Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! | |
1. | Милостивый |
2. | научил Корану, |
3. | создал человека |
4. | и научил его изъясняться. |
5. | Солнце и луна движутся согласно рассчитанному порядку. [1] |
6. | Травы (или звезды) и деревья совершают поклоны. |
7. | Он возвысил небо и установил весы, |
8. | чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. |
9. | Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес. |
10. | Он установил землю для тварей. |
11. | На ней есть фрукты и финиковые пальмы с чашечками (или волокнами), |
12. | а также злаки с листьями и травы благоуханные. |
13. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
14. | Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной, |
15. | и создал джиннов из чистого пламени (или из пламени, смешанного с дымом). |
16. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
17. | Господь обоих востоков и Господь обоих западов! |
18. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
19. | Он смешал два моря, которые встречаются друг с другом. |
20. | Между ними существует преграда, которую они не могут преступить. |
21. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
22. | Из них обоих вылавливают жемчуг и кораллы. |
23. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
24. | Ему принадлежат плывущие по морю с поднятыми парусами корабли, подобные горам. |
25. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
26. | Все на ней (земле) смертны. |
27. | Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием. |
28. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
29. | Его просят те, кто на небесах и на земле, и каждый день Он занят делом. |
30. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
31. | Скоро Мы займемся только вами, о два весомых (или обремененных) рода! |
32. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
33. | О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью (или ясным доводом)! |
34. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
35. | На вас нашлют зеленое пламя (или пламя без дыма) и расплавленную медь (или дым), и вы не поможете друг другу. |
36. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
37. | И вот небо разверзнется и станет красным, как кипящее масло (или покрасневшая кожа; или расплавленный свинец). |
38. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
39. | В тот день ни человек, ни джинн не будет спрошен о его грехе. |
40. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
41. | Грешников будут узнавать по их признакам, а затем хватать за хохлы и стопы. |
42. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
43. | Вот Геенна, которую грешники считали ложью. |
44. | Они будут ходить между нею и кипящей водой. |
45. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
46. | Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. |
47. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
48. | В них обоих есть ветви. |
49. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
50. | В них обоих текут два источника. |
51. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
52. | В них обоих есть от всех фруктов по паре. |
53. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
54. | Они будут лежать, прислонившись, на матрацах, выстланных снизу парчой, а свежие плоды этих двух садов будут склоняться низко. |
55. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
56. | Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. |
57. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
58. | Они подобны рубинам и кораллам. |
59. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
60. | Воздают ли за добро иначе, чем добром? |
61. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
62. | А перед теми двумя есть еще два сада. [2] |
63. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
64. | Они оба - темно-зеленые. |
65. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
66. | В них обоих бурлят два источника. |
67. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
68. | В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты. |
69. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
70. | Там есть девы хорошие, прекрасные. |
71. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
72. | Они - черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах. [3] |
73. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
74. | С ними прежде не имели близости ни человек, ни джинн. |
75. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
76. | Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и прекрасных матрацах. |
77. | Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? |
78. | Благословенно имя Господа твоего, Обладающего величием и великодушием! |
[1] Передают, что Абу Зарр рассказывал: «Однажды после заката солнца Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: «Знаешь ли ты, куда оно движется?». Я сказал: «Аллаху и Его посланнику лучше знать об этом». Он сказал: «Оно движется, пока не склоняется в поклоне под Троном, после чего испрашивает позволения продолжить путь и получает его, но очень скоро оно склонится в поклоне, но это не будет принято от него, и оно попросит позволения, но ему не будет позволено. И тогда ему будет сказано: «Вернись туда, откуда ты пришло!» – и оно взойдет с запада. Об этом говорится в словах Всевышнего: «Солнце плывет к своему местопребыванию. Так предопределил Могущественный, Знающий» (36:38)». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
[2] Передают со слов Абдуллаха б. Кейса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Два сада, в которых сосуды и все остальное сделано из серебра, и два сада, в которых сосуды и все остальное сделано из золота. И ничто, кроме накидки величия, покрывающей Лик Господа, не помешает обитателям сада Эдема взирать на Него». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и другие.
Ас-Саади писал: «Эти два сада уступают по своим красотам и прелестям двум предыдущим райским садам. Превосходство двух первых садов отражено в словах Всевышнего «А перед теми двумя есть еще два сада» (55:62). Арабское слово «дуна» имеет несколько значений и означает «перед», «помимо», «хуже», «ниже». Если внимательно прочитать описание райских садов, то станет очевидно, что в двух последних садах нет тех удивительных благ, которые встречаются в двух первых.
По двум первым садам текут ручьи, а в двух последних лишь бьют ключи. Разница между текущими ручьями и бьющими ключами понятна каждому. В двух первых садах – деревья с раскидистыми ветвями, о которых Всевышний не упомянул при описании двух последних садов. В двух первых садах – от всяких плодов по два вида, а в двух последних – плоды, финики, гранаты. Разница между этими описаниями также очевидна. В двух первых садах праведники возлежат на бесподобных матрацах, нижняя часть которых выстлана парчой, а в двух других – на зеленых подушках и прекрасных коврах. В двух первых садах – девы, которые сами потупляют свои взоры от посторонних, а в двух других – девы, которых оберегают от посторонних в шатрах. Обитателей двух первых садов Всевышний назвал добродетельными и сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60). Эти славные эпитеты не были обращены в адрес обитателей двух последних садов. Наконец, одно только упоминание о первых двух садах прежде, чем о двух последующих, свидетельствует об их превосходстве. Первые два сада будут обителью пророков, праведников и приближенных рабов Аллаха, а два других сада будут обителью всех остальных верующих.
Тем не менее во всех райских садах верующие то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Этими благами и прелестями будут наслаждаться сердца и упиваться взоры. Все обитатели рая будут счастливы и довольны и обретут покой и умиротворение. Каждый из них будет считать, что нет никого, более счастливого и более преуспевшего, чем он».
[3] Передают со слов Абдуллаха б. Кейса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, есть в Раю шатер из полой жемчужины, ширина которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов находятся жены, которые не видят всех остальных, и верующие будут посещать их». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и другие.