Сура 20: Та-ха

См. прим. [2:1::1] и [19:1::1]. Ранняя традиция указывает на схожесть этой комбинации букв с диалектным междометием «о человек!». Здесь есть какой-то элемент вероятности такого толкования (хотя и с большой натяжкой - учитывая смысл двух вышеуказанных примечаний), если принять во внимание тот факт, что низведение Суры (за семь лет до Хиджры) исламская традиция тесно увязывает с «обращением» Умара ибн Хатаба, одной из самых знаменательных фигур эпохи Пророка. Ибн Хишам в драматических деталях и с большой эмоциональностью описывает это «обращение» кровожадного корейшита, вынашивающего планы убийства Пророка. Именно «Та - Ха», зачитанная ему его сестрой Фатимой и ее мужем Саидом, была той «соломинкой, которая сломала хребет верблюду», ибо именно она чудесным образом превратила Умара ибн Хатаба в одного из самых ортодоксальных и преданных Пророку мусульман, его верного последователя и преемника.

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
1 Та - Ха.
2 Не для того тебе Коран Мы ниспосылали,
Чтобы он стал (причиной) твоих бед и огорчений [1],
3 (Мы низвели тебе его) лишь как напоминание для тех,
Которые страшатся (гнева) Бога, -
4 Как откровенье от Того,
Кто землю сотворил и высь небес построил,
5 (Создатель) Милосердный,
(Кто) утвердил Себя на Троне (Вседержавья).
6 Ему принадлежит все в небесах и на земле
И все, что между ними (пребывает)
И под землей (хоронится от глаз).
7 И если ты повысишь голос [2],
(Пользы от этого не будет), -
Ему ведь тайное известно
И то, (что еще) более сокрыто.
8 Аллах! Другого божества не существует.
Ему - прекраснейшие имена!
9 Дошла ли до тебя история о Мусе?
10 Вот он огонь увидел
И сказал семейству своему:
«Останьтесь (здесь).
Я чувствую присутствие огня.
Быть может, от него я принесу вам головешку
Иль у огня того путь верный отыщу».
11 Когда ж к огню он подошел,
Ему раздался глас: «О Муса!
12 Поистине, Я - твой Господь.
Сними же обувь ты с себя, -
Ведь ты - в святой долине Тува.
13 И Я избрал тебя, -
Так слушай же, что Я тебе вменяю.
14 Поистине, Я есть Аллах,
Кроме Меня, иного божества не существует,
Служи лишь Мне
И, поминая лишь Меня, твори молитву.
15 Уж близится, поистине, тот Час [3],
Хотя держать его сокрытым (Я намерен) [4],
Чтоб возымела всякая душа
По мере своего усердия (в делах Господних) [5].
16 И пусть от этого тебя не отвратит
Тот, кто не верует в него,
А следует страстям своим (порочным),
Чтобы тебе, о Муса, не погибнуть.
17 Что это у тебя в правой руке, о Муса?»
18 «Это - мой посох, - он сказал. -
Я опираюсь на него и кроме этого
Я им листву (с ветвей) сбиваю для моих овец [6].
В нем - польза мне и для других работ».
19 (Господь) сказал:
«(На землю) брось его, о Муса!»
20 И бросил он его (на землю),
И тут - в змею он обратился,
Что вся в движение пришла.
21 (Господь) сказал: «Возьми ее, не бойся!
Мы придадим ей прежний вид.
22 Теперь прижми ты руку свою к боку,
И она выйдет, белизной сверкая [7],
Без всякого вреда тебе
И как еще одно знаменье.
23 Чтоб показать тебе (хотя бы два)
Из Наших величайших Знаков [8].
24 (Теперь же) следуй к Фараону, -
Ведь преступил он все пределы».
25 «О мой Господь! - ответил (Муса). -
Расширь мне грудь [9]
26 И облегчи мою задачу [10],
27 От уз язык мой разреши [11],
28 Чтоб речь мою они могли понять.
29 Поставь помощника мне из моей семьи:
30 Харуна, брата моего,
31 И укрепи им мощь мою.
32 Сделай участником его в моем предназначенье,
33 Чтоб неустанно славить нам Тебя
34 И неустанно призывать (в своих молитвах), -
35 Ведь Ты - над нами зоркий страж».
36 (Аллах ему) ответил:
«Муса! Даровано тебе просимое тобой, -
37 Ведь, истинно, и в прежний раз
Тебе Мы милость оказали,
38 Когда внушили повеленье матери твоей:
39 «(Младенца) брось в ковчег и по морю [12] пусти.
А море выбросит его на берег,
И вытащит его враг Мой и враг его [13].
Я на тебя простер Мою любовь,
Чтоб на очах Моих тебя они взрастили».
40 И (вспомни,) как пришла твоя сестра
И так сказала:
«Не указать ли вам,
Кто может выходить и вырастить (младенца)?» [14]
Так Мы вернули к матери тебя,
Чтобы утешилась она и про печаль забыла.
Потом ты (в гневе) душу погубил [15],
И Мы спасли тебя от всех тревог и наказанья,
И Мы подвергли многим испытаниям тебя.
И ты провел года средь обитателей Мадйана,
Потом по предписанию (от Нас)
Пришел сюда (к народу своему), о Муса!
41 Себе (на службу) Я тебя готовил.
42 Иди же ты и брат твой
Со знаменьями Моими (к людям),
И в поминании Меня
(Усердие пусть ваше) не слабеет.
43 Ступайте оба к Фараону -
Ведь все пределы преступил он, -
44 Но речь с ним кроткую ведите:
Быть может, увещание он примет
И убоится (гнева Бога)».
45 Они сказали:
«Наш Господь!
Боимся мы, он с нами будет дерзок
Иль поспешит нам сделать зло».
46 (Господь) сказал:
«Не бойтесь, с вами Я, -
Поистине, Я слушаю и вижу.
47 А потому идите и скажите:
"Посланники мы Бога твоего.
Отправь сынов Исраиля ты с нами
И им страданий не чини.
Пришли к тебе мы со знамением от Бога твоего,
И мир тому, кто Руководство (Его) примет.
48 Уже открыто нам,
Что будет наказание для тех,
Кто (его [16]) ложью наречет и отвернется"».
49 (Тут) (Фараон) сказал:
«Кто вам Господь, о Муса?»
50 [17]Муса ответил:
«Господь наш - Тот, Кто каждой (сотворенной) твари
Придал породу, форму, а потом
(Для пребывания) назначил Руководство».
51 «А как же (дело будет обстоять)
Со (множеством) ушедших поколений,
(К которым это Руководство не пришло)?» -
Спросил (их Фараон).
52 «Про это знает мой Господь, - ответил Муса, -
(И значится об этом) в Его Книге [18].
Не ошибается Господь мой (никогда)
И (ничего) не забывает».
53 Он - Тот, Кто распростер вам землю колыбелью,
По ней для вас дороги проложил,
Низвел (обильно) воду с неба
И ею в парах разные растения извел, -
54 Питайтесь [19] и на ней стада свои пасите!
Здесь, истинно, знамение для тех,
Кто обладает разуменьем.
55 Мы из (земли) вас сотворили,
В нее же снова вас вернем
И из нее вас изведем опять [20].
56 Мы все знаменья Наши показали (Фараону), -
Он же отверг их, ложными считая,
57 И сказал:
«Не для того ли ты пришел, о Муса,
Чтоб колдовством своим
Изгнать нас со своей земли?
58 Но ведь и мы представить тебе можем
Подобное же колдовство [21].
Назначь для нас и для себя
Условленное время встречи -
Ни мы, ни ты его не переменим -
На месте, (где мы будем) равные (возможности иметь) [22] «.
59 (Муса) сказал:
«День Украшения [23] для вас - условленное время встречи,
И пусть все люди соберутся к позднему утру».
60 И удалился Фараон,
И приготовил свои козни,
И (поутру) явился (с ними).
61 Муса сказал им: «Горе вам [24]!
Не измышляйте лжи против Аллаха,
Иначе карой поразит Он вас.
Ведь гибнут замыслы всех тех,
Кто ложь возводит (на Аллаха)».
62 Они обговорили свое дело,
Оставив в тайне обсуждение свое.
63 И молвили:
«Они, конечно, оба - маги,
И колдовством своим они хотят
С вашей земли изгнать вас, -
Тем самым на погибель обрекая
Все лучшее в укладе вашей жизни [25].
64 Объедините замыслы свои,
Сомкнитесь (плотным) рядом, -
Сегодня будет счастлив тот,
Кто верх одержит (в этом споре)».
65 (И далее) сказали:
«О Муса, бросишь первым ты
Иль будем мы бросать сначала?»
66 Сказал он:
«Нет! Вы первыми бросайте».
И вот веревки их и жезлы -
Как то почудилось ему -
Под силою их чар пришли в движенье.
67 И страх вдруг душу Мусы охватил.
68 Сказали Мы: «Не бойся, (Муса)!
Ведь, истинно, ты выше их.
69 Брось то [26], что держит твоя правая рука, -
Он вмиг пожрет все то,
Что чарами они произвели;
Ведь все, что создали они, -
Простая хитрость чародея,
Но чародею счастья не найти,
Куда бы он ни отправлялся».
70 И были ниц повергнуты
(В поклоне перед Мусой) чародеи
И сказали: «Мы в Бога Мусы и Харуна
Уверовали (всей душой)».
71 И молвил Фараон:
«В него уверовали раньше,
Чем я согласие свое на это дал?
Должно быть, он - у вас глава
И научил вас колдовским (уловкам).
Я накрест руки вам и ноги отсеку,
Распну на пальмовых стволах,
И вы узнаете тогда,
Чья кара - (Бога Мусы иль моя) -
Страшней и продолжительнее будет».
72 Они ответили:
«Тебя мы не поставим выше
Знамений ясных, что пришли (к нам через них), -
Выше Того, Кто сотворил нас.
Решай же все, что ты решаешь, -
Ведь простирается решение твое
На (краткое мгновенье) этой жизни.
73 Уверовали в Господа мы нашего,
Чтоб Он простил нам наши прегрешенья
И колдовство, к которому ты нас принудил.
Аллах ведь лучше (воздаянием) и вечностью (награды)».
74 Ведь тот,
Кто перед Господом своим в грехах предстанет, -
Ад - для того,
В котором он ни умирает, ни живет [27].
75 А тот, кто верным перед Ним предстанет,
Имея за собой деяния благие, -
Тем - высшая ступень (даров Господних):
76 Сады, реками омовенны,
Где пребывать навечно им, -
Такой награда будет тем,
Кто (перед Господом) очищенным (предстанет).
77 Внушением Мы Мусе (повелели):
«Выйди со слугами Моими ночью
И проложи им сушей путь чрез море [28].
Погони (Фараона) не страшись
И (ничего) не бойся».
78 И Фараон погнался им вослед с войсками,
Но в море их покрыло то,
Чему (было повелено) покрыть их [29], -
79 Ведь Фараон народ свой сбил с пути,
Их не повел прямой стезею.
80 Сыны Исраиля!
Мы вас спасли от вашего врага,
И с вами Свой Завет скрепили [30]
На правой стороне Горы [31],
И низвели вам манну и перепелов -
81 Вкушайте [32] от (Господних) благ,
Которые Мы вам даруем,
Но не излишествуйте в этом,
Чтобы не пал на вас Мой гнев, -
Ведь на кого падет Мой гнев,
Того постигнет гибель.
82 Но Я, поистине, прощающ
К тому, кто, каясь, обращается ко Мне,
И верует, творит благое,
И следует прямой стезей.
83 (Когда на Гору Муса прибыл,
Аллах сказал):
«Что поспешил ты так
Уйти от твоего народа?»
84 Ответил (Муса):
«Они там по пятам за мной идут.
Я поспешил к Тебе, Господь мой,
Чтобы Тебе угодным быть».
85 (Господь) сказал:
«В отшествие твое
Мы испытали твой народ,
И СамирИ их сбил с пути» [33].
86 Вернулся Муса к своему народу
Разгневанный и огорченный
И так сказал: «О мой народ!
Не дал ли вам Господь в Завете [34]
Прекраснейшие обещанья?
Иль эти обещания в Завете
Уж очень далеки (по сроку
От исполнения на ваш век жизни) [35]?
Иль пожелали вы, чтоб вас постиг
Гнев вашего Владыки,
И потому нарушили обещанное мне?» [36]
87 Они ответили: «Своею властью
Тебе обещанного мы не нарушали,
Но нам было повелено нести
Груз украшений (целого народа) [37],
И бросили мы этот груз в огонь,
И то же сделал Самири».
88 И вывел он им (из огня) тело тельца,
Что (был из золота отлит) и издавал мычанье.
«Это - ваш бог и Мусы Бог, - (они) [38] сказали, -
Но (в поисках другого бога на Горе)
Он (и про вас, и про него) забыл».
89 Разве не видели они,
Что он не может им ответить ни единым (словом),
Не может им ни навредить,
Ни пользы принести?
90 А ведь до этого Харун им говорил:
«О мой народ!
Вас только искушают этим.
Ведь, истинно, Господь ваш - Милосердный.
Так следуйте ж за мной
И повинуйтесь моему приказу».
91 Они сказали:
«Мы не перестанем чтить его,
Пока не возвратится Муса».
92 (И вот вернулся Муса и) сказал:
«Харун! Что удержать могло тебя [39],
Когда увидел ты, что они сбились,
93 Последовать за мной?
Ужель ослушался приказа моего [40]
94 (Харун) ответил:
«О сын матери моей!
Ты не хватай за бороду меня и голову
(не трогай).
Я побоялся, что потом ты скажешь:
"Среди сынов Исраиля ты вызвал разделенье [41]
И не исполнил слова моего"».
95 (Тут Муса) обратился (к Самири):
«(Теперь скажи), как дело обстоит с тобой?»
96 Ответил (тот):
«Я видел то, чего не видели они.
Я от следов посланника [42] (успел) схватить горсть пыли
И бросил ее (в глотку этого тельца), -
Так искушен я был своею собственной душой».
97 (И Муса) молвил:
«Уходи! Отныне твоя (кара) в этой жизни -
Что будешь ты (все время) говорить:
«Ко мне не прикасайтесь: (я - ваш искуситель)!»
А что обещано тебе (для вечной жизни),
В назначенный свершится срок.
Взгляни на бога твоего,
Которому ты поклонялся, -
Его сожжем мы и развеем в море прахом.
98 Единственный наш Бог - Аллах;
Кроме Него, иного божества не существует,
Он Своим знанием объемлет все и вся».
99 Так излагаем Мы тебе
События времен минувших,
И Мы доставили тебе послание от Нас.
100 Кто отвернется от него,
Тот понесет в День Воскресения (на Суд)
Ношу (тяжелых прегрешений) [43].
101 Ему с ней вечно пребывать,
И скверна эта ноша будет для него
В День Воскресения (на Суд).
102 В тот День,
Когда раздастся трубный глас [44],
Мы соберем всех грешников (на Суд)
С ослепшими (от ужаса) глазами [45],
103 И шепотом они друг другу будут говорить:
«Мы пробыли там только десять дней» [46].
104 Мы знаем лучше, что они (там) скажут,
И скажет самый сведущий из них
На том пути, (которым они шли):
«Один лишь день вы были там».
105 «Что станет с (твердью) гор?» - интересует их [47].
Ответь: «Их прахом мой Господь рассеет,
106 Оставит ровною долиной,
107 Где вам не различить
Ни кривизны, ни возвышений».
108 В тот День
Они пойдут за Созывающим (их души) [48],
Кто поведет их (прямо), без извилин (к Богу),
И стихнут голоса пред Милосердным,
И ты услышишь только шорох (их шагов).
109 В тот День
Ничье заступничество не поможет,
Помимо тех, кому дозволит Милосердный,
Чью речь допустит благоволием Своим.
110 Он знает то, что было прежде них,
И то, что после них (наступит);
Они же знанием своим
Постигнуть этого не смогут.
111 Поникнут головы (в тот День)
Пред Вечным, Сущим (Властелином).
Обманется в своих надеждах всяк,
Кто принесет с собой (тяжелый груз)
Несправедливости (земных деяний) [49].
112 А тот, кто делает добро и (в Господа) уверовал (душой),
Не убоится ни обид, ни утеснения (довольства).
113 Так ниспослали Мы его - Коран арабский -
И поместили в нем угрозы
(Для тех, кто глух к знаменьям Нашим) [50], -
Быть может, побоятся они Бога,
Иль он [51] пробудит в них воспоминание (о Нем).
114 Превыше всех Аллах -
Царь (всех миров) и Истина (творенья)!
(И ты, о Мухаммад!), не торопись с Кораном,
Пока тебе не завершится откровение его,
А говори: «Господь мой,
Увеличь во мне познанье!»
115 Мы прежде с Адамом в Завет вступили,
Но он забыл (о нем),
И в нем Мы не нашли решительности твердой.
116 Вот Мы сказали ангелам:
«Адаму поклонитесь!»
И поклонились они все, кроме Иблиса,
Кто, (возгордившись), отказался.
117 Тогда сказали Мы:
«О Адам! Он - враг тебе и враг твоей жене.
Не допусти, чтоб он извел обоих вас из Рая,
Чтобы тебе не стать несчастным.
118 Ведь здесь, (в Раю), не быть тебе голодным,
Ни наготы (своей стыдиться),
119 От жажды не страдать,
Не мучиться от зноя».
120 Но нашептал ему (дурное) Сатана [52],
Сказав: «О Адам!
Не указать ли мне тебе
На древо вечности и власти,
Что не иссякнет (никогда)?»
121 И они оба от него [53] вкусили,
И им открылась их срамная нагота.
И (чтоб прикрыть ее), они из листьев Сада
Стали плести себе (одежды).
Так Бога своего ослушался Адам -
И с праведной стези был совращен.
122 Но (милостью Своей) избрал его Господь -
Простил и праведным путем направил.
123 «Низвергнитесь вы оба [54] из него
И будьте во вражде друг к другу.
А если от Меня придет вам Руководство [55],
Те, кто последует Призыву Моему,
Блуждать (в неверии) не будут,
Несчастья не постигнут их.
124 Но кто от Моего Послания отступит,
Тому, поистине, Мы жизнь утесним
И призовем слепым в День Воскресенья».
125 Он скажет:
«Господи! Зачем призвал меня слепым, -
Ведь прежде был я зрячим?»
126 «Но ведь и ты так (поступил), - ответит Он, -
Когда пришли к тебе Мои знаменья,
Ты (в небрежении) забыл их, -
Сегодня будешь ты забытым».
127 Так воздаем Мы тем,
Кто перешел пределы (допустимого Аллахом)
И не уверовал в знамения Его,
И, несомненно, кара будущего мира
Сильней и длительней (земных невзгод).
128 Ужель не стало (для неверных)
Предупреждающим (знаменьем то),
Как много прежних поколений
Мы погубили (за неверие и грех), -
По обиталищам которых они ныне ходят?
А в этом ведь знамения для тех, кто разумеет.
129 И если б не (Господне) Слово [56],
Что загодя явилось от Владыки твоего,
Их (гибель) стала б неизбежной,
(Но всякому творенью на земле)
Назначен (Господом) свой срок.
130 А потому, (о Мухаммад!),
Терпи, что говорят они [57],
И славь хвалой Владыку твоего
До появленья солнца (в небе)
И до его заката (в ночь),
(В благословенном бденье) ночи
И (в суетных заботах) дня,
Чтобы (душа твоя) довольство обрела
(И Господу угодной стала).
131 И взором глаз не обнимай те (блага),
Которыми Мы (щедро) наделили
Какие-то из их семейств, -
Расцветом жизни в этом мире
Мы лишь испытываем их.
Ведь, истинно, удел у Бога твоего
И длительней, и краше.
132 Вели семейству твоему творить молитву
И сам прилежно совершай ее.
Мы на тебя не возлагаем
Потребное (для жизни) добывать -
Мы Сами обеспечим тебя всем.
(Благой) конец (земного бытия) -
(Для тех, кто) благочестие (блюдет).
133 И говорят они:
«Что ж он от Бога своего
К нам не пришел с каким-либо знаменьем ясным?»
Неужто к ним не приходило ясного свидетельства (всего),
Что значится на свитках прежних (Откровений)? [58]
134 Если б Мы карой погубили их до появленья (Мухаммада),
(То в День Суда они бы Нам сказали):
«Господь наш! Если бы Ты только
К нам увещателя направил от Себя [59],
Твоим знаменьям непременно бы последовали мы,
Прежде чем нас подвергли унижению и сраму».
135 Скажи: «Каждый (из нас) ждет (своего предела) [60], -
Так ждите же и вы:
Потом узнать вам (предстоит),
Кто - обладатель верного пути,
Кто - шел прямым путем (по жизни ближней).

[1] Враждебность мекканских корейшитов. См. прим. [7:2::1] (С. 7, ст. 2).

[2] Аллаху известны все ваши скрытые мысли и мотивы, и степень громкости их выражения никак не влияет на их оценку.

[3] См. прим. [15:85::1] (С. 42, ст. 17-18; С. 7, ст. 187; С. 79, ст. 42-44).

[4] Перевод И.Ю. Крачковского «готов открыть» является вторым вариантом перевода, но в таком случае речь идет не о времени наступления Часа, а о факте его существования. В противном случае перевод резко противоречит всей концепции Часа в Коране, смысл которой сводится к следующему: читайте ст. 187 С. 7.

[5] По соответствию ваших благодеяний на момент прихода Часа.

[6] Сгибать ветви деревьев для сбора плодов и листьев.

[7] См. прим. [7:108::1] (С. 7, ст. 108).

[8] Превращение посоха в змею и сверкающая рука.

[9] Прекрасная метафора, блестяще выражающая чувство свободно «раскрытой» груди и легкости дыхания, вызванного сознанием того, что ты наконец (альхамдулилля!) познал Истину Господнего творения и обратил свой «лик к Нему». См. то же, отнесенное к пророку Мухаммаду, в С. 94, ст. 1.

[10] Как и в С. 19, ст. 39, букв. «дело». См..

[11] См. прим. [43:52::1] (С. 43, ст. 52). «И сказал Моисей Господу: о Господи! человек я не речистый... я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь?...Я буду при устах твоих...» (Исх. 4:10-12).

[12] Воды Нила.

[13] Фараон (фактически его жена, принесшая младенца во дворец; по некоторым источникам - его дочь).

[14] Сестра Мусы, придя во дворец Фараона, как бы по счастливой случайности для них, предложила свою мать (и мать Мусы) в качестве кормилицы для младенца. Тем самым Муса был вскормлен собственной матерью.

[15] Побывав однажды в одном из исраильских поселений на территории Египта, Муса был в такой степени поражен жестокостью и насилием египтян по отношению к ним, что нанес одному египтянину удар, который оказался смертельным. После этого он вынужден был бежать из Египта и на Синае попал к мадйанитам (см. прим. [7:86::1] ), где, женившись на Сепфоре, дочери священника Мадйанского Иофора пробыл много лет; вернулся в Египет лишь после смерти Фараона, в семье которого он вырос (см. Исх. 2:11-25).

[16] Коран.

[17] Всего в четырех строках данного айата заключена вся суть Господнего Творения.

[18] См. прим. [3:145::1] и [27:75::1].

[19] См. прим. [13:35::1].

[20] Воскресение (на Суд).

[21] См. С. 7, ст. 111-112.

[22] Все авторитетные тафсиры дают именно это внутрискобковое толкование.

[23] В день празднества святых, когда никто не работал и, надев лучшие наряды, заполняли украшенные улицы и места поклонений.

[24] Чародеям.

[25] См. С. 7, ст. 137, три последние строки.

[26] Здесь Господь повелевает Мусе бросить посох, который тут же обратился в змею, которая поглотила все, что сотворили чародеи Фараона (см. выше, ст. 66). См. прим. [7:107::1].

[27] См. прим. [74:28::1] (С. 74, ст. 27-28).

[28] «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море... и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше...» (Исх. 14:21-22).

[29] «И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их....И вода... покрыла вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14:26, 28; см. С. 10, ст. 92, и прим. [10:92::1] ).Вы, конечно, обратили внимание на использование мною ветхо- и новозаветных текстов для детализации событий, описанных в Коране и, несомненно, как бы ни был силен человеческий фактор в Писаниях, предвосхитивших пришествие Корана (см. С. 5, ст. 44-48), в них мы находим элементы Господней Истины, льющей Свет на этот пленительный хаос человеческих страстей (см. прим. [23:67::1] ), и если тексты Священной Библии делают акцент не столько на действии, сколько на многочисленных, отчасти малозначимых, деталях, сопутствующих ему, то Коран, лишенный всякого человеческого вмешательства (см. прим. [15:9::1] ), сосредоточивает внимание на причинно-следственной связи каждого действия, диктуемого Заветом, по принципу: мотив (действия) - совершение (его) - следствие (его совершения) - оценка (на фактор) (+) или (-) - возмещение (на Господнем Суде).

[30] См. прим. [5:12::1] (С. 5, ст. 12).

[31] См. прим. [19:52::1] (С. 19, ст. 52).

[32] Внутрискобковый текст для увязки двух последующих айатов, на мой взгляд, облегчит понимание.

[33] См. прим. [7:148::2].

[34] «...Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов...» (Исх. 19:15). См. С. 2, ст. 47 и 63.

[35] Все тафсиры дают именно это толкование.

[36] См. конец прим. [5:12::1].

[37] См. прим. [7:148::1].

[38] СамирИ и его последователи.

[39] Продолжение этой строки - первая строка следующего айата.

[40] Содержание приказа см. в С. 7, ст. 142 (последние три строки).

[41] См. прим. [6:159::1].

[42] Большинство комментаторов считают, что «расуль» в этом случае, как и в С. 11, ст. 69, 77; С. 19, ст. 19; С. 35, ст. 1, означает «ангел Джибраил». Другие же считают, что Самири имел в виду самого Мусу, тем самым в любом случае наделяя золотого тельца элементом святости.

[43] См. С. 6, ст. 31; С. 21, ст. 47.

[44] См. С. 39, ст. 68; С. 69, ст. 13-18; С. 36, ст. 49, 51 и 53. Согласно Корану, День Воскресения начинается «трубным гласом» (то же в Сурах, указанных выше: «ассур») или «вскриком» («сайха»; см. С. 36, ст. 49 и 53), издаваемым ангелом Исрафилом, «Созывающим» (см. ниже, ст. 108). Как «глас», так и «вскрик», безусловно, метафоричны, но в обоих словах просматривается «звуковое» предвосхищение или, может быть, даже звуковое сопровождение этого события.

[45] «Зурх'а» означает цвет глаз, отличающийся от нормального. Так как характерным цветом глаз для Востока является черный, то, чтобы дать разницу в цвете глаз нормального человека на земле и человека, своими глазами увидевшего наступление Судного Дня, некоторые комментаторы дают одно из словарных значений этого слова - «голубоглазый» (И.Ю. Крачковский), хотя исконно арабские тафсиры дают значение, переданное мной.

[46] Здесь, как и в следующем айате, речь идет о количестве дней, проведенных людьми в могилах до созыва на Суд. О значении «дня» см. прим. [10:3::1].

[47] Если в предыдущем примечании речь идет об относительности понятия (исчисления) времени (в единицах, составленных человеком для удобства проживания на земле), то здесь речь идет опять-таки об относительности человеческого представления о понятии горной тверди: «Господь рассеет ее прахом!»

[48] См. прим. [20:102::1] (С. 54, ст. 6-8).

[49] Заповедь Господа о соблюдении справедливости и, соответственно, предостережение от несправедливости, за которой следует суровое наказание, мы встречаем по всему тексту Корана (см. С. 4, ст. 135; С. 5, ст. 8, и т.д.). См. в прим. [5:78::1] слова Исы, где «справедливость» значится под словом «суд».

[50] Внутрискобковая вставка толкует, для кого именно предназначены угрозы.

[51] Коран.

[52] См. прим. [7:20::1] (С. 7, ст. 19-22).

[53] «От него» - от дерева.

[54] «Оба» - Адам и Сатана (как субъект всего человечества).

[55] В следующей строке я заменяю «Руководство» на «Призыв», исходя не столько из соображений стилистики, сколько из другого аспекта смысла этого слова.

[56] См. прим. [10:19::2] и [11:110::2] (С. 10, ст. 19; С. 11, ст. 110).

[57] Корейшиты Мекки, упорствовавшие в своем неверии, подвергали проповеди пророка насмешкам и издевкам. См. прим. [13:32::1].

[58] Осуществление предсказаний первых Писаний, в частности предсказание прихода Исы и Мухаммада.

[59] См. прим. [9:33::1].

[60] Последние три строки айата подтверждают корректность передачи смысла предыдущей строки.