Правила толкования Корана, без которых не может обойтись комментатор
Если имя в неопределенном состоянии употребляется в контексте отрицания, запрета, вопроса или условного предложения, то оно имеет общий смысл, и если слово, определяемое родительным падежом, стоит в единственном числе, то оно также имеет общий смысл. Примеров этому очень много, и если ты встречаешь имя в неопределенном состоянии, находящееся в одном из перечисленных контекстов, или слово, стоящее в единственном числе и определяемое именем в определенном состоянии в родительном падеже, то можешь считать правильными любые значения, вытекающие из этого откровения, не ограничиваясь тем, по какому поводу оно было ниспослано, потому что значение имеет общий смысл аята, а не конкретная причина его ниспослания.
Все события и действия, которые происходят и будут происходить, тебе следует сопоставлять с кораническими откровениями с общим смыслом, и тогда тебе станет ясно, что Коран разъясняет все сущее. Какое бы событие ни произошло, какие бы обстоятельства ни возникли, в Коране обязательно найдется их объяснение и разъяснение.
К основным положениям толкования также относится то, что упоминание определенного артикля перед производными словами или названиями группы вещей означает то, что это откровение включает в себя любые допустимые значения.
К общим понятиям относится то, что Коран проповедует веру в Единого Аллаха и помогает познать Его посредством Его имен, качеств и деяний. Все они свидетельствуют о том, что Аллах – Единственный Господь Бог и Единственный, Кто обладает совершенными качествами. Согласно Священному Корану, Аллах и поклонение Ему – это истина, тогда как поклонение всем остальным божествам лживо и бесполезно. В этой связи Коран выявляет всесторонние недостатки тех, кому поклоняются вместо Аллаха.
Коран также подчеркивает достоверность и правдивость всего, что принес Пророк Мухаммад, разъясняя совершенство и правильность этих знаний, правдивость его повествований и прелесть его предписаний. Коран разъясняет человеческое совершенство, которое было присуще посланнику Аллаха. Достичь таких высот не удавалось никому из тех, кто жил до него, и не удастся тем, кто появится на свет после него. Коран бросает вызов всем неверующим и предлагает им сочинить нечто подобное этому Писанию, если они говорят правду.
Правдивость Посланника подтверждается свидетельством Аллаха, которое выражается в Его словах, деяниях и одобрительном согласии с его действиями. Аллах подтвердил его правдивость доводами и доказательствами, а также оказанной ему поддержкой и дарованной ему победой. Это подтверждается и свидетельством беспристрастных богословов. Коран сообщает об этом и сравнивает принесенные им правдивые повествования и предписания с лживыми сказаниями и порочными законами его врагов, нарекающих его лжецом. Это также подтверждается всевозможными чудесами, показанными им.
Истинность воскрешения Аллах объясняет, упоминая о совершенстве Своего могущества и сотворении небес и земли. Ведь создать их, поистине, сложнее, чем сотворить людей. Он объясняет это также тем, что создавший творение в первый раз без труда воссоздаст его еще раз, и тем, что оживляющий безжизненную землю способен вернуть к жизни и мертвых людей. Аллах упоминает о том, что разные народы были подвергнуты поучительному наказанию уже в этом мире, поскольку это было примером того, каким будет возмездие в жизни будущей.
Аллах призывает уверовать всех приверженцев лжи, неверующих, язычников и безбожников, упоминая превосходства религии и возвещая о том, что она учит правильным воззрениям, благородному нраву и праведным деяниям. Для этой цели Он разъясняет Свое величие и господство и напоминает о Своих великих милостях и том, что если Он – Единственный, Кто обладает абсолютным совершенством и одаряет Своих рабов щедротами, то никто другой, помимо Него, не заслуживает их поклонения. Что же касается приверженцев лжи, то их воззрения при изучении и рассмотрении оказываются злостными, порочными и имеют ужасные последствия.
К основным положениям толкования также относится то, что если ты уяснил значения прекрасных аятов по соответствию и содержанию, то тебе следует знать, что обязательные выводы из этих значений, их обязательные дополнения, их условия и их следствия должны рассматриваться наряду с этими значениями. Если повествование не может быть законченным без дополнения, то оно должно рассматриваться наряду с ним. Если предписание не может быть законченным без дополнения, то оно должно рассматриваться наряду с этим предписанием.
Следует знать, что если некоторые аяты кажутся противоречивыми и несовместимыми, то в действительности между ними нет никаких противоречий. Напротив, их необходимо сопоставлять друг с другом надлежащим образом. Также следует знать, что опускание дополнений и других зависимых слов указывает на то, что откровение имеет общий смысл. Это является одной из величайших мудростей опускания отдельных слов, однако непозволительно опускать слова, которые неочевидны из контекста. Еще следует знать, что если предписания конкретизированы определенными условиями или обстоятельствами, то эти конкретные условия необходимы для того, чтобы предписание вступило в силу.
Любое повеление подразумевает запрет на совершение противоположного, а любой запрет подразумевает повеление совершать противоположное. Если Аллах восхваляет Себя, отрицая существование у Него какого-нибудь недостатка, то это означает утверждение качества совершенства, противопоставляемого этому недостатку. Если Он восхваляет Своих посланников или возлюбленных угодников, отрицая существование у них какого-нибудь недостатка, то это означает, что они обладают похвальным качеством, противопоставляемым ему. Таким же образом, отрицание существования недостатков у Рая свидетельствует о том, что ему присущи совершенно противоположные качества.
К общим понятиям также относится то, что если истина разъяснена и очевидна, то совершенно недопустимо оспаривать ее в научных дискуссиях или противиться ей на деле, поскольку любое сопротивление ей тщетно, а любые дискуссии – бесполезны.
Любые понятия, отвергаемые Кораном, либо вообще отсутствуют, либо существуют, но не приносят никакой пользы. Сомнительные предположения не могут противостоять ясным знаниям, а неизвестные обстоятельства не могут противостоять подтвержденным фактам, и все, что не относится к истине, является заблуждением.
Аллах упомянул о вере и праведных деяниях во многих коранических откровениях, связал с ними воздаяние в мирской жизни и после смерти и сообщил об их многочисленных добрых последствиях. Под верой подразумевается твердая убежденность во всем, во что приказали уверовать Аллах и Его посланник, подтверждаемая деяниями. Под праведными деяниями подразумевается выполнение обязанностей перед Аллахом и Его рабами. Аллах приказал быть богобоязненными, похвалил богобоязненных рабов и связал с этим качеством обретение благ и избавление от неприятностей. Самой совершенной богобоязненностью является выполнение повелений Аллаха и повелений Его посланника, r, избежание их запретов и убежденность в правдивости их слов.
Если Аллах одновременно упоминает о богобоязненности и добродетели, то под богобоязненностью подразумевается избежание любого рода ослушания, а под добродетелью – совершение праведных деяний. Если же эти понятия упоминаются в отдельности, то каждое из них включает в себя другое.
Во многих местах Аллах говорит о необходимой приверженности прямому пути и хвалит тех, кто следует им. Он сообщил о том, что право наставлять творения на прямой путь принадлежит Ему одному, и приказал нам просить Его вести нас этим путем, выполняя все деяния, способствующие достижению этой цели. Все это касается следования прямым путем посредством обретения правильных познаний и совершения праведных дел. Только тот следует прямым путем, кто знает истину и поступает в соответствии с ней. Противоположностью этого является обольщение и заблуждение. Кто знает истину, но не поступает в соответствии с ней, тот является обольщенным, а кто не ведает истины, тот – заблудший.
Аллах приказал творить добро и похвалил добродетельных рабов. Их вознаграждение упоминается во многих аятах. Добродетельным является тот, кто поклоняется Аллаху так, словно он видит Его, ибо даже если он не видит Его, то ведь Он видит его. Помимо этого, добродетельный человек делает все возможное для того, чтобы оказать творениям материальную и физическую пользу, а также помочь им словом.
Аллах повелел исправлять ошибки, похвалил поступающих так и сообщил о том, что Он не даст пропасть их награде. Под исправлением ошибок подразумевается исправление воззрений, нравов и деяний людей для того, чтобы они могли достичь вершины праведности. Под этим также подразумевается приведение в порядок духовной и мирской жизни людей, исправление отдельных людей и общества в целом. Противоположностью этого является распространение нечестия. Аллах запретил распространять его, упрекнул распространителей его и поведал о многочисленных видах уготованного для них наказания. Он также сообщил о том, что не приводит в порядок деяния таких людей, связанные с их религиозной и мирской жизнью.
Аллах подчеркнул превосходство убежденности, похвалил убежденных людей и поведал о том, что именно они извлекают пользу из коранических аятов и вселенских знамений. Убежденность – одна из форм знания. Она представляет собой твердое знание, плодами которого являются деяния и уверенность.
Аллах приказал проявлять терпение и похвалил терпеливых рабов. Их вознаграждение в мирской и будущей жизнях упоминается во многих аятах. Об этом говорится приблизительно в девяноста местах. Терпение имеет три формы: терпеливое повиновение Аллаху и всестороннее выполнение Его повелений совершенным образом; терпеливое избежание грехов и удержание от ослушания души, которая повелевает творить зло; и стойкость по отношению к превратностям судьбы, которые необходимо встречать с терпением и покорностью, не выражая негодования ни сердцем, ни телом, ни языком.
Аллах подчеркнул превосходство благодарности и возвестил о вознаграждении благодарных рабов. Он сообщил о том, что они – самые достойные творениями как в этом мире, так и в Последней жизни. Под благодарностью подразумевается признание всех милостей Аллаха, восхваление Его за эти милости и использование их ради служения Ему.
Во многих местах Аллах упомянул о страхе и боязни, повелел бояться Его и похвалил тех, кто обладает этим качеством. Он сообщил об их вознаграждении и том, что они извлекают пользу из Его знамений и сторонятся всего запрещенного. Сущность страха и боязни заключается в том, что раб боится предстать перед Аллахом и страшится Его величия так, что это чувство удерживает его от всего, что Он запретил.
Что касается надежды, то под ней подразумевается надежда на милость Аллаха в широком смысле этого слова и Его особую милость по отношению к рабу. Человек должен надеяться на то, что Аллах примет от него благодеяния, которые он совершил по Его милости, и простит ему проступки, в которых он раскаялся. Он должен связывать свои надежды с Господом во всех начинаниях.
Во многих местах Аллах также упомянул о необходимости обращаться к Нему и похвалил тех, кто поступает так. Человек действительно обращается к Аллаху, если его душа при любых обстоятельствах устремляется к Нему. Если на его долю выпадает радость, то он обращается к Аллаху, выражая свою признательность. Если на его долю выпадает беда, то он смиряется перед Господом. Если же он испытывает нужду, то он часто обращается к Нему с молитвами. Он обращается к Нему, поминая Его каждое мгновение.
Под обращением к Аллаху также подразумевается покаяние во всех совершенных грехах и устремление к Нему посредством всех поступков и высказываний. Для этого необходимо сопоставлять все деяния и слова с писанием Аллаха и Сунной Его посланника, r, и оценивать их мерилом мусульманского шариата.
Всевышний приказал быть искренними, похвалил искренних рабов и поведал о том, что Он принимает только те деяния, которые были совершены искренне ради Него. Искренность проявляется тогда, когда раб совершает деяния для того, чтобы снискать благоволение одного лишь Аллаха и заслужить Его вознаграждение. Противоположностью этого является показуха, тщеславие и совершение деяний ради достижения корыстных целей.
Аллах запретил проявлять высокомерие, изобличил высокомерие и упрекнул надменных гордецов. Он сообщил об их наказании как при жизни на земле, так и после смерти. Высокомерием называется отказ от истины и пренебрежительное отношение к творениям. Противоположностью этого являются скромность и смирение. Аллах велел быть скромными и смиренными, похвалил тех, кто обладает такими качествами, и поведал об их вознаграждении. Смиренный раб принимает истину от всех, кто ее проповедует, и не презирает другие творения. Напротив, он признает их достоинства и желает им то, что он желает самому себе.
Под справедливостью подразумевается выполнение обязанностей перед Аллахом и перед Его рабами. Ее противоположностью является несправедливость. Это понятие включает в себя несправедливое отношение раба к самому себе посредством совершения грехов, приобщение сотоварищей к Аллаху, посягательство на жизнь, имущество и честь других рабов.
Правдивостью называется такое состояние, когда внутренний мир и внешнее поведение человека одинаково привержены прямому пути. Противоположностью этого является лживость.
Под ограничениями Аллаха подразумеваются Его запреты, что имеет место в следующем высказывании Всевышнего: «Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним» (2:187). Иногда под ними подразумевается все, что Аллах дозволил, разрешил, установил и предписал. Это значение имеет место в следующем откровении: «Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их» (2:229).
Под верностью подразумевается сохранение всего, что доверяют рабу. Это понятие включает в себя выполнение обязанностей перед Аллахом, особенно, сокрытых от людских глаз, а также обязанностей перед Его творениями.
Обязательства и договора включают в себя обязательства раба перед Аллахом, которые выражаются в поклонении и искреннем служении Ему одному, а также обязательства раба перед рабами.
Под мудростью и стойкостью подразумевается совершение надлежащих поступков должным образом.
Излишеством и расточительством называется чрезмерное расходование средств. Противоположностью этого являются скупость и скряжничество. Под этими качествами подразумевается уклонение от несения материальных обязанностей.
Под одобряемым подразумевается все, что шариат и разум считают прекрасным и полезным. Его противоположностью является предосудительное.
Под следованием прямым путем подразумевается неуклонное повиновение Аллаху и Его посланнику.
Недуг, поражающий сердце, бывает двух видов: сомнение в истине и страстное влечение к запретному.
Лицемерием называется выставление напоказ добра и сокрытие зла. Иногда оно проявляется в убеждениях, а иногда – только в деяниях.
Коран целиком является Ясным Писанием. Его аяты разъяснены в том смысле, что все они соответствуют мудрости, содержащиеся в них повествования являются в высшей степени правдивыми, а содержащиеся в них предписания – в высшей степени прекрасными. Коранические аяты похожи друг на друга в том смысле, что все они красноречивы и прекрасны, подтверждают друг друга и совпадают самым совершенным образом.
В то же время одни аяты – ясные по смыслу, а другие – иносказательные. Иносказательные аяты могут иметь общий смысл или поддаваться только одному из возможных толкований. Ясно изложенные аяты имеют совершенно ясный и понятный смысл. Если их сопоставить с иносказательными аятами, то между ними не возникает никаких противоречий, и их истинный смысл становится ясен.
Присутствие Аллаха рядом с творениями, упомянутое в Коране, бывает двух видов. К первому виду относится всеобщее присутствие, которое достигается благодаря знанию и осведомленности Аллаха. Он присутствует рядом со Своими рабами, где бы они ни были. Ко второму виду относится особое присутствие, которое проявляется в том, что Аллах помогает Своим избранным творениям, проявляет к ним снисходительность и оказывает им поддержку.
Молитвы и мольбы включают в себя как молитвы с целью поклонения, под которыми подразумеваются все обряды поклонения, которые велели совершать Аллах и Его посланник, так и молитвы с просьбами одарить добром и избавить от зла.
Под благим подразумевается все то, что прекрасно и полезно, в том числе – религиозные убеждения, нравственные принципы, деяния, яства, напитки или приобретенные богатства. Противоположностью этого является скверное. Иногда под скверным подразумевается все дурное, а под благим – все хорошее. В этом значении это слово использовано в следующем откровении: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (2:267).
Под пожертвованиями и расходами подразумеваются как обязательные расходы, например, закят, искупительные пожертвования, материальное обеспечение самого себя, расходы на содержание семьи и рабов; так и желательные расходы, например, пожертвования на любые благотворительные цели.
Аллах повелел уповать на Него и испрашивать у Него помощь. Похвала в адрес уповающих рабов встречается во многих местах. Сущность упования заключается в том, что человек всей душой полагается на то, что Аллах одарит его добром и убережет его от зла во всех религиозных и мирских начинаниях, и обладает твердой верой в достижение поставленной цели.
Аллах подчеркнул превосходство разума, похвалил разумных людей и сообщил о том, что именно они извлекают уроки из знамений. Разум помогает человеку понять истину, которая способна принести пользу, и поступать в соответствии с ней. Он помогает удержаться от всего, что причиняет вред. Разум называют словами "хиджр" (производное от глагола "препятствовать"), "лубб" (производное от глагола "быть проницательным"), "нуха" (производное от глагола "запрещать"), а причина этого заключается в том, что разум удерживает человека от того, что может навредить ему.
Знанием называется осведомленность о прямом пути, подкрепленная доводами и доказательствами. Оно складывается из знания полезных и необходимых вопросов, знания их доказательств и путей, ведущих к ним. Полезным является знание об истине и совершение соответствующих ему деяний. Его противоположностью является невежество.
Арабское слово "умма" употребляется в Коране в четырех значениях. Чаще всего оно означает "группа людей", иногда – "промежуток времени", "религия", "образец для подражания в добрых делах".
Арабский глагол "истава" употребляется в Коране в трех значениях. Если после него стоит предлог, обозначающий высокое положение, то он означает "вознесся", "поднялся". В таком значении он употребляется в следующем высказывании Всевышнего: «Воистину, ваш Господь – Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (7:54).
Если после него стоит предлог, обозначающий направление, то он означает "устремился", "обратился". В таком значении он употребляется в следующем откровении: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» (2:29).
Если же после него нет предлогов, то он означает "достиг совершенства". В таком значении он употребляется в следующем откровении: «Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание» (28:14).
Во многих аятах Аллах велел раскаиваться, похвалил раскаивающихся рабов и поведал об их вознаграждении. Под покаянием подразумевается отказ душой и телом от того, что ненавистно Аллаху, и обращение душой и телом к тому, что Он любит.
Аллах приказал следовать прямым путем и похвалил тех, кто следует этим прямым путем. Под ним подразумевается путь, ведущий к Его благоволению и награде от Него. Этот путь зиждется на подражании Пророку Мухаммаду в словах, делах и любых начинаниях.
Аллах повелел поминать Его, похвалил тех, кто поступает так, и упомянул об их вознаграждении как в мирской жизни, так и после смерти. В самом широком смысле под поминанием Аллаха подразумевается все, что приближает раба к Нему, в том числе – религиозные воззрения, полезные размышления, прекрасные нравственные качества, деяния души и тела, слова восхваления Аллаха, изучение основных и второстепенных шариатских предписаний и все, что способствует достижению этих целей. Все это считается поминанием Аллаха.