Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного! | |
1. | Хвала Тому, Кто Своего служителя (Велением Всевышним) Переместил в единоночье [1] Из Аль Харам Мечети (Мекки) В мечеть Аль Ак'са (Иерусалима) [2], Окрестности которой Мы благословили, Чтобы явить ему из Наших Откровений. Ведь, истинно, Он слышит все и зрит во вся! |
2. | Мы даровали Мусе Книгу И руководством сделали сынам Исраиля ее: «Вы не берите в покровители себе, кроме Меня!» [3] |
3. | О вы, потомки тех, Которых Мы перенесли (в ковчеге) с Нухом! Поистине, он благодарным был служителем Моим. |
4. | И Мы в Писании [4] сынам Исраиля (В предупреждении) определили: «Поистине, вы совершите беззаконие На сей земле два раза [5] И возгордитесь гордостью великой - (И будете за то наказаны сурово)». |
5. | Когда за первое из них угроза оправдалась, На вас послали Мы служителей Своих, Что обладали мощной силой: Они проникли в сокровенные места ваших жилищ - И тем исполнилась угроза! |
6. | Потом Мы жаловали вам Возврат удачи против них: Добром обогатили вас и сыновьями И сделали вас большей ратью [6]. |
7. | И если вы добро творили, Вы это делали себе (на пользу), А если вы творили зло, Его вы делали опять же для самих себя. Когда пришел (черед) Предупреждению второму сбыться, (Мы разрешили вашим недругам былым) Обезобразить ваши лики И в Храм войти, Как в первый раз они вошли в него, И в нем низвергнуть все, Над чем возвысилась их сила [7]. |
8. | Но, может быть, Господь помилует вас (вновь), А если вы (к грехам своим) вернетесь, Вернемся (к наказаниям) и Мы, И сделаем Мы Ад Темницей для неверных. |
9. | Этот Коран, поистине, ведет к тому, Что праведней всего и справедливей, И благовествует всем верным, Творящим добрые дела: Их ждет великая награда! |
10. | А тем, кто в будущую жизнь не верит, Мы уготовили мучительную кару. |
11. | Но человек (к Всевышнему) о зле взывает, Как если б он просил себе добра [8], - Ведь (в неразумности своей) он тороплив. |
12. | Мы сделали мрак (черной) ночи И свет (ликующего) дня Двумя знаменьями для вас. И Мы неясным делаем знаменье ночи [9], А ясным делаем знаменье дня, Дающим видеть все, (что будет вам на пользу), - Чтоб вы искали от щедрот Аллаха, Чтоб знали вы число и счет годам. И Мы распределили всяку вещь По (должному) и ясному порядку. |
13. | Мы к шее человека прикрепили Птицу (предвестия добра и зла) [10] И выявим ему в День Воскресенья книгу (его дел), Которую открытой он увидит [11]. |
14. | (И прозвучит): «Прочти же книгу (дел) твоих! Тебе достаточно в самом себе Составить счет (грехов для воздаянья)!» |
15. | Кто следует прямым путем, Тот им идет себе на благо. Кто в заблуждении блуждает, Блуждает самому себе во вред. И ни одна обремененная душа Не понесет чужое бремя. И никогда никто не был наказан Нами, Пока Мы не послали (к ним) Посланника (с предупреждением о каре И наставлением на правый путь) [12]. |
16. | Когда хотели Мы разрушить город (За смертные грехи его людей), Мы слали повеленье тем из них, Кто был в нем одарен благами И все ж нечестие творил, - Тогда над ним [13] оправдывалось Слово [14], И Мы его до основанья разрушали. |
17. | Мы после Нуха сколько поколений погубили! Достаточен Господь твой (в сущности Своей) [15], Чтоб знать и видеть прегрешенья Своих слуг. |
18. | Кто хочет мимолетных (благ) сей жизни, Тому Мы в ней спешим доставить то, Что Мы угодою Своей Дадим тому, кому желаем. Потом ему назначен (Нами) Ад, Чтоб в нем горел он, порицаемый и жалкий. |
19. | А те, кто ищет (вечность) будущего мира И с должным тщанием к нему стремится, Предавшись (Богу всей душой), - Они есть те, усердие которых С благодарением приемлет (Бог)! |
20. | Прострем на всех Мы - тех и этих - Дары Владыки твоего. И никогда Господь твой никого Не обделит щедротами Своими. |
21. | Смотри, как Мы (уделом в этом мире) Одних перед другими предпочли; А ведь последняя обитель - По степеням и превосходству больше [16]. |
22. | [17](О человек!) Не полагай других богов Аллаху, Чтобы не быть покинутым в бесчестии и сраме. |
23. | И ваш Господь повелевает, Чтоб поклонялись вы Единому Ему И чтоб к родителям своим благодеяли. А если кто-нибудь из них иль оба Достигнут старости в ваш век, Не говори (презрительное) «пфи» И не кричи на них, А речь веди пристойно с ними. |
24. | По милосердию (и кротости души) Простри крыло смирения пред ними И говори: «Господь! Пошли им милость, Подобно той, с которою меня - младенца Они взрастили (с колыбели)». |
25. | Господь ваш лучше знает, что у вас в душе, И если ваши праведны деянья, - Поистине, прощающ Он к тому, Кто лик к Нему свой обращает! |
26. | Дай ближнему все должное ему, И бедняку, и путнику (дай кров и пищу), Но с безрассудностью (добро) не расточай, - |
27. | Ведь расточители - собратья Сатаны, А Сатана и Богу своему неблагодарен. |
28. | Но если все ж от них ты отвернешься И для себя щедрот Господних будешь домогаться, То с ними кротко говори. |
29. | И не привязывай ты руку к шее [18] И не вытягивай на всю длину, Чтоб не остаться порицаемым (за скупость) Иль обнищавшим (от напрасных трат). |
30. | Господь твой щедро простирает Удел тому, кто мил Ему [19], Или по мере раздает, - Ведь знает Он и зрит (деянья) Своих слуг. |
31. | Из страха обеднеть своих детей не убивайте - Мы пропитаем их и вас, - Ведь убивать их - грех великий. |
32. | Не приближайтесь к блуду вы [20], - Ведь это - срам и путь к дурному. |
33. | Не убивайте душу, что Аллах Запретной (для убийства) сделал, Иначе, как по праву, (данному Всевышним) [21]. А если кто-нибудь убит несправедливо, Мы дали ближнему его Власть - (возместить убийце), Но пусть в (отместном) убиении своем Не преступает он дозволенные грани, - Ему ведь, истинно, (Закон) уже помог. |
34. | Не приближайтесь вы к имуществу сирот Иначе, как (размер) его улучшить, До достиженья ими зрелых лет, И будьте верны обязательствам своим, - Ведь с вас об этих обязательствах испросят. |
35. | И будьте верны в мере вы тогда, Когда вам надлежит отмерить, И вес давайте на весах, которые не лгут. В конечном счете, это - праведней и лучше. |
36. | Не надо следовать тому, чего не знаешь, - Поистине, (за каждый твой неверный шаг) Твой слух, и зрение, и сердце Будут ответ держать (пред Ним) [22]. |
37. | И не ходи ты горделиво по земле - Тебе ее не разверзти на части И гор по росту не достичь. |
38. | Все это - ненавистно и презренно В Деснице Бога твоего [23]. |
39. | Это - (лишь часть) того, что твой Господь По мудрости Своей тебе поведал; И не твори с Аллахом наравне другого бога, Иначе будешь ввергнут в Ад Презренным и отверженным (навечно). |
40. | Неужто только вам одним Господь сынов предоставляет, Себе же - дочерей из ангелов берет? [24] Вы говорите, истинно, чудовищное слово! |
41. | И Мы, поистине, в Коране этом изложили (все), Чтоб поразмыслили они и приняли предупрежденье [25], Но это лишь сильнее (отчуждает их), усиливая отвращенье. |
42. | Скажи: «Ведь если бы другие боги Существовали вместе с Ним - Как это говорят они, - Тогда они бы [26], несомненно, Путь отыскали к Властелину Трона». |
43. | Хвала Ему! Превыше Он того, что говорят (они), - Великой Высоты (Властитель) [27]! |
44. | И воздают Ему хвалы Земля, и семь небес, и все, что есть на них, - Нет ничего, что бы Его не прославляло; И все же только вам одним Их прославления неясны, - Он, истинно, воздержан и прощающ! |
45. | Когда читаешь ты Коран, Мы ставим скрытую завесу между тобой и теми, Кто не верит в будущую жизнь, |
46. | И Мы кладем на их сердца покровы, Чтобы они его не понимали, А уши закрываем глухотой. Когда о Господе твоем в Коране Ты говоришь как о Едином, Они воротят свои спины и бегут. |
47. | Мы знаем лучше, каково (намерение) их, Когда они (приходят) тебя слушать, Когда в беседах тайных (говорят между собой), - А говорят неправедные так: «Вы следуете лишь тому, Кто (неземными) чарами (опутан)» [28]. |
48. | Ты посмотри, какую притчу [29] Тебе они (пытаются) придать! Они - в (глубоком) заблужденье И (никогда) не смогут отыскать пути. |
49. | И говорят они: «Неужто, обратившись в прах и кости, Мы будем вновь воскрешены Как новое творенье?» |
50. | Скажи им: «Да! Будь вы камнями даже иль железом |
51. | Или другим каким-либо твореньем, Которое (по скудости ума [30] Вам представляется) немыслимым (Для воскрешенья к жизни)». И скажут они (вновь): «Кто ж нас вернет?» Скажи: «Кто создал вас первоначально». Тогда они качнут своими головами По направлению к тебе и скажут: «Когда (случится) это?» Скажи: «Быть может, очень скоро». |
52. | То будет День, Когда Он призовет вас, И прославлением Его Ему вы отзоветесь. И вам покажется, Что (между воскресением и смертью) Так мало времени прошло [31]. |
53. | Скажи служителям Моим, Чтоб говорили они то, что лучше [32], - Поистине, меж ними Сатана Желает несогласие посеять, А Сатана для человека - явный враг [33]. |
54. | Господь ваш лучше знает вас, И если есть на то Его угода, Он даст вкусить Свою вам милость, А если той угоды нет, Вкушайте наказание (сполна), - Тебя Мы поручителем за них не посылали. |
55. | И знает лучше твой Господь, Кто в небесах и на земле пребудет. И Мы возвысили одних пророков над другими - Дауду дали Мы Псалтырь [34]. |
56. | Скажи: «Взывайте к тем, Кого, кроме Него, богами вы себе вообразили, - Не в состоянии они Ни отвратить от вас невзгоды, Ни (участь вашу) изменить». |
57. | Ведь те, к кому они взывают, Желают сами обрести (Заветный) доступ к своему Владыке. И даже те, кто ближе всех к Нему [35], Ждут милости Его и наказания страшатся, - Ведь наказания Владыки твоего, Поистине, остерегаться надо! |
58. | Нет ни единого селения [36], которое Мы не погубим Иль не подвергнем жесточайшей каре [37] До Дня (их) Воскресения (на Суд), - Все это - в Книге (Наших уложений) [38]. |
59. | Удерживает Нас от низведения знамений Лишь то, что прежние народы их отвергли, - Так, Мы верблюдицу послали к самудянам [39], Чтобы они могли прозреть; Они же поступили с ней несправедливо. Поистине, знамения Мы шлем Лишь для того, чтоб (ими их) увещевать. |
60. | И вот сказали Мы тебе: «Господь твой, истинно, объемлет род людской». И Мы тебе видение явили, Доступно глазу твоему, Лишь испытанием (на веру) для людей [40] И (дали тебе видеть) дерево (заккум [41]), Что проклято в Коране. Мы устрашаем их, и все же Сие лишь увеличивает в них И без того большое непокорство. |
61. | И (вспомни), как Мы ангелам сказали: «Адаму низко поклонитесь», - И те склонились перед ним, Кроме (надменного) Иблиса. «Мне ль кланяться тому, - ответил он, - Кого Ты сотворил из глины?» |
62. | И (далее) сказал: «Ты видишь, это - тот, Кого почтил Ты больше, чем меня. Если Ты дашь отсрочку мне До Дня (их) Воскресения (на Суд), Я подчиню его потомков своей власти [42], За исключением немногих». |
63. | Господь ответил: «Прочь иди! А тем из них, что за тобой пойдут, - Поистине, вам будет воздаяньем Ад, (К тому же) - полным воздаяньем! |
64. | Введи в соблазн тех из них, Кого (сумеет) совратить твой голос, И направляй на них все воинства [43] твои, И соучаствуй с ними в их добре и детях [44], Давай (заманчивые) обещанья - Ведь Сатана умеет обещать лишь для обмана, - |
65. | И все ж над слугами Моими, Поистине, нет власти у тебя, И покровительства Владыки твоего (Вполне) достаточно, (чтоб уберечь их)». |
66. | Господь ваш - Тот, Кто гонит вам корабль по морю, Чтоб вам снискать дары Его (щедрот), - Поистине, Он милосерден к вам (и щедр)! |
67. | Когда постигнет вас беда на море, То тех, к кому взывали вы, кроме Него, нет рядом [45]. Когда ж спасенными (от бед) Мы вас на сушу возвращаем, Вы отвращаетесь от Нас, - Как человек, поистине, неблагодарен! |
68. | Ужель избавлены вы от того, Что Он не повелит вас поглотить [46], Разверзнув часть земли под вашими (стопами), Иль не обрушит ураган на вас? И уж тогда вам не найти защиты [47]. |
69. | Иль вы не опасаетесь, что Он Еще раз возвратит вас (в море) И ниспошлет на вас смертельный шторм, Что вас погубит, потому что вы невЕрны? И уж тогда вам против Нас Помощника себе не отыскать. |
70. | Мы оказали честь сынам Адама, Мы их носили по земле и по морям, И наделяли их благими, чистыми дарами, И их возвысили над многим из того, что сотворили. |
71. | Настанет День, Когда Мы призовем весь род людской С наставником (от каждого народа) [48], И тот, кому представят книгу (дел) [49] в их праву руку, (С великой радостью) ее прочтет, И им обид не причинят даже на йоту [50]. |
72. | А кто был слеп на этом свете, Слепым останется и в том - И еще больше сбившимся с пути. |
73. | Поистине, они [51] тебя едва не совратили от того [52], Что Мы тебе по Истине [53] открыли, И чтоб ты Нам другое (ложно) приписал [54], - Тогда они тебя бы взяли своим другом. |
74. | И если б Мы тебя не укрепили (в вере), Ты бы, (возможно), и немного, к ним склонился. |
75. | Тогда бы дали Мы тебе вкусить Двойную (долю Нашей кары) И в этом мире, и по смерти. И против Нас тогда, (о Мухаммад!), Помощника бы ты не отыскал. |
76. | И их намерением было С этой земли изгнать тебя (испугом), Чтоб (навсегда) ты от нее был отлучен. И уж тогда пробыть им там после тебя Не долго б оставалось, - |
77. | Таков Наш принятый уряд [55] С пророками, которых до тебя Мы слали, И в нем ты изменений не найдешь. |
78. | Твори молитву (всякий раз), Когда клонится солнце к мраку ночи. А на рассвете дня читай Коран, - Ведь чтение на утренней заре, Поистине, свидетелей [56] имеет. |
79. | И бдением в полночные часы [57] Усердствуй в сем благочестивом деле По доброй воле, для (души) своей [58], - И место славное тебе Господь твой, истинно, доставит. |
80. | Скажи: «О мой Господь! Введи [59] меня Вратами истины (и чести), И выведи меня вратами истины и чести, И дай мне в помощь от Тебя Могущество и власть». |
81. | Скажи: «Явилась Истина, и Ложь исчезла, - Ведь Ложь обречена на исчезанье». |
82. | Через Коран Мы посылаем то, Что служит исцелением (души) И милостью для верных, А для неверных - лишь потери [60] увеличит. |
83. | Когда Мы благоденствие даруем человеку, Он отвращается и остается вдалеке (от Нас) [61]; Когда же постигает его зло, Он в (безрассудное) отчаянье впадает. |
84. | Скажи: «Каждый ведет себя По соответствию (душевному) настрою [62], И знает лучше ваш Господь Таких, чей путь прямее». |
85. | Они тебя о (сути) Духа вопрошают. Скажи: «Дух - от веления Владыки моего, И скудно ваше знание о том, что вам дается» [63]. |
86. | И если б Мы того желали, Мы б у тебя могли отнять То, что открыли (в Откровении) тебе, И ты тогда бы против Нас Защитника себе не отыскал, |
87. | Помимо милосердия от твоего Владыки, - Его щедроты для тебя, поистине, огромны! |
88. | Скажи: «Когда б соединились люди все и джинны, Чтобы создать подобное Корану, Они б не создали подобного (ему), Хотя одни из них другим И оказали бы поддержку». |
89. | В этом Коране Мы для (наставления) людей Истолковали притчи разного значенья, И все же большинство людей Не пожелали ничего, Кроме (упорного) неверия (в Аллаха). |
90. | И говорят они: «Тебе мы не поверим, пока не изведешь нам из земли Источник животворной влаги [64]; |
91. | Или, имея сад из пальм и виноградных лоз, Ты между ними не прольешь стремительные реки; |
92. | Или на нас небесный свод не спустишь - Кусками, - как пророчествуешь ты; Или с Аллахом не придешь И ангелов нам (не представишь); |
93. | Иль если у тебя не будет дома с золотым убранством; Иль если ты по лестнице на небо не взойдешь, - Да и тогда мы не поверим в восхождение твое, Пока ты нам не спустишь Книгу, Которую могли бы мы прочесть». Скажи: «Хвала Владыке моему! Неужто не являюсь я Обычным, смертным человеком, (Кто) на посланничество Господом (назначен)?» |
94. | Мешает людям веровать (в Аллаха), Когда пришло к ним Руководство, Лишь то, что говорят они: «Ужель Аллах посланником назначил человека - (Такого ж смертного, как мы)?» |
95. | Скажи: «Если бы ангелы спокойно (Обосновались) и ходили по земле, Мы бы им ангела посланником с небес свели». |
96. | Скажи: «Достаточно свидетельства Аллаха (В вопросах) между мной и вами, - Ведь о служителях Своих Он сведущ и (все)видящ!» |
97. | Идет прямым путем лишь тот, Кого Аллах (Своим всеведеньем) направит [65]. Кого ж блуждать (в грехах) оставит Он, Тому защитника ты не найдешь, кроме Него. В День Воскресения (на Суд) Мы соберем их всех: Слепых, немых, глухих - Ничком (униженно) лежащих [66], - Пристанище им - огнь Ада, И всякий раз, когда огонь слабеет, Его усиливаем Мы. |
98. | Таким им будет воздаяние за то, Что не поверили в знаменья Наши и говорили: «Неужто, обратившись в прах и кости, Мы будем вновь воскрешены Как новое творенье?» |
99. | Ужель они не видят, что Аллах, Кто создал небеса и землю, Способен сотворить подобных им? Он им назначил срок, в котором нет сомненья, - И все ж неверные отвергли все, Кроме (упорного) неверия (в Аллаха). |
100. | Скажи: «Если б владели вы Сокровищами милости Господней, То и тогда бы вы их при себе держали, Боясь растратить их (на нужды ближних)». Поистине, скуп человек (безмерно)! |
101. | Мы дали Мусе девять ясных знаков [67] - Спроси сынов Исраиля (о том); Когда он к ним пришел, То Фараон сказал: «Мне кажется, что ты, о Муса, (Дурными) чарами опутан!» |
102. | Ответил он: «Ты знаешь, что свести это [68] (возможно) Лишь Властелину неба и земли, Как несомненные свидетельства (Господней Воли), И полагаю я, что ты, о Фараон, На гибель обречен (Всевышним)!» |
103. | Тогда задумал (Фараон) Убрать их всех с лица земли, Но потопили Мы его И тех, что были с ним, - всех до едина. |
104. | И вслед за этим Мы сынам Исраиля сказали: «Живите на земле (как дОлжно вам), А уж когда наступит время (сбыться) Обетованию последней жизни [69], Тогда Мы вместе соберем вас всех». |
105. | Мы ниспослали в Истине [70] Коран, И в Истине нисшел он свыше. Тебя же Мы, (о Мухаммад!), Лишь (благо)вестником и увещателем послали. |
106. | Коран Мы разделили (на айаты [71]), Чтоб людям ты читал его (не сразу), А делал промежутки (в чтенье) [72], - (И потому) ниспосылали Мы его Ниспосыланием, (что временем разнилось). |
107. | Скажи, (о Мухаммад!): «Поверите ль в него вы или нет, Но те, кому было дано познать (Писание, что) до него (пришло), - Когда читают им его, Ниц падают на бороды [73] свои, простершись благовейно». |
108. | И говорят (они): «Хвала Владыке! Поистине, свершилось обещание Его!» |
109. | Они ниц падают на бороды свои, Льют слезы (умиленно), И это увеличивает в них Смирение и кротость (пред Всевышним). |
110. | Скажи, (о Мухаммад!): «Взываете ли вы к Аллаху иль призываете Рахмана [74] - Каким бы именем Его вы ни назвали, - Ему принадлежат прекраснейшие имена». Свою молитву громко не читайте [75], Но и шептать ее не надо - Держитесь среднего пути. |
111. | И скажи: «Хвала Аллаху, Кто (в величии Своем) Ни сыновей, ни соучастников в господстве не имеет [76], Его (могуществу) нужды в поддержке нет. И, величая, возвещай величие Его!» |
[1] Дату «ночного переноса» пророка Мухаммада обычно помещают в ночь на 27-е число месяца Раджаб или же на 17-е число месяца Раби - за год до Хиджры.
[2] Мечеть на территории разрушенного Храма Соломона (араб. Сулейман) на холме Мориа, вблизи которого находится мечеть хазрата Умара. Обе мечети были завершены в 68 г. Xиджры эмиром Абдул Маликом.
[3] «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху (а как же изображение Бога Отца, Бога Сына, Богоматери в иконописи и скульптуре? - В.П.), и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой... творящий милость... любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:2-6).
[4] Здесь речь, очевидно, идет о Книге Исайи, где Господь предупреждает о том, что «дочери Сиона надменны и... выступают величавою поступью... Мужи твои падут от меча... И будут воздыхать и плакать ворота столицы (Иерусалима. - В.П.)... Горе тем, которые зло называют добром... и свет тьмою... храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток... за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!...За то возгорится гнев Господа на народ Его... и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах....И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет... И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей» (Ис. 3:16, 24-25; 5:20, 22-23, 25-26; 24:5-6).
[5] Речь, несомненно, идет о двух разрушениях Храма Соломона. Завершенный в 1004 г. до н.э., на одиннадцатом году царствования пророка Соломона, он был разрушен вавилонянами под предводительством наследника престола халдея Навуходоносора (о нем-то и идет речь ниже, в ст. 5: «...что обладали мощной силой»): иудейский царь Иехония взят в плен, переселение иудеев в Вавилон, начало 70-летнего вавилонского пленения, и сама Иудея попадает под власть вавилоно-халдейского царства. В 538 г. до н.э. Кир разрешает первым группам иудеев вернуться на родину, и в 519-515 гг. до н.э. происходит восстановление Храма Ездрой и Неемией. В 167 г. до н.э. Антиох IV Епифан оскверняет Храм языческими идолами и отменяет иудейское богослужение, а в 70 г. уже новой эры происходит полное уничтожение Храма римлянами. Это было предсказано в Книге Исайи (см. прим. [17:4::1] ) как исполнение Господнего обещания за ослушание Закона Моисея (отсюда и богословское значение «законники» и «беззаконники»), а также за преступное отношение самих евреев к Храму: он был ограблен израильским царем Иоасом (см. 4 Цар. 14:14), обобран иудейским царем Ахазом (см. 4 Цар. 16:8) и осквернен Манасией, сыном Езекии, который поставил там истукан богини Астарты, поклонение которой сопровождалось всевозможными мерзостями (при ее храме были блудницы и блудники; во славу ей девицы лишали себя невинности, а юноши оскопляли себя).
[6] 520 г. до н.э. - возвращение евреев из вавилонского плена, восстановление Храма Соломона; начало создания государственности.
[7] Взятие Иерусалима римлянами и окончательное разрушение Храма.
[8] Часто при отсутствии возрастной мудрости и незнании Писания человек в спешке взывает к тому, что представляется ему прекрасным, и как часто это прекрасное оборачивается злом против него («И жить торопится, и чувствовать спешит»).
[9] «Неясное» в том смысле, что ночью, как правило, активная жизнедеятельность людей прекращается, что мешает реальному обзору и оценке действий.
[10] Арабы, подобно древним римлянам, старались разгадать свою участь по полету птиц, и Господь, зная об их обостренном суеверии, говорит о наличии такой птицы-Книги, которая является неизменным свидетелем всех их дел и незримо сопутствует им в течение всей жизни.
[11] Букв. «встретит».
[12] См. прим. [7:135::1] и [9:33::1].
[13] Над городом.
[14] См. С. 36, ст. 82.
[15] Божественная сущность безгранична и непостижима.
[17] Айат 22 начинает, а айат 39 завершает блестящий перечень «двенадцати заповедей» ислама, как справедливо отмечают известные западноевропейские исламологи Гримме и Фостер. Это как бы мини-вероустав ислама.
[19] Букв. «кому желает»; это выражение я часто перевожу различными синонимичными комбинациями слов (см. ниже, ст. 54).
[20] Речь идет о прелюбодеянии, которое классифицируется, как оное при наличии четырех свидетелей блуда и считается одним из смертных грехов.
[21] Пример такого права дан ниже, в этом же айате. См. прим. [7:146::1] (С. 2, ст. 178; С. 5, ст. 45).
[22] Разночтение! Варианты: 1) см. в тексте в значении «ответственны за грехи»; 2) «будут свидетельствовать против тебя перед Господом».
[23] Блестящее завершение вероустава ислама, объявшего всю жизнедеятельность человека.
[24] См. С. 16, ст. 57-59.
[25] В одном глаголе (араб. «йаззеккер») присутствуют оба значения, представленные в тексте перевода (согласно всем авторитетным тафсирам).
[26] Измышленные ими божества.
[27] В величии Своем Господь пребывает на Высоте, недосягаемой ни умозрительно, ни зримо.
[28] Неверные приписывали пророку Мухаммаду околдованность злыми чарами (ср. ниже, ст. 101; речь здесь идет о Мусе). То же самое было и с Иисусом Христом. См. прим. [5:110::2].
[29] «Притча» - как проведение сравнения; уподобление.
[30] В знаменитом айате аль-Курси (см. С. 2, ст. 255, и прим. [2:255::1] ) звучит гениально просто: «Нам назначено познать лишь то (ту малость), которую Он дозволит», и по нашей скудости ума, вызванной пространственно-временными ограничениями, мы ни в коем случае не должны претендовать на умственное постижение сокровенного (см. прим. [12:5::1] ); мы должны все это отдать во власть внутренних ощущений, души, или, иными словами, Духа, что был вселен в нас от Господа Бога как величайшая милость Его к нам.
[31] Ср. С. 2, ст. 259.
[32] Кротость, почтительность, вежливость в обращении и с друзьями, и с недругами являются залогом доверия, взаимопонимания и миролюбия.
[34] См. прим. [16:44::1].
[35] Речь идет о призывании людьми в своих молитвах имен канонизированных святых (Александра Невского в православии - пример тому), мучеников в ближней жизни, а также посланников Господних (Иисуса Христа).
[36] Имеется в виду: община, преступное общество или государственная структура, основанная на неверии и живущая не по Господнему руководству, а по законам, измышленным людьми, погрязшими в невежестве и гордыне.
[37] Катаклизмы: как природные (землетрясения, наводнения, засухи и т.д.), так и социальные (кровавые войны, революции, политические перевороты с большим количеством жертв).
[38] См. прим. [3:145::1] и [27:75::1].
[39] См. прим. [11:64::1] (С. 7, ст. 73).
[40] Примером испытания людей на веру во всемогущество Аллаха является Сура о ночном переносе Мухаммада. См. прим. [17:0::1].
[41] См. прим. [37:62::1] и [37:63::1] (С. 37, ст. 62-65).
[42] См. ответ на это заявление ниже, в ст. 65, а также прим. [12:5::1]. Здесь возможен и второй вариант перевода, хотя в тафсирах он менее предпочтителен. В тексте звучит: 1) «Я подчиняю его потомков своей власти...»; 2) «Я истреблю его потомство...».
[43] Букв. «конница и пехота», что, безусловно, метафорично, а потому я без особой погрешности даю богословский эквивалент «воинства».
[44] «Добро», приобретенное неправедным, нечестным путем; «дети», рожденные от внебрачных связей, как результат блуда.
[45] Здесь противопоставляется отсутствие всякого признака вмешательства идолов в жизнь человека неизменному и постоянно ощущаемому присутствию Господнего участия в жизни людей, когда все события, происходящие с нами или вокруг нас, приобретают вдруг, и совершенно независимо от нас, самый неожиданный поворот, благотворный смысл которого иногда открывается нам лишь много времени спустя.
[46] За неблагодарность после оказания помощи может последовать вторая кара.
[47] Букв. «защитник».
[48] См. прим. [11:103::1] (С. 16, ст. 84).
[49] См. С. 84, ст. 7-12.
[50] Арабская идиома для обозначения минимального количества: букв. «плева, что покрывает желобок на финиковой косточке», - которой адекватно соответствует русская идиома: «на йоту», «на волосок» и т.п.
[51] Корейшиты Мекки.
[52] Разночтение! Второй вариант: «И их намерением было...»
[53] См. прим. [10:36::1] (С. 10, ст. 36).
[54] Ложные откровения.
[55] Установленный (а потому «обычный») порядок Господнего образа действия.
[56] Ангелов.
[57] См. С. 73, ст. 20.
[58] Всякая душа является заложницей земных деяний человека. См. прим. [4:123::1] (С. 45, ст. 15).
[59] Слова «введи» и «выведи» толкуются большинством комментаторов по-разному. Я дам три самых распространенных толкования: 1) (в общем смысле) «вход и выход» на смене отдельных этапов жизни; 2) «вход» в состояние смерти и «выход» в День Воскресения (на Суд); 3) (конкретно) «вход» в новую жизнь в Медине и «выход» из жизни в Мекке, полной неверия, обвинений во лжи и преследований.
[60] См. прим. [5:53::1] и [9:126::1].
[61] Забывает о Боге и приписывает эти блага своим умениям. (Величание и гордыня!!!) См. прим. [7:94::1].
[62] См. прим. [9:126::1] и [14:31::2].
[63] См. прим. [17:51::1].
[64] Букв. «воду».
[66] Сочетание моральной и физической ущербности.
[67] В С. 7, в ст. 107, 108, 117, 133, перечислены все девять знаков посланнической миссии Мусы (библ. Моисей), начиная с «жезла», «светящейся руки», пожирания жезлом Мусы змей чародеев Фараона и т.п., завершая природными и экологическими катаклизмами, низведенными Господом на людей Фараона за их неверие и неприятие миссии Мусы.
[68] «Это» - все перечисленное в прим. [17:101::1].
[69] Разночтение убольшинства комментаторов: 1) дано в тексте - это второе обетование (о первом см. выше, ст. 5); 2) «Предупреждению второму сбыться» (о первом см. выше, ст. 7).
[70] См. прим. [14:22::1], [15:9::1] и [9:33::1].
[71] Айат - не только стих Корана, но и часть Откровения, знамение.
[72] Сознание человека, его способность осознать и принять либо отвергнуть, формируется временнИм и пространственным факторами; отсюда - постепенность низведения Откровений, степень категоричности одних заветов и мягкой рекомендации других, замена одних другими и т.п.
[73] Бороду, как правило, носили и носят все благочестивые служители Господни (и иудеи, и христиане, и мусульмане), и часто наличие бороды - это уже первый зримый атрибут благочестия.
[74] См. прим. [7:180::2] (С. 7, ст. 180).
[75] См. С. 7, ст. 205.
[76] См. прим. [4:171::3] и [5:72::1].