем он приказал, и люди побили того человека камнями. И тогда Великий и Могучий Аллах ниспослал аяты: «О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие…» до слов «Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь» (5:41). Они говорили: «Ступайте к Мухаммаду, и если он велит вам вымазать его углем и высечь плетью, то поступайте так, но если он велит вам побить его камнями, то остерегайтесь поступать так». И тогда Всевышний Аллах ниспослал аяты: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44), «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45), «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47). Этот хадис передали Ахмад, Муслим, Абу Давуд и другие.
[10] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Племя ан-Надыр считалось более славным, чем племя Курейза, и если кто-либо из курейзитов убивал кого-либо из надыритов, то его казнили, если же убийство совершал надырит, то они ограничивались выкупом в размере сто васков сухих фиников. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из надыритов убил одного из курейзитов, и те сказали: «Отдайте его нам, чтобы мы убили его!». Те сказали: «Пусть нас рассудит Пророк!». И тогда был ниспослан аят: «Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно» (5:42). Беспристрастным решением было убийство за убийство. А затем был ниспослан аят: «Неужели они ищут суда времен невежества?» (5:50). Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и другие, однако цепочка его рассказчиков является слабой, что обосновал шейх Мукбил аль-Вадии.
[11] Передают, что Абу Бакр б. Мухаммад б. Амр б. Хазм рассказывал со слов своего отца, а тот – со слов своего отца, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил в Йемен послание, в котором было написано: «Если доказано, что человек предумышленно и несправедливо убил правоверного, то его надлежит казнить, если только родственники убитого не пожелают поступить с ним иначе. Выкуп за убитого человека составляет сто верблюдов. Полный выкуп должен быть выплачен, если человеку целиком отрезали нос, или выкололи оба глаза, или отрезали язык, или вырезали губы, или отрезали половой член, или отрезали яички, или повредили позвоночник. За отрубленную стопу надлежит выплатить половину выкупа; за нанесение глубокой травмы головы или проникающего ранения на теле – треть выкупа; за нанесение травмы головы со смещением костей – пятнадцать верблюдов; за каждый отрубленный палец на руке или ноге – по десять верблюдов; за перелом зуба или нанесение травмы с обнажением кости – пять верблюдов. Мужчину надлежит казнить за убийство женщины. Если же люди пожелают заплатить выкуп золотом, то они должны заплатить тысячу динаров». Это – отрывок длинного хадиса, переданного Ахмадом, ан-Насаи, Ибн Хузеймой, Ибн аль-Джарудом, Ибн Хиббаном и другими, и шейх аль-Албани назвал его хорошим и достоверным в книге «Ирва аль-Галиль».
[12] Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, делал привал, люди искали самое большое дерево для того, чтобы он мог остановиться под ним. Затем сподвижники усаживались в тени деревьев, а он усаживался под самим деревом. Однажды, когда он повесил свой меч на дерево и заснул, к нему подъехал бедуин. Он снял его меч с дерева, приблизился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и разбудил его. Он сказал: «О Мухаммад, кто же защитит тебя от меня?». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах!». И тогда Великий и Могучий Аллах сказал: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей» (5:67). Этот хадис передал Ибн Хиббан в сборнике «Маварид аз-Замъан», и шейх Мукбил аль-Вадии назвал цепочку его рассказчиков хорошей.
[13] Передают, что Абдуллах б. аз-Зубейр рассказывал, что аят «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами» (5:83) был ниспослан по поводу негуса и его соратников. Этот хадис передал Ибн Абу Хатим, и шейх Мукбил аль-Вадии сказал, что все его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих», кроме Мухаммада б. Идриса, отца имама Ибн Абу Хатима, который тоже был крупным знатоком хадисов. Его также передали аль-Баззар и Ибн Джарир.
[14] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Среди сподвижников были такие, которые содержали свои семьи в достатке, и такие, которые обеспечивали их с трудом, и поэтому был ниспослан аят: «В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи» (5:89)». Этот хадис передал Ибн Маджа, и аль-Бусыри в книге «Мисбах аз-Зуджаджа» назвал цепочку его рассказчиков достоверной, но прерванной.
[15] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Запрет на употребление вина был ниспослан по поводу двух племен из числа ансаров. Когда они напивались и пьянели, то начинали забавляться друг с другом, а когда они приходили в себя и видели следы на лицах и бородах, то говорили: «Это сделал со мной такой-то!». Они были братьями и не питали ненависти друг к другу, но они говорили: «Клянусь Аллахом, если бы он был добр и милосерден ко мне, то он никогда бы не поступил так». В конце концов, в их сердца проникла ненависть друг к другу, и тогда Всевышний Аллах ниспослал аяты: «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры…» до слов «Неужели вы не прекратите?» (5:90–91). Люди, которые любили вмешиваться в то, что их не касалось, стали говорить: «Эта скверна была в животе у такого-то, когда он погиб при Бадре! И в животе у такого-то, когда он погиб при У худе!». Тогда Аллах ниспослал аят: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались, если они были богобоязненны, веровали и совершали праведные деяния» (5:93). Этот хадис передали Ибн Джарир и другие, а шейх Мукбил аль-Вадии назвал всех его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих», кроме аль-Хусейна б. Али ас-Садаи, который заслуживал доверия.
2) Передают Умара б. аль-Хаттаба, что он часто обращался к Аллаху с мольбой: «О Боже! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!». Тогда был ниспослан аят из суры «аль-Бакара»: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219). Умар не перестал взывать с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Тогда был ниспослан аят из суры «ан-Ниса»: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (4:43). Когда муэдзин посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвестил о начале намаза, он объявил, что никто не должен ставать на намаз в состоянии опьянения. Затем подозвали У мара и прочитали ему этот аят, а он сказал: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» В конце концов, был ниспослан аят из суры «аль-Маида»: «Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5:91). Люди позвали Умара и прочли ему этот аят, и тогда он воскликнул: «Мы прекратили! Мы прекратили!». Этот хадис передали Ахмад и другие. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.
[16] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Я поил людей в доме Абу Тальхи вином, изготовленным из фиников. Тут посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал громко оповестить всех о том, что вино запрещено. Абу Тальха сказал мне: «Выйди и вылей это!». Я вышел и вылил вино, и оно потекло по улочкам Медины. Тогда некоторые сказали: «А ведь были люди, которые были убиты, когда оно находилось в их животах». Тогда Аллах ниспослал аят: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались…» (5:93). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и другие.
[17] Передают, что Абдуллах б. Абу Катада рассказывал со слов своего отца, что сподвижники вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправились в паломничество. Через некоторое время он отобрал нескольких мусульман, среди которых оказался и Абу Катада, и сказал: «Ступайте вдоль берега моря, пока мы не встретимся». Они отправились вдоль берега моря, и вскоре все, кроме Абу Катады, вступили в ихрам. Спустя еще некоторое время они увидели стадо диких ослов, и тогда Абу Катада напал на них и ранил ослицу. Сподвижники сделали привал и поели ослиное мясо, а затем сказали: «Да ведь мы поели мясо, добытое на охоте, находясь в ихраме». Они взяли с собой оставшееся мясо ослицы и продолжили свой путь. Встретившись с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, они спросили: «О посланник Аллаха! Мы вступили в ихрам, и только Абу Катада не сделал этого. Затем мы увидели стадо диких ослов, и Абу Катада напал на них и ранил ослицу. Мы сделали привал и поели от ее мяса, а затем спросили друг друга: «Можем ли мы есть мясо, добытое на охоте, находясь в ихраме?». Тогда мы решили взять оставшееся мясо с собой». Он сказал: «Велел ли кто-нибудь из вас ему напасть на стадо или указал ему на него?». Они ответили: «Нет». Он сказал: «Тогда съешьте оставшееся мясо». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.
Передают, что Аиша рассказывала: «Среди животных есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле, так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворона, мышь и бешеная собака». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и другие.
[18] Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочел проповедь, подобной которой я никогда не слышал. Он сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, то вы бы очень мало смеялись, но очень много плакали». Тут сподвижники посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прикрыли лица накидками, и было слышно, как они всхлипывают. В этот момент один из мужчин встал и спросил: «Кто мой отец?». Он ответил: «Такой-то». И тогда был ниспослан аят: «Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (5:101). Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и Ибн Джарир.
Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Были люди, которые задавали посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вопросы, насмехаясь над ним. Кое-кто спрашивал: «Кто мой отец?». А кое-кто спрашивал: «У меня пропала верблюдица. Где же она сейчас?». По их поводу Аллах ниспослал слова: «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (5:101) до самого конца аята.
Ас-Саади сказал: «Аллах запретил своим верующим рабам спрашивать о том, что доставит им огорчение и беспокойство, если станет им известно. Это относилось к поступкам некоторых из сподвижников, которые расспрашивали посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, об их родителях и их месте в райских садах или преисподней, поскольку знание этого могло не принести им ничего хорошего. Это также относилось к вопросам о невероятных событиях или вопросам о том, что могло повлечь за собой ниспослание обременительных религиозных предписаний и даже поставить мусульман в затруднительное положение, или совершенно бесполезным вопросам.
Аллах запретил задавать эти и другие похожие вопросы. Что же касается вопросов, которые не могут повлечь за собой такие нежелательные последствия, то мусульманам было приказано задавать их, поскольку Всевышний сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
Затем Аллах сообщил, что если сподвижники задавали вопросы Пророку Мухаммаду в подходящий момент и спрашивали его о неясных аятах и непонятных предписаниях во время ниспослания Корана, то есть когда откровения еще могли быть ниспосланы с небес, то они получали разъяснения и узнавали истину. Но если они не сделали этого, то всем остальным мусульманам следует воздержаться от обсуждения того, о чем умолчал Аллах.
Аллах простил это своим рабам и умолчал об этом ради их благополучия. А это значит, что Аллах проявил снисходительность и позволил своим рабам совершать все, о чем ничего не говорится в откровении. Прощение, терпение и милосердие являются Его неотъемлемыми качествами, и люди должны стремиться к Его прощению и искать Его милость и благоволение».
Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел нам проповедь и сказал: «О люди! Аллах предписал вам отправляться в хадж». Тут Михсан аль-Асади встал и сказал: «Каждый год, о посланник Аллаха?». Он сказал: «Если бы я сказал: «Да», то это стало бы для вас обязательным, и если бы вы отказались от обязательного, то непременно сбились бы с пути. Не говорите обо мне, пока ничего не сказано о вас. Поистине, ваших предшественников погубили их вопросы и несогласие с их пророками». И тогда Всевышний Аллах ниспослал слова: «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны» (5:101) до конца аята. Этот хадис передали Ибн Джарир и Ибн Хузейма, а его суть передал Муслим.
[19] Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Человек из племени Бану Сахм отправился в путь вместе с Тамимом ад-Дари и Ади б. Баддой и скончался на земле, где не было мусульман. Пока же они везли оставшееся после него имущество, они потеряли серебряную чашу с золотой росписью. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потребовал от них поклясться, и они поклялись, что они не причастны к пропаже чаши. Затем она была обнаружена в Мекке, и люди сказали: «Мы купили ее у Тамима и Ади». Тут двое родственников покойного сахмита встали и сказали: «Воистину, наше свидетельство правдивее свидетельства этих двух». Они поклялись, что чаша принадлежала их родственнику, и по этому поводу был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле» (5:106). Этот хадис передали аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Джарир и аль-Бейхаки.
119-) Передают со слов Абу Сайда аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний и Всеблагой Аллах обратится к обитателям Рая: «О обитатели Рая!». Они скажут: «Вот мы перед Тобой, Господь наш, и готовы служить Тебе!». Он спросит: «Довольны ли вы?». Они скажут: «Отчего же нам не быть довольными, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих творений!». Тогда Он скажет: «Я одарю вас еще тем, что лучше этого!». Они спросят: «Господь наш, а что может быть лучше этого?». Он скажет: «Я одарю вас Своим благоволением, и после этого уже никогда не разгневаюсь на вас!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и другие.