Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! | |
1. | Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут! |
2. | Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. |
3. | Воистину, награда твоя неиссякаема. |
4. | Воистину, твой нрав превосходен. [1] |
5. | Ты увидишь, и они тоже увидят, |
6. | кто из вас - бесноватый. |
7. | Твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем. |
8. | Посему не повинуйся тем, кто считает истину ложью! |
9. | Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. |
10. | Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, |
11. | хулителю, разносящему сплетни, [2] |
12. | скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, |
13. | жестокому, к тому же самозванцу, |
14. | даже если он будет богат и будет иметь сыновей. |
15. | Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Это - легенды древних народов!». |
16. | Мы заклеймим его хобот (нос). [3] |
17. | Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды), |
18. | но не сделали оговорки (не сказали: «Если того пожелает Аллах»). |
19. | Ночью же, пока они спали, их сад поразила кара от твоего Господа. |
20. | К утру сад был подобен мрачной ночи (был погублен). |
21. | А на рассвете они стали звать друг друга: |
22. | «Ступайте на вашу пашню, если вы хотите сорвать плоды!». |
23. | Они отправились туда, разговаривая шепотом: |
24. | «Не впускайте сегодня к себе бедняка». |
25. | Они шли с твердым намерением и полагали, что у них достаточно сил. |
26. | Когда же они увидели его, они сказали: «Мы сбились с пути! |
27. | О нет! Мы лишились этого». |
28. | Лучший из них сказал: «Разве я не говорил вам, что надо было прославить Аллаха?». |
29. | Они сказали: «Пречист наш Господь! Мы были несправедливы». |
30. | Они стали попрекать друг друга |
31. | и сказали: «Горе нам! Мы преступили границы дозволенного. |
32. | Быть может, Господь наш даст нам взамен нечто лучшее. Воистину, мы обращаемся к нашему Господу». |
33. | Такими были мучения, а мучения в Последней жизни будут еще ужаснее! Если бы только они знали! |
34. | Воистину, для богобоязненных у их Господа приготовлены Сады блаженства. |
35. | Неужели Мы мусульман уравняем с грешниками? |
36. | Что с вами? Как вы судите? |
37. | Или у вас есть Писание, из которого вы узнали, |
38. | что там у вас будет все, что вы выберете? |
39. | Или у вас есть Наши клятвы, которые сохранятся до Дня воскресения, о том, что у вас будет все, что вы присудите? |
40. | Спроси их, кто из них поручается за это? |
41. | Или у них есть сотоварищи? Пусть же они приведут своих сотоварищей, если они говорят правду! |
42. | В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого. [4] |
43. | Их взоры потупятся, и унижение покроет их. А ведь их призывали пасть ниц, когда они пребывали в здравии. |
44. | Оставь же Меня с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечем их так, что они даже не осознают этого. |
45. | Я даю им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима. |
46. | Или же ты просишь у них вознаграждения, и они обременены обязательствами? |
47. | Или же они владеют сокровенным и записывают его? |
48. | Потерпи же до решения твоего Господа и не уподобляйся человеку в рыбе (Йунусу), который обратился с мольбой вслух, сдерживая свою печаль. |
49. | Если бы его не постигла милость Господа, то он был бы выброшен на открытую местность постыженным. |
50. | Но его Господь избрал его и сделал одним из праведников. |
51. | Воистину, неверующие готовы заставить тебя поскользнуться своими взглядами, когда они слышат Напоминание, и говорят: «Воистину, он - одержимый!». |
52. | Но это - не что иное, как Напоминание для миров. |
[1] Прекрасный нрав посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, описывается во многих коранических аятах. Всевышний сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (3:159); «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (9:128).
Своими совершенными качествами Пророк, мир ему и благословение Аллаха, превзошел всех остальных людей, и подтверждения его благонравия и набожности мы находим в многочисленных свидетельствах его ближайших сподвижников.
Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выбирал между двумя решениями, он всегда брался за то, что было легче, если оно не было греховным. Если же оно было греховным, то он сторонился его сильнее, чем кто-либо иной. Он никогда не мстил за самого себя, но если кто-либо преступал запреты Аллаха, то он мстил за Него». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и другие.
Передают, что однажды Аишу спросили: «Как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обращался со своими женами?». Она ответила: «Он был самым благонравным человеком, он не был грубым и не позволял себе вести себя непристойно. Он не кричал на рынках и не отвечал на зло злом. Напротив, он прощал и проявлял милосердие». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.
Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Я прислуживал посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в течение десяти лет, и, клянусь Аллахом, он никогда не говорил мне даже: «Тьфу!». Что бы я ни сделал, он никогда не говорил мне: «Почему ты поступил так?». А когда я не делал что-либо, он никогда не говорил мне: «Лучше бы ты сделал это!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и другие.
Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был самым красивым, самым щедрым, самым смелым человеком. Однажды ночью жители Медины содрогнулись и бросились туда, откуда послышался звук. По дороге они встретили Посланника Аллаха, который уже возвращался оттуда. Он отправился туда раньше всех и опередил других. Он был верхом на неоседланной лошади Абу Тальхи, а на шее у него висел меч. Он успокоил людей и сказал: «Не тревожьтесь! Не тревожьтесь!». Он сказал: «Она оказалась очень быстрой», хотя прежде она всегда была очень медлительной». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Давуд и Ибн Маджа, и его текст приведен согласно версии Муслима.
Передают, что Абу Сайд аль-Худри рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был стыдливее, чем девушка на выданье в своей комнате, и если ему что-либо не нравилось, то мы узнавали об этом по выражению его лица». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа и другие.
Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, в противном же случае он просто не притрагивался к ней». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа и другие.
[2] Передают, что Хузейфа рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сплетник не войдет в Рай». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и другие.
[3] Ас-Саади писал: «Эти аяты были ниспосланы о некоторых язычниках, одним из которых был аль-Валид б. аль-Мугира. Он обладал большим состоянием и имел много сыновей. Однажды, когда ему прочли кораническое откровение, он сказал: «Это – всего лишь легенды древних народов». Из-за своего богатства и большой семьи он преступил законы Аллаха и превознесся над истиной. Он отверг ее тогда, когда она сама открылась ему, и назвал ее древними легендами, в которые можно и верить, и не верить.
Несмотря на это, обсуждаемые нами аяты в полной мере относятся ко всем, кто обладает подобными порочными качествами, потому что Коран ниспослан как истинное руководство для всех людей, как для тех, кто жил в первые годы его ниспослания, так и для их потомков. Некоторые аяты ниспосылались по поводу того или иного человека, но заключали в себе общий смысл. Благодаря этому правоверные и по сей день на примере отдельных личностей познают судьбу всех им подобных».
[4] Передают, что Абу Сайд аль-Худри рассказывал, что слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш Господь обнажит Свою Голень, и тогда все верующие мужчины и женщины падут ниц перед Ним. А те, кто в мирской жизни падал ниц, ради доброго имени, показывая себя перед людьми, останутся стоять. Они захотят совершить поклон, но их позвоночник превратится в один сплошной позвонок». Этот хадис передали аль-Бухари и ад-Дарими, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари.