570 год вошел во всемирную историю как «год слона». «Это был год, в который Абиссинский наместник Абраха, союзник Византии в войне против Персии, собравший огромное для тех мест и времен ополчение, со многими боевыми слонами, составлявшими для аравитян невиданную диковину, двинулся из Йемена через Хиджаз в г. Ятриб (ныне Медина) и оттуда к Персидской границе. По дороге из Йемена к Персии нельзя было миновать знаменитого города Мекки, бывшего некоторым федеративным центром для большей части аравийских племен. Перевес организованной военной силы был на стороне абиссинцев, а главное, африканские слоны с непривычки наводили ужас на арабов и их коней. Впечатление было так глубоко, что пятьсот семидесятый год вошел в историю как „год слона". Владевшее Меккой племя корейшитов и их союзники заперлись в городе и готовились к отчаянной защите. Абиссинцы обложили священный город, но в первую же ночь в их стане появилась страшная и неведомая болезнь, от которой большая часть людей погибла, а остальные в беспорядке бежали в Йемен. Но и для Персидского царя 570 год был отмечен дурным предзнаменованием. В ту самую ночь, когда нечеловеческая рука истребила абиссинцев, союзников его врага — Византии, сам он был, по преданию, поражен зловещим чудом: все священные сосуды в его дворцовом храме были опрокинуты и разбиты и неугасимый огонь, символ верховного божества иранцев, внезапно потух. Гибель христианского войска Абраха под Меккой и чудесное падение божественного неугасимого огня Зороастра произошли в год рождения пророка Мухаммада, что является несомненным фактом, и именно ему было провиденциально суждено создать новую духовно-политическую силу, предназначенную объединить народы Востока и покончить тысячелетнюю распрю греческого и персидского царств разрушением обоих» (Соловьев Вл. Магомет. Его жизнь и религиозное учение // Собрание сочинений. Спб, 1886-1896 г. Т. 6. С. 545-547).
[1] Название вида птиц. Радиоуглеродный и химический анализ останков войска Абраха указывает на то, что причиной гибели была массовая эпидемия оспы (отсюда следует толкование ст. 4 и 5), вызванная каким-то огромным «нашествием» или «налетом» носителей инфекции, — здесь интересно сравнить с С. 7, ст. 132— 134, и прим. [7:135::1] и [9:33::1]. В тексте я оставляю арабскую кальку «абабиль», которую некоторые комментаторы толкуют как «огромные стаи птиц» (где, несомненно, присутствует мистический фактор в проявлении Господнего волеизъявления), другие — как некоторая разновидность микробпереносящих насекомых.