Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного! | |
1. | Алеф - Лям - Ра. (Сие) - Писание, которое тебе Мы ниспослали, Чтоб вывел ты людей из мрака к свету По изволению их Господа На путь Всесильного и Славного |
2. | Аллаха, Кому подвластно все, Что суще в небесах и на земле. И горе всем, кто не уверовал (в Него), От страшной кары, (что Он им назначит), - |
3. | Кто любит (блага) ближней жизни Превыше (вечности) второго бытия И сводит со стези Аллаха [1], Стремясь в нее извилины внести, - Они в глубоком заблужденье пребывают. |
4. | И ни один посланник не был послан Нами, Кто не владел бы языком своих людей, Чтобы он мог им ясно говорить о сути. Аллах по (мудрости) желанья Своего (Одних) уводит с правого пути, (Других же - милостиво) направляет, - Он, истинно, могуч и мудр! |
5. | Мы с Нашими знаменьями послали Мусу: «Ты выведи из мрака к свету твой народ, Напомни им о Днях Аллаха [2], - Поистине, здесь кроются знамения для тех, Кто стойко-терпелив и благодарен». |
6. | И вот сказал народу Муса: «Вы вспомните о милостях Аллаха вам, Как Он избавил вас от рода Фараона: Они вас тяжким мукам подвергали, Лишали жизни ваших сыновей, В живых лишь женщин оставляя [3], - И это было вам Великим испытаньем от Аллаха». |
7. | Вот (через Мусу) возвестил Господь: «Коль станете признательными (Мне), Я вам умножу (милости Свои), Но если будете неблагодарны, То наказание Мое, поистине, сурово!» |
8. | И Муса молвил: «Если вы и те, кто на земле, - все до едина Неблагодарны станете (Аллаху), - Так ведь свободен Он от всяких нужд [4] И преисполнен славы!» |
9. | Неужто не пришел вам сказ о тех, Которые до вас (грешили): О людях Нуха, Ад, Самуд И тех, что были после них? Не знает их никто, кроме Аллаха. К ним с ясными знаменьями от Нас (Из них самих) посланники являлись; Они ж к устам своим протягивали руки, (Персты кусая от досады), И говорили: «Мы не верим в то, с чем посланы вы к нам. Мы в тягостных сомнениях о том, К чему вы нас зовете». |
10. | Но их посланники им говорили: «Неужто есть (у вас) сомненья об Аллахе, О Том, Кто небеса и землю сотворил? Он вас зовет, чтоб вам простить грехи И дать отсрочку до назначенного срока». Они же говорили им: «Всего лишь люди вы, такие же, как мы, И вы хотите отвратить нас от (богов), Которых чтили наши праотцы. Представьте ясное (свидетельство) о власти, (Которою Аллах вас наделил)!» |
11. | Посланники им отвечали так: «Всего лишь люди мы, такие же, как вы, Но жалует Аллах Свое благоволенье Тому из слуг Своих, Кого сочтет Своей угодой. Мы вам не можем дать (свидетельства) о власти, Если на то нет дозволения Аллаха. Так пусть же уповают на Него Все те, кто благочестие обрел. |
12. | И почему нам на Него не уповать? Ведь Он нас вывел на пути, Которыми идем мы ныне. И терпеливо будем мы сносить обиды, Что причиняете вы нам. И пусть доверятся Аллаху те, Кто на Него надежды возлагает. [5]» |
13. | Неверные посланникам своим сказали: «Иль вы вернетесь к нашей вере, Иль мы вас со своей земли изгоним». Тогда Господь их им открыл: «Погубим непременно Мы неверных |
14. | И после них поселим вас на сей земле. И это - тем, кто убоится Передо Мною (во грехе) [6] предстать, Страшась Моих угроз (о наказанье)». |
15. | Они просили для себя победы [7], И рушились (строптивые уловки) тех, [8] Кто им противился столь дерзко и упрямо. |
16. | А впереди [9] зияет Ад, Где пить ему зловонный кипяток, |
17. | Столь омерзительный, Что проглотить его великой мукой будет; К нему со всех сторон подступит смерть, Но не дадут ему вкусить ее [10] (И завершить свои страданья), - Ведь впереди его уж ждут Жестокие, болезненные муки. |
18. | Притча о тех, кто не уверовал (в Аллаха): Деянья их подобны пеплу, над которым Поднялся вихрь в бурный день. Они не властны ни над чем, Что (заблуждением) себе стяжали, - А заблуждение (их) слишком глубоко. |
19. | Ужель не видишь, что Аллах По (мудрой) Истине построил небеса и землю [11], И, будь на то желание Его, Он повелит исчезнуть вам И новое творение назначит. |
20. | И это для (могущества) Аллаха Великой (мОчи) не составит. |
21. | Предстанут все перед Аллахом, И скажут кроткие [12] всем тем, кто величался: «Мы следовали вам, и вот теперь Вы можете избавить нас Хоть от чего-нибудь из мук Аллаха?» Они им скажут: «Если бы Аллах был нам Водитель, Мы повели бы за собой и вас. Ну, а сейчас нам все равно: Остаться ли с печалью в сердце Или терпением его наполнить, - Нам избавления уж нет». |
22. | Когда же все решится, Сатана им скажет: «Ведь обещанье Истины вам дал Аллах [13], Давал вам обещание и я, Но в нем я обманул вас, И власти не было над вами у меня [14]: Я только звал вас, ну, а вы (По доброй воле) отозвались. А потому меня не попрекайте, Вините только лишь себя. Я не могу ничем помочь вам, И вы не можете мне помощь оказать. Я отрекаюсь от того, что раньше Меня вы в соучастники (Аллаху) возвели. Для злотворящих - истинно, мучительная кара». |
23. | Но те, кто верует и делает добро, Будут допущены в Сады, реками омовенны, Где пребывать навечно им с Господнего соизволенья. Для них - приветствие там: «Мир!» |
24. | Ужель не видел ты, какую притчу О Слове Добром [15] нам Аллах приводит: Оно как древо доброе, Чей корень крепко (держится в земле), А ветви к небесам взметнулись. |
25. | Оно плоды свои приносит каждый миг По изволению его Владыки, - И так Аллах приводит Свои притчи людям, Чтоб они вняли (наставлениям Его). |
26. | А притча (Господа) о Скверном Слове [16]: Оно как древо скверное, Что исторгает (свои корни) из земли - И потому устойчиво стоять не может [17]. |
27. | Аллах же верных укрепляет твердым словом И в этом мире, и в другом. И сводит Он с пути неверных, - (Ведь безграничной мудростью Своей) Творит Он все, что пожелает! |
28. | Неужто ты не вглядывался в тех, Кто обменял благодеяния Аллаха На богохульное неверие [18] (в Него) И этим поселил своих собратьев В обитель [19] (вечных) мук - |
29. | В Огонь, где им гореть? И это - мерзкая обитель! |
30. | Они измыслили [20] Аллаху равных, Чтобы свести людей с Его пути. Скажи: «Сладитесь (краткое мгновенье) [21], Ведь путь ваш - в (вечный) огнь Ада!» |
31. | Скажи Моим благочестивым слугам, Чтобы они молитву совершали, Творили милостыню втайне и открыто [22] Из благ, что Мы им даровали, Покуда не настанет День, В который нет ни торга, ни услуг друзей [23]. |
32. | Аллах есть Тот, Кто небеса и землю сотворил, С небес на землю воду льет И ею в пищу вам плоды выводит; На службу вам поставил корабли, Чтобы велением Его Они моря пересекали; И реки вашим нуждам подчинил [24]. |
33. | Он подчинил вам Солнце и Луну, Что неустанно следуют (назначенному) курсу; Послушными вам сделал Ночь и День |
34. | И доставляет вам все (блага), Которые вы просите себе. А коль задумаете счет вести благодеяниям Аллаха, Вам никогда их не исчислить. Но человек, поистине, несправедлив и (Господу) неблагодарен. |
35. | И (вспомните,) как Ибрахим сказал: «Господь мой! Сделай безопасным этот город [25]! Убереги меня и сыновей моих От поклоненья истуканам. |
36. | Господь мой! Ведь они уже свели с пути Великое число народов, - Но кто последует за мной (по вере), Тот - из моих, (предавшихся Тебе), А кто меня ослушается - что ж! - Ведь Ты прощающ, милосерд! |
37. | О наш Господь! Я поселил из отпрысков моих [26] В долине, не возделанной для злаков [27], У Твоего Святого Дома [28], Чтобы они, о наш Господь! Творили регулярную молитву. Ты к ним сердца людей расположи и надели плодами [29], Чтобы они могли быть благодарны. |
38. | Господь наш! Истинно, Ты знаешь, Что мы таим в душе, А что являем напоказ, - Поистине, ничто не скрыто от Аллаха Ни в небесах, ни на земле! |
39. | Хвала Аллаху, Кто на старость Мне Исмаила и Исхака даровал; Ведь, истинно, Он - мой Господь, Кто внемлет зову (вопиющего к Нему)! |
40. | Господь мой! Выстрой меня так, Чтоб я исправно совершал молитву И чтобы из моих потомков (Молились лишь Тебе они); Господь наш! Внемли зову моему! |
41. | Господь наш! Ниспошли Свое прощенье Мне, и родителям моим, и верным В тот День, когда настанет (наш) расчет». |
42. | Не думай, что Аллах внимания не обращает На то, что нечестивые творят, - Он только им дает отсрочку до Дня, Когда их взоры в ужасе замрут |
43. | И, вскинув головы назад, С застывшими зрачками глаз, С опустошенными сердцами, Они все ринутся вперед, (Где предстоит им Суд нести). |
44. | А потому, увещевая, Людей предостеречь ты должен О Дне, когда придет к ним кара [30]. Тогда возмолят нечестивые: «Господь наш! Отсрочь нам хоть до близкого предела. Мы Твоему призыву отзовемся И будем следовать посланникам Твоим». (Им прозвучит): «Неужто прежде вы не клялись, Что нет вам убыли и спада [31] никогда? |
45. | И вы в дома селились к тем, Кто зло самим себе чинил, Потом же стало ясно вам, Как Мы (сурово) с ними обошлись, И Мы (на этот счет) вам притчи приводили». |
46. | Они же разными уловками хитрили [32], Но вся их хитрость - у Аллаха на виду, Если бы даже силою ее (задумки) Могли сдвигаться с места горы. |
47. | Не думай, что Аллах нарушит обещание Свое, Которое посланникам Своим (в обет) поставил, - Поистине, Аллах могуч, возмездия Блюститель! |
48. | В тот День, Когда земля заменится другою [33], Другими станут небеса, - Они предстанут пред Аллахом, Единым и неодолимым в Своей мощи! |
49. | И ты увидишь в День тот грешников, Что скованы одною цепью (совершённого греха). |
50. | Их верхние одежды - из смолы, А лица пламенем покрыты, |
51. | Чтоб возымела от Аллаха каждая душа, Что уготовила себе (деяньями своими), - Аллах, поистине, в расчете скор! |
52. | Это - Послание всем людям, Чтоб назидались им и знали, Что Он - Единый Бог для всех, И чтобы мыслящие этим проникались. |
[1] Те, кто искажает или подменяет Истину исключительно в целях земного удобства и тем самым привлекает все большее число своих приверженцев, не только взваливают на себя грех искажения и введения в заблуждение, но к тому же несут всю ответственность за тех, кого они смогли привлечь к себе, изображая Истину в более удобном и более приемлемом для них виде, «разукрашивая» ее своими желаниями и страстями. Об этом «разукрашивании» часто предупреждает Коран и соотносит его с воздействием Сатаны (см., например, С. 15, ст. 39-42). С другой стороны, как часто человек становится причастен к злодеянию, сам не ведая того, всего лишь потому, что где-то и когда-то по легкомыслию и безответственности своей допустил высказывание такого рода, которое разбудило и привело в действие дремавшее до поры до времени злое помышление рядом стоящего человека, будь то его лучший друг или злейший враг.
[2] Дни, в которые милость Господня была особо проявлена к ним.
[3] См. прим. [7:127::1].
[4] Букв. «богат». Однако ни один тафсир не оставляет слово без толкования, которое я даю в тексте перевода; именно оно выдается за первичное. См. прим. [2:268::1].
[5] Букв. «верующие».
[6] Внутрискобковая расшифровка смысла, присутствующая во всех тафсирах.
[7] Посланники Аллаха взывали к Нему о помощи и победе над агрессивныминеверными.
[8] Ср. С. 11, ст. 59.
[9] В тексте - «позади» (очевидно, считается, что все неприятности появляются из-за спины). Все тафсиры дают «впереди», выдавая его за наречие времени, которому предстоитнаступить.
[10] См. прим. [74:28::1] (С. 74, ст. 28).
[11] См. прим. [10:5::3] и [10:36::1].
[12] Букв. «слабые» (по социальному положению, материальному доходу и т.д.).
[13] «Истина» здесь, несомненно, выступает как свод увещеваний-заветов, как предупреждение о неминуемом Суде-расчете, о награде или наказании как возмездии за содеянное, - и здесь слово «обещание» следует понимать в том смысле, что все это сбудется как естественное проявление Божественных законов, изначально заложенных в Творении.
[15] «Слово» - Писание как система взглядов и ценностных ориентации.
[16] Искаженное человеческим вмешательством Писание - лжеписание.
[17] Аллегория морали, воспитанной на лжеписании: отсутствие устойчивых взглядов «само себя поедает», исторгая корни из земли Господней мудрости.
[18] Важно передать оба значения: «богохульное» - в значении наделения идолов Божественной сущностью; «неверие» - не как отсутствие веры: вера была, но не та, - вера в идолов. Здесь «неверие» - как отсутствие веры в Бога Единого, Бога - Творца Вселенной.
[19] Букв. «жилище».
[20] Букв. «устроили», «установили», но в данном айате речь, безусловно, идет о нравственном аспекте явления: «придали в равные», «измыслили соучастников» и т.д.
[21] Противопоставление третьей и четвертой строк заложено во времени,а не в действии.
[23] «Ибо дела их следуют за ними» (Библия) - дела, с которыми вы некогда встретитесь, и там вы будете лишены покровов земной власти и ее защиты. Ваше имя, ваше положение, имущество, каким бы большим оно ни было, покровительство сильных мира сего, включая церковь и право, - все остается здесь. Отходит же туда лишь одна страждущая душа человеческая, чтобы вкусить там от плодов, посеянных здесь. И тут не поможет никакая защита, ничье вмешательство, так как вы обладали свободой воли, дарованной вам Аллахом. Так что и Небо, и Ад заключены в вас самих. См. прим. [9:105::1].
[24] Здесь чрезвычайно важно заметить, что все на земле Волею Аллаха поставлено на службу величайшему из Его творений -человеку, но еще важнее выявить здесь скрытый смысл, проглядывающий постоянно то здесь, то там в Коране, - человек ни в коей мере не должен нарушать этот «порядок строгий, что задуман был Аллахом», любое вмешательство пагубно: «Я удалю от милости Моей всех тех, кто пренебрег Моим порядком». См. прим. [7:56::1] и [7:146::1] (С. 7, ст. 56 и 85).
[25] Мекка. См. прим. [2:126::1] (С. 2, ст. 125-126; С. 95, ст. 3).
[26] Исмаила (сына) с матерью.
[27] Долина Мекки пустынна и скалиста.
[28] См. прим. [2:125::1].
[29] Ср. С. 2, ст. 155.
[30] Человек - объект Господней Справедливости и Любви. Ни один волосок не упадет с головы человека, ни одна беда не обрушится на него без проявления Воли Божьей и более того: без предупреждения его об этом, которое-то и несут Пророки и Писания всех времен и народов. Но всякий раз человек в отчаянии вопрошает: «Неужели все эти катастрофы, войны, голод, лишения могут происходить по воле Бога? Где же Его Любовь, где Справедливость?» Разве не в этом кроется доказательство того, что Божественная Любовь выглядит все же иначе, нежели хотелось бы думать столь многим? Попытайтесь хоть раз представить Божественную Любовь до конца в том виде, в каком ее судорожно тщатся представить: все позволяющую, без искупления всепрощающую, - такой унизительно слабой в своем попустительстве! Не в этом ли тупая гордыня и величание человека? Где же здесь Сила и Мощь Господней Любви, о которых свидетельствуют все без исключения Писания? Божественная Любовь неотделима от Величайшей Строгости Божественной Справедливости, которая творит только то, что по Господней Мудрости и Всеведению Его полезно человеку и радует его своей полезностью, а не то, что лишь кажется полезным и приятным по ограниченным меркам человеческого познания.
[31] Слово «зауаль» обладает интересной полисемией, все оттенки которой присутствуют в данном айате: в своей гордыне сильные мира сего (а здесь речь, несомненно, идет о надменных мекканцах) не желали ни думать, ни слышать, ни говорить о возможности печального заката (это и есть «зауаль») их жизни, или убыли (второе значение «зауаль») их доходов, или, наконец, истощения (опять «зауаль»!) их капитала или ресурсов.
[32] Араб. «хитрили своей хитростью» звучит прекрасно, в русском же языке стилистически желательна замена одного из однокоренных элементов фразы. Ср.: «Увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» (Ис. 24:16). См. прим. [16:97::1].
[33] См. прим. [13:2::1] и [10:5::1]. Здесь нужно только добавить, что земля, как и каждое небесное тело, втянута в бесконечный Круговорот Господнего Творения, а потому ей тоже предстоит пройти все этапы грандиозных переворотов и преобразований, первые признаки которых уже отчетливо проявляются, - об этом новом состоянии земли, очевидно, и идет речь в этом айате.