Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного! | |
1. | Ха - Мим. |
2. | Исходит откровение сей Книги От Аллаха, Кто мудр и могуч! |
3. | Мы сотворили небеса и землю, А также все, что между ними, Чтобы явить вам Истину Свою; (И сотворили их) на срок определенный. Но уклоняются неверные (от увещаний), Которыми предупреждают их. |
4. | Скажи: «Как мыслите вы тех, Кого вы призываете, опричь Аллаха? Вы покажите мне: Что из того, что на земле, они создали? Иль есть у них на небе своя доля (участия в делах небесных)? Иль принесите Книгу мне, Ниспосланную ранее, чем эта [1]. Иль (укажите) след, (На коем строится) познанье ваше, Если правдивы вы (в своих словах)». |
5. | Кто в большем заблуждении, чем тот, Кто призывает с Богом наравне Таких, которые им не ответят И безразличны к их призывам До Дня их воскресения (на Суд)? |
6. | И вот когда весь род людской (На Суд Господень) будет собран, Они им явятся врагами И их служение отвергнут [2]. |
7. | Когда им Наши ясные знамения читают, То говорят неверные об истине, которая приходит к ним: «Сие - лишь колдовство [3], и только». |
8. | Иль они скажут: «Он его [4] измыслил?» Скажи: «Если измыслил я его, То для меня от Господа Вы ни над чем не властны [5], Он лучше знает то, О чем вы так речисто говорите. Достаточно Его свидетелем (иметь) (В вопросах) между мной и вами. Прощающ Он и милосерд! |
9. | Среди посланников Господних Я - не носитель новоявленного (Слова). Не знаю я, что будет сделано со мной и с вами. Я только следую тому, что мне открыто. Я - лишь увещеватель явный». |
10. | Скажи: «Подумали ли вы, Что если он [6] исходит от Аллаха, А вы им все ж пренебрегли, - Хоть из сынов Исраиля свидетель есть [7], Кто утверждает о ему подобном И потому уверовал в него, - А вы ж возноситесь гордыней перед ним?» Аллах, поистине, прямым путем Людей несправедливых не направит. |
11. | И говорят неверные о тех, которые уверовали (в Бога): «Если б он был (действительно) хорош, То раньше нас они к нему бы не пришли» [8], И, не увидев в нем стезю прямую, Говорят: «Лишь давний вымысел все это!» |
12. | Ему предшествовала Книга Мусы Как руководство и как милость (Наша к ним [9]), И утверждает эта Книга правду на арабском, Чтобы неправедных предостеречь И благовествовать добротворящим. |
13. | Поистине, все те, кто говорит: «Владыка наш - Аллах!» - И с твердостью стоит на этом, - На них не ляжет страх, Печаль не отягчит. |
14. | Им - быть обитателями Рая И в нем навечно оставаться Как воздаяние за то, что делали они. |
15. | Мы завещали человеку Добротворить к родителям своим. Мать носит с тягостью его во чреве И с тягостью на свет выносит. Ношение его во чреве и отлученье (от груди) Срок в тридцать месяцев (составит). Когда же он достигнет крепости (мужской), Достигнет сорока годов (от роду), Он говорит: «Владыка мой! Внуши мне быть признательным Тебе за милость, Которую родителям моим и мне Ты оказал, Чтобы добро, угодное Тебе, я делал! Даруй мне доброе потомство. Поистине, к Тебе я обращен! Поистине, Тебе предался!» |
16. | Вот от таких людей Мы примем лучшее из их деяний И обойдем дурное стороной. Им - обитателями Рая быть, Что есть обетование по правде, Обещанное им (на сей земле). |
17. | Но говорит иной родителям своим: «Да пфу на вас! Неужто обещаете вы мне, Что (из могилы) буду я изведен? Ведь канули (в века) те поколения, что были до меня, (И не были воскрешены никем)!» И они оба воззовут за помощью к Аллаху: «О, горе же тебе! Уверуй (в Бога)! Ведь истинно Господне обещанье». Но тот ответит: «Сие - ничто, лишь сказы древних, (да и только)!» |
18. | И это - те, над коими свершилось (Господне) Слово о народах, бывших прежде, Из джиннов и людей. Они, поистине, останутся в убытке. |
19. | У каждого есть степени (оценки) Тех дел, которые они свершили, Чтобы (Господь мог) полностью воздать за их дела, - И им не нанесут обид несправедливых. |
20. | И в День, Когда неверные предстанут пред Огнем, (Им прозвучит): «Вы расточали свои блага в ближней жизни, И ими насладились вы сполна. Сегодня же воздастся вам позорной карой За то, что на земле Вы не по праву [10] величались; За то, что были вы распутны». |
21. | И вспомните о брате из народа Ад [11]. Вот он предупреждал народ свой в Аль Ахкаф [12], Где увещатели прошли и до него, и после: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха! Боюсь я кары Дня Великого для вас». |
22. | Они сказали: «Неужели ты пришел, Чтоб отвратить нас от богов, которых почитаем? Тогда ты принеси нам то, Что ты (угрозами своими) обещаешь, Коль ты в словах своих правдив». |
23. | Сказал он: «Лишь в ведении Бога то, (Что Им обещано к свершенью). Я вам передаю (лишь) то, с чем послан. Но вижу я, что вы народ, в невежестве (погрязший)». |
24. | И вот когда увидели они Пересекающую небо (грозовую) тучу [13], Они сказали: «Это - туча, которая прольется нам дождем». «Но нет! Сие есть то, с чем вы так торопили! И вихрь в ней - мучительная кара. |
25. | (И на пути своем) он все погубит По повелению Владыки своего». Наутро лишь жилища их виднелись, - Так воздаем Мы грешному народу! |
26. | Мы утвердили их (во благе и) у власти, Которую Мы вам [14] не дали, И обеспечили их слухом, зрением и сердцем [15], Но ни к чему не послужили им Ни слух, ни зрение, ни сердце, Так как они отвергли все знамения Аллаха; И поразило их со всех сторон, Над чем они в сей жизни насмехались. |
27. | Мы погубили города, что окружали вас, И Мы Свои знамения явили всюду, Чтобы они могли к Нам обратиться. |
28. | Так почему ж на помощь не пришли к ним те, Кого они богами взяли? Как средство приближения (к Аллаху) [16] Они (их предали и) отошли от них, - Вот в этом и была их ложь И то, что (для себя) измыслили они. |
29. | И вот Мы джиннов [17] сонм направили к тебе, Чтобы они послушали Коран. Когда они явились к (чтению) его, они сказали: «Внимайте (молча)!» Когда же (чтение Корана) завершилось, Они вернулись к своему народу, Чтобы его увещевать. |
30. | Они сказали: «О наш народ! Мы Книгу слушали сейчас, Ниспосланную после Мусы Для утверждения того, что было до нее; Ведет к (Господней) Истине она И (направляет) верною стезею. |
31. | О наш народ! Вы слушайте зовущего вас к Богу. Уверуйте в Него! Он простит вам ваши прегрешения, Избавит вас от лютой кары!» |
32. | А кто зовущему (к Аллаху) не ответит, Тот на земле не в силах избежать (Его) [18], Нет покровителей ему, кроме Аллаха, Такие - в явном заблужденье. |
33. | Ужель они не видят, что Аллах, Кто небеса и землю сотворил - И не ослаб в Творенье этом, Способен мертвых оживить? О да! Поистине, Он всемогущ над всем и вся! |
34. | И в День, Когда неверные предстанут пред Огнем, (Им прозвучит): «Не истина ли это?» Они ответят: «О да! Мы нашим Господом клянемся!» И скажет он, (распорядитель Ада): «Тогда вкусите наказание за то, Что не уверовали вы». |
35. | Так будь же терпеливо-стоек, (Мухаммад!), Какими были обладатели великой мощи Из (всех) посланников (Господних) [19]. Не торопи с их [20] (наказаньем). В тот День, когда они увидят (Все то), что обещали им, (Покажется им всем), Что пробыли они (в земных усладах) Не более дневного часа, - (Сие есть) возвещение (для них)! А кто погублен может быть, Помимо тех, кто преступил (Пределы, установленные Богом)? |
[1] Книга, которая содержала бы запрет на признание последующего откровения, ниспосланного в Коране. Напротив, каждое Писание не только предвосхищало, но и предсказывало приход следующего.
[2] То есть будут свидетельствовать против них на Суде, как и все другие предметы грехосвершения (см. С. 41, ст. 21).
[3] Букв. «явное колдовство».
[4] Коран.
[5] То есть не можете отнять у Господа власть наказать меня за дерзость вымысла.
[6] Здесь «он», и ниже, в ст. 11, «он», «к нему», «в нем», а также в ст. 12 «ему» - речь идет о Коране.
[7] Речь, очевидно, идет об иудее Абдулле ибн Саламе, который принял ислам, говоря, что нашел в Торе предсказание о приходе пророка Мухаммада (см. Второзак. 18:18-19). См. прим. [10:15::2].
[8] Так говорили богатые и знатные корейшиты Мекки, считая ниже своего достоинства религию, принятую непросвещенным и бедным людом.
[9] К детям Исраиля как к избранным.
[10] См. прим. [7:146::1].
[12] Интересно толкование Абдуллы Юсефа Али «...об Аль-Ахкаф», где Аль-Ахкаф толкуется не как обстоятельство места «где?», а как пример исторического опыта.
[13] «А'рид» - в арабском толковом словаре «Лисан аль-Араб» - «темная дождевая туча, покрывающая небо» («гуйум», «сахаб» и т.д. - 80 слов, означающих «облако»).
[14] Корейшитам Мекки.
[15] «А'сама'а уальбассар» («слух и зрение») означает возможность практической деятельности, а «фо'ад» («сердце») - интеллект, рациональное мышление (ср. С. 67, ст. 23).
[16] Ср.: «Мы служим им лишь для того, чтобы они приблизили нас к Богу» (С. 39, ст. 3).
[17] См. заголовок С. 72. «Нафар» - группа от трех до десяти человек.
[18] См. С. 72, ст. 12; «Дела таких Он в тщету обратит» (С. 47, ст. 1).
[19] По мусульманской традиции это были пять пророков Господних - основателей рода человеческого и религий: Нух (библ. Ной), Ибрахим (библ. Авраам), Муса (библ. Моисей), Иса (библ. Иисус), Мухаммад.
[20] Неверных.