Сопоставление текстов

  

Сура 2: Корова - Аят: 195

Коран (ар) - 2:195  وَأَنفِقُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
Кулиев (рус) - 2:195  Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро. [1]
Абу Адель (рус) - 2:195  И расходуйте (ваши имущества) на пути Аллаха, но не бросайтесь со своими руками к гибели [не оставляйте усердие на пути Аллаха, и также не убивайте самих себя] и проявляйте искренность (к Аллаху и к Его творениям), – (ведь) поистине, Аллах любит искренних!
Османов (рус) - 2:195  Делайте пожертвования во имя Аллаха и не ввергайте себя собственными руками в гибель. Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих.
Порохова (рус) - 2:195  И на Господнем промысле
Из своего добра расход несите.
(Следите), чтоб деянья ваших рук
К погибели вас не влекли.
Добро творите, - ведь Аллах
Благотворит к тому, кто делает добро.
Крачковский (рус) - 2:195  И расходуйте на пути Аллаха, но не бросайтесь со своими руками к гибели и благодетельствуйте, – поистине, Аллах любит добродеющих!
Дизен, Къуртнезир (кр.тат) - 2:195  Аллаh ёлунда арджланъ. Озь эллеринъизнен озюнъизни телюкеге сокъманъ. Эр тюрлю арекетинъизде дюрюст давранынъ, чюнки, Аллаh дюрюстлерни север.

(Аеттеки ихсан – бир ишни там ве эксиксиз япмакъ, ишнинъ акъкъыны бермек ве дюрюст олмакъ демектир.
Бир хадисте Ресулуллах (с.а.)тан: «Ихсан недир?», дие соралгъан. О да: «Аллаhкъа Оны корьген киби къуллыкъ этювинъдир, эр не къадар Оны корьмесенъ де, О сени корьмекте», буюргъан. Къуллыкъ – умумий бир давраныштыр. Бунъа коре, хадистеки мананы айрыджа ибадетке ёнельтмек догъру дегиль, эсасен арапчада ихсан ишни догъру-дюрюст япмакътыр. Онынъ ичюн ишининъ эхли олгъангъа "мухсин" денилир. Терджиме бу манагъа коре япылгъан. Ичтимаий ярдымны ве адалетни де ичине алгъан ихсанны «телюкенинъ огюни алгъан бир тедбир» оларакъ косьтериджи ает адалет – анархия ве тертипсизликнинъ огюни алгъанына да ишарет этмекте).

Якубович (укр) - 2:195  Жертвуйте на шляху Аллага та не йдіть через руки свої до загибелі! І творіть добро; воістину, Аллаг любить тих, хто творить добро!
Ас-Саади (рус) - 2:195  Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро.

Всевышний повелел Своим рабам расходовать их имущество на благие и богоугодные цели. Это могут быть пожертвования в пользу бедных или родственников, а также материальная поддержка тех, кого мусульмане обязаны поддерживать. А самым важным пожертвованием является расходование средств на священную войну, поскольку поступающий так сражается на пути Аллаха посредством своего имущества. Это предписание является обязательным наряду с повелением участвовать в священной войне, и оно приносит огромную пользу, потому что пожертвования на священную войну способствуют усилению мусульман, ослаблению многобожия и многобожников, приближают торжество религии Аллаха и делают ислам еще более могущественным. Достаточно сказать, что джихад на пути Аллаха просто невозможен без пожертвований мусульман. Пожертвования – душа джихада, поскольку джихад невозможен, если мусульмане не жертвуют своим имуществом на пути Всевышнего. Отказываясь от таких пожертвований, они губят джихад и позволяют врагам бесчинствовать и господствовать над ними. Одним словом, отказ от пожертвований на священную войну может стать причиной их погибели. Раб обрекает себя на погибель при двух обстоятельствах: когда он отказывается совершать Божьи предписания, невыполнение которых приводит или может привести к потере жизни или гибели души; и когда он совершает поступки, которые могут закончиться потерей жизни или гибелью души. Подобных поступков очень много, и одним из них является отказ от участия в священной войне на пути Аллаха или материальной поддержки боевых действий – отказ, приводящий к торжеству врагов над мусульманами. К таким поступкам также относится создание угрозы для собственной жизни в сражении или в опасном путешествии. То же самое можно сказать о человеке, который поселяется среди диких зверей или змей, забирается на гнилое дерево или шаткое строение либо увлекается иным опасным занятием. Все перечисленные случаи – примеры того, как люди обрекают себя на погибель. В качестве еще одного примера этого можно привести ослушание Аллаха, отчаяние в Его прощении и невыполнение обязательных предписаний религии, которое губит душу и разрушает веру. Поскольку пожертвование на священную войну является одной из разновидностей благодеяний, далее Всевышний Аллах повелел творить добро в целом, ведь Он любит добродетельных. К добрым деяниям относятся любые материальные пожертвования, которые мы уже упомянули ранее. К ним относятся заступничество, ходатайство и другие виды помощи, которую человек оказывает благодаря своему высокому положению. К ним также относятся призыв к одобряемым поступкам, удержание от предосудительных дел и обучение полезному знанию. К ним относятся моральная поддержка людей, помощь в трудную минуту, посещение больных, присутствие на похоронах, исправление ошибочных воззрений, помощь в работе, особенно, если человек не может должным образом справиться с ней, и другие виды праведных дел, совершать которые Аллах велел Своим рабам. К добрым деяниям также относится искреннее поклонение Всевышнему Аллаху, которое Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, описал словами: «Ты должен поклоняться Аллаху так, словно ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то ведь Он видит тебя». Если человек обладает перечисленными качествами, то он становится одним из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай), и им будет добавлено еще (они получат возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно» (10:26). Аллах присутствует рядом с такими людьми и помогает им во всех начинаниях.

Аль-Мунтахаб (рус) - 2:195  Сражение на пути Аллаха требует готовности участвовать в битве и расходовать из своего добра. Расходуйте на пути Аллаха в подготовке к сражению и не отказывайтесь от него, чтобы враг не победил и не покорил вас. Не ищите гибели, напротив, делайте всё, что нужно, с мудростью и благочестием. Аллах любит благотворящих, которые всё делают прекрасно!


[1] Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый день, когда утром просыпаются рабы, спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Боже, возмести тому, кто расходует свое имущество!». Другой же говорит: «О Боже, приведи к погибели того, кто скупится!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и Муслим.
2) Передают со слов Аслама Абу Имрана ат-Туджейби, что во время сражения за Константинополь римские воины выстроились в огромный ряд и двинулись на мусульман. Мусульмане выдвинули против них столько же воинов или даже больше. Во главе египтян стоял Укба б. Амир, а во главе остального войска – Фудала б. Убейд. Один из мусульман набросился на римских воинов и оказался посреди них. Люди закричали: «Пречист Аллах! Да ведь он подверг себя опасности!». Тогда Абу Айюб аль-Ансари сказал: «О люди! Вот как вы поняли этот аят, а ведь он был ниспослан по поводу нас, ансаров. Когда Аллах прославил свою религию и приумножил число ее сторонников, мы начали втайне от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорить друг другу: «Мы лишились былого богатства, а ведь Аллах уже возвеличил ислам и увеличил число его сторонников. Неплохо было бы заняться нашим имуществом и привести в порядок запущенные дела!» Тогда Всевышний и Всеблагой Аллах возразил нам и ниспослал Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, аят: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель» (2:195). Опасность для нас представляло желание заняться нашим имуществом, приумножить наше богатство и прекратить сражаться. Абу Айюб же продолжал двигаться вперед на пути Аллаха, пока не был похоронен на земле византийцев». Этот хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Хаким и Ибн Хиббан с достоверной цепочкой рассказчиков.
Передают, что Абу Джубейр б. Ад-Даххак сказал: «Ансары делали пожертвования и раздавали столько, сколько было угодно Аллаху, но наступило время, когда они прекратили делать пожертвования, и тогда Аллах ниспослал аят: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель» (2:195). Этот хадис передал ат-Табарани в книге «аль-Муджам аль-Кабир».
Относительно обстоятельств ниспослания этого аята есть и другое сообщение. Передают, что ан-Нуман б. Башир рассказывал: «Совершив грех, люди говорили: «Аллах не простит меня!», и тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2:195) Этот хадис передал ат-Табарани в сборниках «аль-Муджам аль-Кабир» и «аль-Муджам аль-Аусат», и его рассказчики заслуживают доверия.